Дело №2-3799/10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
12 ноября 2010 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Зверинской А.К.,
при секретаре Веркошанской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЮЛ1 к ЮЛ2 о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы,
У С Т А Н О В И Л:
ЮЛ1 обратился в суд с указанным иском, просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ЮЛ2 выразившегося в непроведении аттестации по условиям труда рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы, обязать ЮЛ2 провести аттестацию рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что проведенная прокуратурой проверка показала, что ЮЛ2» не обеспечивает безопасных условий труда, чем нарушает требования ст.ст.22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ директор ЮЛ2 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ЮЛ2 в настоящее время, либо собираются работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, т.е. имеет место бездействие со стороны ответчика.
Представитель истца ЮЛ1 Усов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, направил в суд письменные возражения на иск, в которых в иске просил отказать ввиду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ2 осуществляет комплекс мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда. Выявленные в ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушения трудового законодательства по непроведению аттестации в настоящий момент устраняются ответчиком, а ссылки истца не бездействие со стороны ответчика несостоятельны /л.д. 31-33/.
Суд, выслушав пояснения помощника ЮЛ1 Усова С.В., исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации организации работ по охране труда.
Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а так же другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569.
Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а так же определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда проводит работу в соответствии с указанным порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издаётся приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационной комиссии в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики.
Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку, по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. До 01.09.2008 основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.1997 №12. В нём (п.1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.
Судом установлено, что в ходе проведенной ЮЛ1 проверки выявлены нарушения ЮЛ2 выразившиеся в непроведении аттестации по условиям труда рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Директора ЮЛ2 было направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства /л.д. 34-35/.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано предписание Государственной инспекции по труду в <адрес> /л.д. 36-38/.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ЮЛ2 ФИО1 должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> было вынесено постановление №-ТР/55/5 о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ /л.д. 23-26/.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела приведенное требование об устранении нарушения трудового законодательства не исполнено ответчиком в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ЮЛ1.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ЮЛ1 в интересах и неопределенного круга лиц к ЮЛ2 о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы, удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ЮЛ2, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы.
Обязать ЮЛ2 провести аттестацию рабочего места оператора грузопассажирской транспортной платформы
Решение может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения по делу путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Судья -