Дело № 2-4579/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 годаг.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиЗверинской А.К.,
при секретареКомиссаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаранова И.С. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Шаранов И.С. обратился в суд указанным иском, просит признать за ним в порядке приватизации право собственности на однокомнатную <адрес>, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., расположенную на 1 этаже жилого <адрес> в <адрес>.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что во время прохождения военной службы в ЮЛ2, в соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ему была выделена однокомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ранее в этой квартире проживал военнослужащий – майор ФИО1., что подтверждается справкой, выданной ЮЛ2 от ДД.ММ.ГГГГ и копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ №; на основании указанного решения жилищной комиссии и списка распределения жилых помещений ЮЛ2 с истцом был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому спорная квартира была передана ему в бессрочное владение и пользование; согласно выписке из домовой книги в указанной квартире истец зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и проживает в настоящее время; спорная квартира являлась федеральной собственностью и была закреплена за ЮЛ2 на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 54-АВ №; на основании распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № квартира была передана в муниципальную собственность и включена в реестр муниципального имущества, однако право муниципальной собственности до настоящего времени на жилое помещение не зарегистрировано, переход не оформлен, данный факт подтверждается справкой ЮЛ3 от ДД.ММ.ГГГГ №; во время прохождения военной службы истец права на приватизации жилья не использовал; в ЮЛ3 в заключении договора не передачу в собственность квартиры было отказано ввиду отсутствия договора социального найма жилого помещения, заключенного от имени собственника – ЮЛ1; в заключении договора социального найма администрацией района также было отказано.
В судебное заседание истец не явился, извещен, просили рассмотреть дело без его участия.
Представители ответчиков ЮЛ1, ЮЛ2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом /л.д.42- 43/, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что <адрес> в <адрес> на основании решения жилищной комиссии специальных частей Новосибирского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 7-8/ была передана Шаранову И.С. ЮЛ2 по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ для проживания в ней /л.д. 9-10/.
Согласно выписке из домовой книги в настоящее время в квартире зарегистрирован и проживает Шаранов И.С. /л.д. 11/.
ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ2 и Шарановым И.С. был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, - <адрес>.16/1 по <адрес> в <адрес> /л.д. 9-10/.
Согласно ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Капитан Шаранов И.С. являлся военнослужащим ЮЛ2 и при предоставлении ему указанной квартиры, она была поставлена на учет в ЮЛ2 /л.д. 8/.
Ранее в спорой квартире проживал военнослужащий – майор ФИО1., что подтверждается справкой, выданной ЮЛ2 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 12/ и копией ордера от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д. 12/.
Данная квартира являлась федеральной собственностью и была закреплена за ЮЛ2 на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 54-АВ №, а также выпиской из реестра федерального имущества /л.д. 14-15/.
Таким образом, судом установлено, что спорная квартира была предоставлена истцу в порядке повторного заселения, после освобождения данной жилого помещения военнослужащим Павленко, ранее занимавшим квартиру по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ1 в лице о Комитета по жилищным вопросам отказала истцу в заключении договора социального найма данного жилого помещения, поскольку ЮЛ1 как орган местного самоуправления до настоящего времени не наделена полномочиями по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, в соответствии с п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» /л.д. 18/.
В ЮЛ3 истцу было отказано в предоставлении в собственность указанного жилого помещения без заключенного от имени собственника помещения = ЮЛ1 – договора социального найма /л.д. 17/.
Из справки, выданной ЮЛ3 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> в <адрес> на основании постановления ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р, распоряжения ЮЛ4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р, передана в муниципальную собственность, однако право собственности на нее ЮЛ1 не зарегистрировано /л.д. 16/.
В материалах дела имеются справки ЮЛ3», уполномоченного на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, и другие документы, подтверждающие, что истец не использовал своего права на приватизацию жилья с самого начала процесса приватизации /л.д.20 - 32/.
Согласно данным технического паспорта <адрес> в <адрес> является жилым помещением, общей площадью № кв.м, жилой № кв.м. /л.д. 35/.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Анализируя положения указанной нормы права, а также положения ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», суд приходит к выводу, что возражения ЮЛ1 необоснованны, по следующим основаниям, новый Жилищный Кодекс предусматривает возможность предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда и иным категориям граждан, если это предусмотрено Законом, пунктом 5 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено право военнослужащих на повторное заселение в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. ЮЛ1 ссылается на то обстоятельство, что такими полномочиями они не наделены. При решении вопроса наделены ли органы местного самоуправления такими полномочиями при повторном заселении жилых помещений военнослужащими, суд учитывает, что Закон ограничивает право повторного заселения только одним случаем, это если данная квартира находится в собственности военнослужащих, ранее ее занимавших, других ограничений Закон не вводит, тем самым при толковании данной нормы права суд приходит к выводу, что жилое помещение может находится при этом и в государственной и муниципальной собственности, исходя из положений ст.60 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем, можно сделать вывод, что в случае нахождения квартиры в муниципальной собственности предоставить право на повторное заселения могут только органы местного самоуправления как собственники указанного жилищного фонда. Тем самым они наделены и обязанностями и полномочиями по предоставлению жилых помещений в данном случае, поскольку ни кто иной не вправе распоряжаться муниципальной собственностью. Иначе право повторного заселения оставалось бы нереализованным, в случае нахождения квартиры в муниципальной собственности. Неурегулированность вопроса порядка предоставления жилых помещений на праве повторного заселения с правовой точки зрения не может являться основанием для отказа в предоставлении муниципальных жилых помещений, освобожденных военнослужащими другим военнослужащим, так как прямо в законе предусмотрено их право на получение жилых помещений в данном случае. Отказ в предоставлении жилого помещения напрямую нарушил бы конституционные права гражданина и положения Закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления, в частности ЮЛ1 наделены полномочиями в случае повторного заселения по предоставлению муниципальных жилых помещений военнослужащим, что и было сделано, поскольку фактически Шаранов И.С. остался проживать в спорном жилом помещений, орган местного самоуправления требования о выселении истца при принятии в муниципальную собственность не ставил, и не заявляет их на сегодняшний день.
Выдача согласия на повторное заселение, те обстоятельства, что зная о заселении квартиры военнослужащим собственник имущества не поставил вопрос о выселении или об оспаривании заключенной сделки, указанная сделка не противоречит закону по своей правовой природе, так как квартира относится к муниципальному фонду социального использования, а наниматель нуждается в предоставлении квартиры, суд приходит к выводу, что в данном случае указанная сделка была одобрена собственником имущества и в результате ее заключения были созданы правовые последствия в виде права на проживания и обязанности по оплате на условиях договора социального найма.
Несмотря на эти обстоятельства, истец предъявляет иск к ЮЛ1 о признании права собственности на спорное жилое помещение, поскольку считает, что занимает его на условиях договора социального найма.
Суд учитывая обстоятельства дела, приходит к следующему, истец вправе поставить вопрос о заключении договора социального найма с уполномоченным лицом, поскольку иначе в дальнейшем его права в частности на приватизацию данного жилого помещения могут быть нарушены, истцом является в том числе и лицо, права которого могут быть нарушены в будущем.
Из материалов дела следует, что ранее военнослужащий занимал указанное жилое помещение на условиях договора социального найма, что видно из представленного договора, при этом квартиру ему выделяло ЮЛ2, при даче согласия на повторное заселение предполагается, что это право будет реализовано на тех же условиях, что и при предоставлении квартиры ранее занимавшему ее военнослужащему, кроме того, ст. 49 ЖК РФ прямо указывает на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма иным категориям граждан, суд пришел к выводу, что к данной категории относятся военнослужащие в случае повторного заселения жилых помещений, а это значит, что при реализации права на повторное заселение квартира предоставляется на условиях договора социального найма.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с положениями ст. 6 того же закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности не может служить основанием для отказа в приватизации спорного жилого помещения, поскольку исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Шаранова И.С. к ЮЛ1, ЮЛ2 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за Шарановым И.С. право собственности на <адрес> общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., подсобной площадью № кв.м., расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для государственной регистрации Управлением Росреестра по НСО права собственности на квартиру за истцом.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий