решение по иску прокурора к юр. лицу о признании бездействия незаконным



Дело № 2-3715/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2010 года г. Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Коваленко В.В.
при секретаре Трубицыной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к юр. лицо 1 о признании бездействия незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда, обязании провести аттестацию рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> района г. Новосибирска обратился в суд с иском к юр. лицо 1 о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места машиниста башенного крана, указав, что постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) в Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ юр. лицо 1 привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. <данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ за нарушения трудового законодательства, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в юр. лицо 1 в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Проведённая прокуратурой проверка показала, что в юр. лицо 1 не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно- правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным. Круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием юр. лицо 1 не возможно определить. В результате текучести кадров, по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связанна с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте (Указанная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в т.ч., путём принуждения к исполнению обязанности в натуре.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор на основании ст.ст. 12 ГК РФ просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие юр. лицо 1, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места машиниста башенного крана и обязать юр. лицо 1 провести аттестацию рабочего места машиниста башенного крана машины.

Прокурор Усов С.В. в судебном заседании доводы и требования иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - юр. лицо 1 по доверенности Альков А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы иска прокурора являются обоснованными и исковое заявление подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юр. лицо 1 привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в юр. лицо 1 в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой прокурорской проверки было выявлено, что в юр. лицо 1 не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно- правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным. Круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием юр. лицо 1 не возможно определить. В результате текучести кадров, по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации организации работ по охране труда.

Согласно ст. 216 того же кодекса государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а так же другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.

Он регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а так же определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда проводит работу в соответствии с указанным порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издаётся приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационной комиссии в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики.

Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку, по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. До ДД.ММ.ГГГГ основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №. В нём (п.1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора <данные изъяты> района г. Новосибирска подлежат удовлетворению.

Поскольку истец при подаче иска в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика юр. лицо 1 подлежит взысканию государственная пошлины в доход местного бюджета в соответствии с правилами ст. 333.19 НК РФ в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора <данные изъяты> района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к юр. лицо 1 о признании бездействия незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда, обязании провести аттестацию рабочих мест – удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие юр. лицо 1, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места машиниста башенного крана.

Обязать юр. лицо 1 провести аттестацию рабочего места машиниста башенного крана по условиям труда.

Взыскать с юр. лицо 1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения по делу путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Судья