Дело № 2-3195/10РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
09 сентября 2010 года | г. Новосибирск |
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи | Коваленко В.В. |
при секретаре | Тартачаковой А.Ю. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску юр. лицо 1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к юр. лицо 2 о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
юр. лицо 1», действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к юр. лицо 2 о защите прав потребителей.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ответчик юр. лицо 2 управляет тремя специализированными стоянками для хранения транспортных средств, подвергнутых задержанию.
Статьей 27.13 КоАП РФ установлено, что хранение автомобиля на специализированной стоянке производится до устранения причины задержания. Между тем, режим работы юр. лицо 2 - с 800 час. до 1700 час. (обеденный перерыв с 1200 час. до 1300 час.). Режим работы подразделений ГИБДД, ставящих отметки о разрешении выдачи автомобилей со спецстоянки - с 1000 час. до 1200 час., выходные - среда и воскресенье. Таким образом, получить разрешение ГИБДД на выдачу автомобиля можно 10 часов в неделю, а непосредственно получить задержанный автомобиль - 40 часов в неделю. С учетом того, что оплата нахождения автомобиля на спецстоянке взимается за каждый час нахождения автомобиля на спецстоянке (за исключением первых суток), вышеуказанные органы создали ситуацию увеличения сроков нахождения автомобиля на стоянке, что противоречит требованиям КоАП РФ и влечет возможность извлечения дополнительных экономических выгод.
Кроме того, даже при наличии отметки ГИБДД, сотрудники спецстоянок отказываются выдавать автомобиль, если отсутствует печать бухгалтерии юр. лица 2».
Таким образом, по мнению истца, руководство юр. лица 2 нарушает права потребителей, введя ограниченное время выдачи транспортных средств и установив дополнительные незаконные требования (отметка бухгалтерии) для выдачи транспортных средств.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит признать противоправными действия юр. лица 2 по ограничению выдачи транспортных средств со спецстоянок. Признать противоправными действия юр. лица 2 по установлению не предусмотренных законом дополнительных требований для выдачи транспортных средств со спецстоянок. Обязать юр. лицо 2 выдавать транспортные средства со спецстоянок с момента устранения причины задержания.
В судебном заседании представитель истца Митрофанов Е.Б. уточнил свои исковые требования и просил признать противоправными действия юр. лица 2 по ограничению выдачи транспортных средств со спецстоянок, выражающиеся в не выдаче транспортных средств с 17 до 08 часов и в выходные и праздничные дни. Признать противоправными действия юр. лица 2 по установлению не предусмотренных законом дополнительных требований для выдачи транспортных средств со спецстоянок, выражающихся в не принятии оплаты за хранение транспортных средств в период с 17 до 08 часов и в выходные и праздничные дни. Обязать юр. лица 2 выдавать транспортные средства со спецстоянок с момента устранения причины задержания.
Представитель ответчика юр. лица 2 - по доверенности Черных И.А. иск не признал и пояснил, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Специализированные стоянки, обслуживаемые юр. лицом 2», осуществляют свою деятельность руководствуясь следующими нормативно-правовыми актами: Постановление Правительства РФ от 18.12.2003 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»; Приказ МВД РФ от 19.03.2004 г. № 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759»; статья 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Приказ Федеральной службы по тарифам от 7.04.2006 г. № 37-а «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств»; Постановление Администрации Новосибирской области от 28.12.2009 г. № 477-па «Об установлении размера платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Новосибирской области».
Основанием для предоставления услуги по хранению транспортного средства является не волеизъявление потребителя, а совершение лицом, управляющим транспортным средством, одного из административных правонарушений, предусмотренных статьей 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Таким образом, владельцы задерживаемых транспортных средств не являются потребителями услуги по хранению, они - правонарушители в рамках КоАП РФ.
Решением Верховного Суда РФ от 15 мая 2006 г. по делу № ... установлено, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ. Удержание транспортного средства хранителем после дачи уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел разрешения на выдачу задержанного транспортного средства уже не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением.
По утверждению ответчика, юр. лица 2 не препятствует в получении транспортных средств владельцами, после получения разрешения ГИБДД, не создает искусственные ограничения и не навязывает дополнительные услуги по хранению. Согласно Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных директором юр. лица 2», для специалистов в организации устанавливается 5-ти дневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье. Время начала работы 8.00 час., время окончания работы 17.00 час., перерыв с 12.00 до 13.00 часов. Указанный режим работы юр. лица 2, полностью соответствует требованиям Трудового кодекса РФ, поскольку согласно ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Именно этот период времени установлен в юр. лицо 2.
В юр. лицо 2, согласно штатному расписанию, в целях сбора выручки предусмотрена одна штатная единица - «...». Данное штатное расписание предоставлялось юр. лицо 2 в числе прочих документов в Департамент по тарифам Администрации НСО, в целях формирования тарифа на услуги специализированной стоянки. Постановлением Администрации Новосибирской области от 28 декабря 2009 г. № 477-па «Об установлении размера платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Новосибирской области» указанные тарифы были утверждены.
Тарифы на услуги специализированных стоянок формируются органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 7 апреля 2006 г. № 37-а (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 мая 2006 г. регистрационный № 7829) «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств». Согласно пункта 19 указанных Методических рекомендаций, при расчете тарифа на хранение задерживаемых транспортных средств, к прямым расходам на хранение относятся расходы на оплату труда.
Таким образом, при формировании действующего тарифа Департаментом по тарифам Администрации НСО в части расходов на оплату труда, была заложена одна штатная единица - «...» с нормальной продолжительностью рабочей недели - 40 часов рабочего времени и двумя выходными днями - суббота и воскресенье.
Привлечение дополнительных штатных единиц сотрудников, привлечение их для работы в ночное время, праздничные и выходные дни, согласно требований трудового законодательства, повлечет за собой и дополнительные расходы организации, осуществляющей хранение задерживаемых транспортных средств, следствием чего должен явиться пересмотр в сторону увеличения тарифов уполномоченным органом по тарифам в субъекте РФ (Новосибирская область). В настоящее время таких решений не принималось, дополнительные расходы юр. лицо 2 на оплату труда сотрудников в тариф не закладывались - следовательно, никаких оснований для работы бухгалтера-кассира (в единственном числе) в круглосуточном режиме и без выходных дней нет.
Согласно Приложению № 3 к Приказу МВД РФ от 19.03.2004 г. № 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759» - Типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, в типовом договоре должны быть отражены следующие положения:
Организация (юр. лицо 2) обязуется:
- 2.2.1 Круглосуточно производить прием и учет заявок Органа внутренних дел на помещение задержанных транспортных средств на специализированные стоянки;
- 2.2.5 Производить выдачу задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) на основании разрешения (в письменной форме) должностного лица органа внутренних дел, указанного в предоставленном Органом перечне, должностных лиц, уполномоченных выдавать такие разрешения.
Оба указанных в Приказе МВД № 187 от 19.03.2004 г. требования со стороны юр. лица 2 выполняются: прием задерживаемых транспортных средств осуществляется круглосуточно; требований о выдаче задерживаемых транспортных средств в круглосуточном режиме без выходных дней законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства № 759, одним из обязательных условий выдачи транспортного средства, является оплата расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке. Отметка бухгалтерии подтверждает лишь факт оплаты, то есть выполнение владельцем транспортного средства пункта 9 Постановления Правительства. Данная отметка проставляется на Акте приема-передачи задержанного транспортного средства немедленно после внесения оплаты за хранение в кассу предприятия, после чего задержанное транспортное средство передается владельцу. Следовательно, по мнению ответчика, никаких дополнительных препятствий и требований, помимо предусмотренных законодательством, при выдаче транспортных средств, со стороны юр. лица 2 в адрес владельцев не выдвигается. С учетом вышеизложенных обстоятельств, просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования юр. лица 1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частью 1 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, статьей 12.26 данного Кодекса, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.
Статьей 906 ГК РФ предусмотрено, что правила главы 47 данного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ, задержанное транспортное средство может быть помещено на стоянку и передано на хранение.
Из содержания п. 3 ст. 2 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.
Судебным разбирательством установлено, что юр. лицо 2 на основании договора от 04.12.2009 г., заключенного с ГУВД Новосибирской области, осуществляет хранение транспортных, задержанных органами внутренних дел в связи с производством по делам об административных правонарушениях, и их выдачу владельцам.
Таким образом, на правоотношения, возникающие между владельцами задержанных транспортных средств, помещенных на специализированные стоянки, принадлежащие юр. лицу 2, распространяются правила главы 47 ГК РФ.
Согласно ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии со ст. 889 ГК РФ, хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока (ч. 1). Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем (ч. 2).
В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, в силу указанных положений федеральных законов, юр. лицо 2 обязано вернуть транспортное средство, помещенное на специализированную стоянку, его владельцу в момент востребования владельцем своего транспортного средства, но не ранее устранения причины задержания.
Как следует из пояснений представителей сторон в судебном заседании, режим работы юр. лица 2 организован таким образом, что оплатить хранение задержанного автомобиля на спецстоянке возможно только в будние дни с 0800 до 1700 часов с перерывом с 1200 до 1300 часов. Таким образом, с 1700 до 0800 часов, а также в выходные и в праздничные дни, в случае устранения причины задержания, владельцы транспортных средств, помещенных на спецстоянки, ответчиком лишены возможности оплатить юр. лицо 2 вознаграждение за хранение транспортных средств.
Поскольку выдача транспортных средств, помещенных на специализированные стоянки, происходит только после проставления бухгалтерией юр. лица 2 отметки об оплате расходов, связанных с хранением транспортных средств, то вышеуказанный режим работы юр. лица 2 делает невозможным после устранения причин задержания получение владельцами их транспортных средств в период с 1700 до 0800 часов, а также в выходные и в праздничные дни.
При этом, поскольку оплата за хранение транспортных средств на специализированных стоянках взимается за каждый час нахождения транспортного средства на стоянке, то установленный ответчиком режим работы накладывает на владельцев транспортных средств, помещенных на специализированные стоянки, не установленную законом обязанность несения расходов по хранению транспортного средства после устранения причины задержания и востребования транспортного средства его владельцем.
Тем самым, ответчиком в отношении неопределенного круга лица нарушаются требования ст. 889 ГК РФ, обязывающие юр. лицо 2 хранить транспортное средство до момента его востребования поклажедателем.
Доводы ответчика о том, что в юр. лицо 2 в целях сбора выручки установлена только одна штатная единица «бухгалтер-кассир», которому установлена 40 часовая рабочая неделя, предусмотренная ст. 91 Трудового кодекса РФ, не может быть принята судом во внимание, т.к. данное обстоятельство не имеет юридического значения для рассматриваемого спора, поскольку юр. лицо 2, принявшее на себя обязательство по хранению транспортных средств, обязано обеспечить такой режим работы, чтобы принятые им обязательства по хранению транспортных средств, исполнялись в соответствии с установленными законом требованиями.
Доводы ответчика о том, что Приказом МВД РФ от 19.03.2004 г. № 187, которым юр. лицо 2 руководствуется в своей деятельности, не предусмотрена обязанность ответчика производить круглосуточную выдачу транспортных средств, подвергнутых задержанию, также являются необоснованными, поскольку такая обязанность установлена ст. 889 ГК РФ.
Доводы ответчика о том, что на правоотношения, возникающие между юр. лицом 2 и лицами, чьи транспортные средства помещены не специализированные стоянки не распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей» также являются необоснованными, поскольку данный закон не исключает возможности возникновения между гражданином, который сам не заказывает услуги, и организацией, оказывающей возмездные услуги потребителю, отношений регулируемых законодательством о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
юр. лицо 1, в соответствии со своим уставом, для достижения своих уставных целей вправе осуществлять представление интересов потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) в целях защиты их прав и интересов.
Таким образом, юр. лицо 1, как общественное объединение потребителей, вправе предъявить иск о признании действий юр. лица 2 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск юр. лица 1 удовлетворить.
Признать противоправными действия юр. лица 2 по ограничению выдачи транспортных средств со спецстоянок в период с 17 до 08 часов и в выходные и праздничные дни.
Признать противоправными действия юр. лица 2 по установлению не предусмотренных законом дополнительных требований для выдачи транспортных средств со спецстоянок выражающихся в не принятии оплаты за хранение транспортных средств в период с 17 до 08 часов и в выходные и праздничные дни.
Обязать юр. лицо 2 выдавать транспортные средства со спецстоянок с момента устранения причины задержания.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней.
Судья