о защите прав потребителей



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,

при секретаре Ольховик Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норкиной ФИО4 к Открытому акционерному обществу «Владивосток авиа» о защите прав потребителей и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Норкина Н.О. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте компании ОАО «Владивосток авиа» она приобрела электронные билеты для себя и своей семьи на авиарейс Хабаровск-Владивосток с датой вылета из аэропорта гор.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 10 минут. При этом ответчик не поставил ее в известность об изменении времени выполнения рейса с 20 часов 10 минут до 23 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и она прибыла в семьей в аэропорт гор.Хабаровска за 2 часа до времени выполнения рейса, указанного в билете, в результате чего вынуждена была в течение 5 часов ожидать вылета самолета в здании аэропорта, что причинило ей и ее семье моральные страдания. Просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.

В судебном заседании истец Норкина Н.О. на иске настаивала на основании приведенных доводов, в обоснование которых указала, что в результате ожидания вылета она с мужем и четырехлетним ребенком были вынуждены испытывать неудобства, были нарушены режим питания и сна ребенка, а также распланированное время отдыха, испорчено впечатление от отдыха в праздничные дни.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ОАО «Владивосток Авиа», который надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, при отказе в ходатайстве об отложении судебного разбирательства, в связи с его необоснованностью. При этом суд учитывал поступившие возражения на иск, в обоснование которых ответчиком приведены доводы о том, что вылет рейса Хабаровск-Владивосток был задержан по причине изменения расписания движения воздушных судов. Оповещение пассажиров данного рейса производилось сотрудниками информационного центра ОАО «Владивосток Авиа», связаться по телефону, указанному Норкиной Н.О. в заявке на бронирование, не удалось, абонент был недоступен. ДД.ММ.ГГГГ по адресу электронной почты, указанному Норкиной Н.О. в заявке на бронирование, было направлено электронное письмо. Вылет рейса Хабаровск-Владивосток вследствие изменения расписания был задержан на 02 часа 50 минут, а потому право на предоставление гостиницы не возникло. За услугами предоставления комнаты матери и ребенка пассажир Норкина Н.О. не обращалась. ОАО «Владивосток Авиа» выполнило требования Федеральных авиационных правил надлежащим образом, при обстоятельствах задержки авиарейса действовало добросовестно и законно, а потому оснований ответственности для компенсации морального вреда не имеется. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив доводы и возражения сторон, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В силу п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 106 Воздушного кодекса РФ, перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на сайте компании ОАО «Владивосток авиа» истица Норкина Н.О. приобрела электронные билеты для себя и своей семьи на авиарейс Хабаровск-Владивосток с датой вылета из аэропорта гор.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 10 минут. Вследствие изменения расписания вылет рейса Хабаровск-Владивосток был изменен на 23 часа 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, о чем истица узнала в аэропорту гор.Хабаровска за 2 часа до времени выполнения авиарейса, указанного с билете, в результате чего вынуждена была в течении 3 часов ожидать вылета самолета с ребенком в здании аэропорта.

На претензию истца о выплате денежной компенсации морального вреда, причиненного авиакомпанией, претензионная комиссия ответчика ответила отказом.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Компенсация морального вреда, размер, способ и основания регулируются статьями 151, 1101 Гражданского кодекса РФ в зависимости от вины причинителя вреда, с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, фактических обстоятельств, при которых он был причинен. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Разрешая заявленный спор, суд исходит из того, что требования истца, как потребителя, о компенсации морального вреда, являются правомерными, поскольку в установленное время вылет воздушного судна не состоялся, о чем пассажир не был проинформирован до прибытия в аэропорт, и именно в связи с этим истцу с малолетним ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, были причинены неудобства, она была лишена возможности в полном объеме воспользоваться распланированным временем отдыха в праздничные дни, режим питания и сна ребенка были нарушены, испорчены впечатления от отдыха. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу компенсации морального вреда.

Исходя из фактических обстоятельств дела, принципа разумности и справедливости, суд находит размер компенсации морального вреда, заявленный истцом в сумме 100000 рублей, завышенным и считает разумным и справедливым определить его в сумме 20000 рублей.

Оценивая доводы ответчика о добросовестности и законности действий ОАО «Владивосток Авиа», связанных с задержкой авиарейса Владивосток-Хабаровск ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что ответчиком не представлены доказательства в обоснование своих возражений о задержке рейса в связи с обстоятельствами, независящими от перевозчика, и об информировании истца об изменении времени вылета рейса, хотя согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не доказал существования обстоятельств, освобождающих его от ответственности перед истцом за задержку авиарейса, а также допущенного при этом нарушения прав пассажира на обеспечение его точной и своевременной информацией о движении воздушных судов.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в доход бюджета Октябрьского муниципального района Приморского края подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере 10000 рублей, что составляет 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска. Государственная пошлина рассчитана на основании п/п 3 п.1 ст.333.19 НК РФ. Исходя из требований п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина взыскивается в бюджет Октябрьского муниципального района Приморского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Норкиной ФИО5 к Открытому акционерному обществу «Владивосток авиа» о защите прав потребителей и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Владивосток авиа» в пользу Норкиной ФИО6 денежную компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Владивосток авиа» за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в доход бюджета Октябрьского муниципального района Приморского края в размере 10000 рублей, государственную пошлину в размере 200 рублей, всего 10200 рублей.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.

Судья Р.Н.Задесенец