О признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места электромонтера



Дело № 2-4023/10

Заочное РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.10 2010 года г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска В С О С Т А В Е :

председательствующего судьи Сытик А.Л.,

секретаря Максимановой Н.А.,

при участии прокурора Усова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурору Октябрьского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к юл1» о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места электромонтера, и возложении обязанности провести аттестацию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска обратился в суд с иском к юл1» о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места электромонтера, указав, что по результатам прокурорской проверки ответчика выявлено нарушение трудового законодательства, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе, рабочего места электромонтера. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в юл1» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Проведённая прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 209, 212 Трудового кодекса РФ о проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно- правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным. Круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием юл2» не возможно определить. В результате текучести кадров, по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связанна с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ответчика, выразившееся в не проведении аттестации рабочего места электромонтера и обязать юл1» провести аттестацию рабочего места электромонтера.

Прокурор Усов С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика - юл1»» в суд не явился, извещены надлежаще, возражений и доказательств суду не представили.

С согласия прокурора дело рассмотрено в заочном судопроизводстве.

Оценив в совокупности представленные доказательства и объяснения прокурора, суд удовлетворяет исковые требования к ответчику как законные и обоснованные по нижеприведенным основаниям.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ст. 37 Конституции РФ государством гарантировано право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Механизм реализации вышеуказанной конституционной гарантии законодателем установлен правилами ст.ст. 209, 212 ТК РФ, которыми предусмотрена аттестация рабочих мест по условиям труда, как оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации организации работ по охране труда.

Согласно ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а так же другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569.

Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а так же определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда проводит работу в соответствии с указанным порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издаётся приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационной комиссии в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики.Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку, по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. До xx.xx.xxxx основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от xx.xx.xxxx xx. В нём (п.1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Как установлено судом по результатам прокурорской проверки, проведенной в xx.xx.xxxx года ответчиком юл1», осуществляющим согласно устава строительную деятельность, вышеуказанные установленные законом и ст.209,212 Трудового кодекса РФ требования по аттестации рабочих мест работников не выполнены, за что постановлением от xx.xx.xxxx года привлечен к административной ответственности директор ответчика по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. В штате ответчика имеются электромонтеры, рабочие места которых также не аттестованы.

Суд также соглашается, что не проведение аттестации рабочего места электромонтеров, работа которых связана с повышенной опасностью по роду работы, нарушает законные права как работников ответчика, так и неопределенного круга лиц, которые могут быть приняты к ответчику на данную должность, так и находящихся рядом с вышеуказанным рабочим местом, т.к. при не проведенной аттестации явно нарушается право граждан на безопасные условия труда и с учетом специфики работы электромонтеров и цели их работы, т.к. последствием не аттестации могут быть пожары вследствие короткого замыкания, которые соответственно угрожают жизни многих граждан.

Доказательств проведения в установленном законодателем порядке аттестации рабочего места электромонтера ответчиком суду не представлено и не доказано.

В связи с чем, суд удовлетворяет законные и обоснованные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Новосибирска к ответчику, и обязывает юл1» провести аттестацию рабочего места электромонтера.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 236 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к юл1» о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места электромонтера- удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие юл1», выразившееся в не проведении аттестации по условиям рабочего места электромонтера.

Обязать юл1» провести аттестацию рабочего места электромонтера.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в течение 7 дней с момента получения в Октябрьский районный суд. Решение может быть обжаловано сторонами на имя судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения по делу, или отказа в пересмотре заочного решения путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Судья А.Л. Сытик