Гр.дело: № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Покровка 22 апреля 2011года Октябрьский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Загорулько А.В., с участием пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В., при секретаре Чекалдиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Липовецкое» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, У с т а н о в и л: Прокурором Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении населения Октябрьского района. По результатам проверки, прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Липовецкое» с требованием о возложении обязанности обеспечить надлежащую организацию водоснабжения населения. Истец просит обязать МУП «Липовецкое» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину № 40, расположенную на территории п.Липовцы Октябрьского района Приморского края, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование требований истец пояснил, что согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с п. 4 ст. 18 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно ч. 2 ст.19 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые, в соответствии с п.1.5 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02» организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждой из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. П.п. 1.6., 1.12., 1.13, 1.17 СанПиН установлено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (ЗСО). В состав проекта ЗСО с планом мероприятий должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованны с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, и утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН. В результате проведенной проверки установлено, что МУП «Липовецкое» осуществляет эксплуатацию скважины и забор воды в целях питьевого водоснабжения из скважины № 40 в пгт.Липовцы. По сообщению Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на данном источнике централизованного водоснабжения первый пояс зоны санитарной охраны не организован, проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, и уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ проект не утверждался, что является нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Пом.прокурора Октябрьского района Щанкиной В.В., представляющей по поручению интересы Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, заявленные исковые требования были поддержаны в полном объеме. При этом, представитель прокуратуры уточнил требования, пояснив, что речь в иске идет фактически о скважине № 5840, согласно представленных ответчиком документов. Представитель ответчика – директор МУП «Липовецкое» Шапошников А.Ю. и представитель третьего лица на стороне ответчика - Липовецкого городского поселения, Данилов А.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признали. Пояснили, что МУП «Липовецкое» не оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению, а этим занимается ООО «ОКП». Речь в исковом заявлении идет о скважине № 5840, а не № 40. Данная скважина является собственностью Липовецкого городского поселения, и была передана МУП «Липовецкое» в полное хозяйственное ведение, с целью обеспечить сохранность оставшегося имущества. Скважина не эксплуатируется с февраля 2009 г., т.к. в результате лабораторных проб воды из данной скважины, были обнаружены нефтяные пятна. Недалеко от скважины расположен комбинат «Радуга», производственная деятельность которого могла повлиять на качество воды. Скважина отрезана от системы централизованного водоснабжения п.Липовцы, на ней отсутствует электропитание, и планируется консервация данного объекта, т.к. подаваемая из скважины вода, не пригодна для употребления. Считают, что в разработке проекта ЗСО скважины, получении санитарно-эпидемиологического заключения и утверждении проекта, нет необходимости, поскольку данный объект не является источником водоснабжения, и нецелесообразно тратить денежные средства на подготовку проекта ЗСО. На все другие действующие скважины и водопровод, разработаны и утверждены проекты ЗСО, получены санитарно-эпидемиологические заключения. Представитель Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Берников В.А. пояснил, что Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не может являться третьим лицом по рассматриваемому спору, т.к. у Управления не имеется материально-правового, либо личного интереса, который основан на связи третьего лица с одной из сторон. Самостоятельные требования у Управления отсутствуют и судебное решение не может повлиять либо затронуть его права. По обстоятельствам дела пояснил, что доводы представителя ответчика являются необоснованными, т.к. в соответствии с п.п. 1.4., 1.6 СанПиНа, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий на которых они расположены. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта с планом мероприятий, который должен иметь заключение центра гос.санитарно-эпидемиологического надзора, после чего утверждается в установленном порядке. Ответчик до настоящего времени не выполнил требования СанПиНа. Считает, что не зависимо от того, эксплуатируется скважина или нет, ответчик обязан разработать и утвердить на нее проект ЗСО, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, т.к. скважина может быть использована в дальнейшем как источник водоснабжения. Выслушав стороны, представителей Липовецкого городского поселения и Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Как следует из справки главы Липовецкого городского поселения, скважина № 5840, в составе водозабора «Банный ключ», входящая в муниципальную казну Липовецкого городского поселения, с 01.09.2009 г. передана МУП «Липовецкое» в хозяйственное ведение с целью обеспечения сохранности оставшегося в данной скважине оборудования (насоса). Указанная скважина с февраля 2009 г. была отрезана от системы водоснабжения поселка и законсервирована, по причине появления в воде нефтяных пятен. Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН). При этом, согласно п. 1.4 указанных СанПиН, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В соответствии с п. 1.11 СанПиН, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. По смыслу данных норм СанПиН, разработка проекта ЗСО и получение заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется в отношении проектируемых или используемых (действующих) источников водоснабжения. Как установлено в судебном заседании, скважина № 5840, находящаяся в хозяйственном ведении МУП «Липовецкое», более двух лет не эксплуатируется, отрезана от системы централизованного водоснабжения п.Липовцы, и законсервирована, т.е. не является источником водоснабжения. Как следует из пояснений представителя ответчика и представителя Липовецкого городского поселения, в дальнейшем эксплуатация данной скважины осуществляться не будет, из-за плохого качества питьевой воды. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ответчика обязанностей, указанных в исковом заявлении, являются необоснованными. Разработка проекта ЗСО на не эксплуатируемую скважину, которая не является источником водоснабжения населения питьевой водой, экономически нецелесообразна, поскольку разработка такого проекта требует от ответчика дополнительных материальных вложений. Кроме того, согласно норм СанПин, соответствующие контролирующие органы, вправе потребовать от ответчика выполнение санитарных мероприятий в пределах первого пояса ЗСО законсервированной скважины № 5840, направленных на охрану объекта и прилегающей территории от загрязнения, и при отсутствии утвержденного проекта ЗСО. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Липовецкое» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования, отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 27 апреля 2011 года. Судья А.В. Загорулько