Решение о защите прав потребителей



Дело № 2-2943/10

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е МР О С С И Й С К О ЙФ Е Д Е Р А Ц И И

г. Новосибирск27.12.2010 г.

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьиБыковой И.В.

СекретаряСукмановой Л.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимович В.Б. к юр. лицо 1 о защите прав потребителей

У С Т А Н О ВИ Л :

Трофимович В.Б. обратился в суд с иском к юр. лицо 1 о понуждении ответчика безвозмездно устранить недостатки выполненной работы по установке изделий из <данные изъяты>, взыскание неустойки в сумме <данные изъяты> руб., взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., наложении на ответчика штрафа.

В обоснование своего требования истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с ответчиком договор подряда № на изготовление и установку изделий из <данные изъяты> в <адрес> заказа по договору составила <данные изъяты> руб. Обязательства по оплате выполненной работы истцом исполнены в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ прибыли монтажники ответчика и начали демонтаж старых окон. В <данные изъяты> час. этого же дня были доставлены окна, которые не подошли по размерам, в связи с чем, новые окна были закреплены временно, чтобы не оставлять проем открытым. Через три дня были доставлены и монтированы окна подходящего размера. По завершению монтажа, выявились многочисленные недостатки в виде неправильной сборки некоторых стеклопакетов( нарушение геометрии по отношению к рамам ), неправомерном нанесении на грязную поверхность жидкого пластика в примыкании пакетов и откосов, отсутствие гидроизоляции сливов в вертикальном примыкании к изделиям, щели между откосами и деталями в изделии, наличие въевшейся грязи в пластике, несовпадение цвета декоративных заглушек ( штапиков) с цветом окон.

По обращению к ответчику с требованием устранить выявленные недостатки, сотрудники последнего шесть раз комиссионно приезжали и пытались исправить свои ошибки, применили химический раствор при отмывании грязи, в результате чего изделие изменило свою структуру, потеряло товарный вид, исчез блеск пластика, появились неровности, вызванные применением растворителя, грязь до конца не была удалена. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменной претензией требуя устранения недостатка выполненной работы либо соразмерного уменьшения стоимости заказа. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика поступил ответ на претензию, из которого следует, что требования юр. лицо 1 считает необоснованными и предлагает спор решить в судебном порядке.

Истец также указал, что в течение длительного времени пытался в досудебном порядке урегулировать конфликт, многократные визиты работников ответчика нарушили привычный уклада жизни истца и членов его семьи. Истец пережил нравственные страдания, много негативных эмоций в связи со сложившейся ситуацией.

Со ссылкой на указанные обстоятельства истец обратился в суд.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме- просил обязать ответчика безвозмездно устранить недостатки по установке изделия из <данные изъяты> путем замены рам, створчатых профилей оконных блоков №, а также трех стеклопакетов в оконном блоке №, о чем указано в заключении эксперта. суду дополнительно пояснил, что в дополнение уже имеющимся недостаткамвыявился новый недостаток- это промерзание окон. По данному недостатку истец также написал ответчику претензию ДД.ММ.ГГГГ и был получен ответ, что недостаток проявился в течение гарантийного срока поэтому будет устранен, работники юр. лицо 1 приезжали по данной претензии, герметиком заделали примыкание рамы к сливу с наружной стороны, но при морозной погоде промерзание окон и наледь продолжается быть.

Истец уточнил, что данный недостатокне является новым основанием иска, это дополнительное доказательство того, что монтаж изделия выполнен некачественно.

Представитель ответчика юр. лицо 1 Чечулина Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что специалисты юр. лицо 1 при монтаже окон придерживаются иных ГОСТов, нежели указано в заключении эксперта. Директор предприятия выезжал в квартиру истца и осматривал окна, нарушении геометрии не было, щелей в окнах нет, грязь есть с наружной стороны окна, но это не может нарушать интересы истца, так как он не видит окна с наружной стороны. Технические специалисты юр. лицо 1 считают, что окна выполнены надлежащим образом.

Судья, заслушав стороны, исследовав все доказательства в своей совокупности и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 ФЗ « О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20,21, 22 данного Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствие со ст. 19 данного закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В ст. 29 ФЗ « О защите прав потребителей», указано, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных данной статьей.

Так, потребитель предъявляет требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно Пленума ВС РФ от 29.09.1994 г. за № 7 « О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» под существенными недостатками выполненной работы (оказанной услуги) и иными отступлениями от условий следует понимать неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, или другие подобные недостатки.

Согласно ст. 30 названного закона, недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 данного Закона.

В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 указанного Закона.

Так, согласно ст. 31 закона, требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона, т.е. в размер 3 %цены выполнения работы, а если цена не определена – стоимости цены заказа.

Аналогичное правило изложено в статье 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к договору возмездного оказания услуг в силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (статья 397).

В ст. 13 закона предусмотрена ответственность продавца ( исполнителя) за нарушение прав потребителей, согласно которой при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно ст. 15 ФЗ « О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В ходе судебного рассмотрения спора установлено, что между Трофимович В.Б, и юр. лицо 1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен возмездный договор подряда №, по условиям которого подрядчик юр. лицо 1 приняло на себя обязательство по изготовлению, доставке и монтажу оконных блоков из <данные изъяты> для <адрес>. Заказчик обязался оплатить стоимость работ по договору в сумме <данные изъяты> руб. непосредственно после подписания договора ( л.д. 3-6).

Данное обязательствоТрофимович В.Б. исполнил надлежаще ( л.д. 7).

В п.6.1 договора стороны оговорили гарантийное обслуживание выполненных работ при отсутствие механических повреждений - 1 год. Гарантийное обслуживание по договору в себя по договору включает : регулирование дверныхоконных створок в 12 мес. со дня монтажа; замена стеклопакетов ( разгерметизация в течение 10 –ти лет, брак стекла в течение 6 мес.); замена самостоятельно треснувших, изменивших цвет пластика рам и створок в течение 10-ти лет; замена фурнитуры имеющей заводской брак в течение 3 лет; замена уплотнителя ( брак завода-изготовителя) в течение 3-х лет; замена подоконной доски с изъянами ламината в течение 12 мес.; исправление монтажа изделий в течение 12 мес. с момента монтажа оконных блок; исправление монтажа внутренних откосов в течение 12 мес. с момента монтажа откосов.

Согласно Приложения к договору и актов приемки товара, а также акта монтажа изделииюр. лицо 1 поставило, согласно договору Трофимович В.Б. четыре оконных блока из <данные изъяты> и произвело монтаж данных блоков ( л.д. 4-10).

На акте приемки монтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ истец Трофимович В.Б. указал, что имеет место некачественный монтаж и некачественная комплектация изделия; глянец с пластикового изделия смыт химическим составом при попытке отмыть грязь,на пластике имеются следы и шероховатости, откосы выполнены из материала отличного от оговоренного при размещении заказа, стыки обработаны жидким пластиком с низким качеством. На данном акте истец написал требование об устранении дефекта или снижении стоимости изделия, или возврате 50 % оплаченных денежных средств ( л.д.12).

В предъявленной на имя ответчика претензии, принятой в юр. лицо 1 ДД.ММ.ГГГГистец повторно указал все недостатки изделия и выполненной работы и потребовал устранить низкое качество изделия путем его замены либо уменьшить покупную цену ( л.д. 12).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ юр. лицо 1 указало, что подрядчиком заменены недостатки по несоответствию изделия с оконным проемом и несовпадающие по свету штапики. Все иные недостатки, не являются недостатками подрядчика.

Согласно выводов проведенной по делу строительно-технической судебной экспертизы в юр. лицо 2 от ДД.ММ.ГГГГ : при выполнении работ по монтажу изделий из <данные изъяты> в <адрес> ( зал- оконный блок №, детская -оконный блок №, кухня- оконный блок №) выявлены следующие недостатки : отклонение от вертикали коробки смонтированного оконного блока № превышает <данные изъяты> мм на <данные изъяты> м.; отклонение от вертикали створок смонтированных оконных блоков № и № превышает <данные изъяты> мм. на <данные изъяты> м. длинны; отклонение плоскости примыкая штапика к стеклопакету от лицевой поверхности рамы оконного блока № превышает <данные изъяты> мм.; не отрегулирована фурнитура оконного блока № с заеданием приборов при закрывании; расстояние между крепежными элементами ( рамными дюбелями) по контуру проемов оконных блоков № и их количество не соответствует нормативно техническим требованиям; с внутренней стороны исследуемых оконных блоков № водонепроницаемый защитный герметик ( используется для защиты теплоизоляционном материала шва от влажного воздуха исходящего из помещения) - отсутствует по всему периметрумонтажного шва.; с внутренней стороны оконного заполнения № водонепроницаемый защитный герметик – отсутствует в вертикальных боковых монтажных швах; сливы оконных блоков № установлены с уклоном <данные изъяты> ; неравномерно нанесена гидроизоляция вертикального примыкания сливов оконных блоков №; отсутсвуют шумогасящие прокладки под сливами оконных блоков №;имеются рубцы на профилях оконных блоков №,3 в результате отступления от правил по монтажу стеклопакетов; имеется нарушение глянцевости покрытия <данные изъяты> профилей оконных блоков №; неравномерно нанесен жидкий пластик с вкраплениями пыли в стыках откос-подоконник, откос-рама, рама-подоконник оконного блока № с отслоением; неравномерно нанес жидкий пластик с вкраплениями пыли в стыках откос-подоконник, рама-подоконник оконного блока № с отслоением.

Кроме того, экспертизой выявлен такой дефект, как нарушение геометрии стеклопакетов по отношению к рамам. Причиной данного дефекта явилось превышение предельных отклонений длин диагоналей прямоугольных рамочных элементов в результате некачественного изготовления оконных блоков. Дополнительным фактором возникновения этого дефекта могла стать неверная установка опорных и дистанционных прокладок в процессе монтажа стеклопакета.

Неравномерное нанесение жидкого пластика с вкраплениями пыли в стыках откос-подоконник, откос-рама, рама-подоконник оконного блока № с отслоением; неравномерное нанесение жидкого пластика с вкраплениями пыли в стыках откос-подоконник, рама-подоконник оконного блока № с отслоением ; нарушение гидроизоляции сливов в вертикальном примыкании, нарушение глянцевости покрытия <данные изъяты> профилей оконных блоков № являются дефектами, образовавшимися в результате некачественного монтажа изделия.

Причиной дефекта - нарушения геометрии стеклопакетов по отношению к рамам является некачественное изготовление оконных блоков.

Причиной возникновения разводов и царапин на поверхности <данные изъяты> профиля могло стать воздействие химического раствора.

В заключении эксперта указано, что установленные дефекты конструкций, могут быть устранены путем замены рам, створочных профилей оконных блоков №, а также трех стеклопакетов в оконном блоке №. Стоимость устранения дефектов составляет <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истцом была представленная претензияна имя ответчика датированная ДД.ММ.ГГГГ о том, что имеет место дополнительный дефект - промерзание оконных блоков из <данные изъяты>. Данных дефект ранее не мог быть выявлен раньше, так как изделие монтировалось весной. На претензии имеет место роспись работника ответчика <данные изъяты> о том, что проведена регулировка изделия, заделка примыкания рамы к сливу герметиком.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец доказал в судебном заседании, что имеет место не только некачественное изготовление изделия, но и его некачественный монтаж, дефекты образовались до передачи товара потребителю и в период его монтажа. Иное ответчиком суду не доказано.

Поскольку выявленные дефекты, как следует из заключения эксперта, могут быть устранены только путем замены рам, створочных профилей оконных блоков №, а также трех стеклопакетов в оконном блоке №, а стоимость устранения выявленных дефектов составляет <данные изъяты> руб., что составляет <данные изъяты> % от оплаченной стоимости по договору поставки, недостатки являются существенными, проявились в период гарантийного срока, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Поскольку после получения претензии ДД.ММ.ГГГГ требования потребителя не были удовлетворены ответчиком в течение 10-ти дней со дня предъявления претензии, когда продавцу-исполнителю уже были очевидны недостатки, как того требует ст. 22 ФЗ « О защите прав потребителей», суд находит правомерным требования потребителя о взыскании неустойки в размере <данные изъяты>% от цены договора.

Согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате нестойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Согласно разъяснения Пленума ВС РФ О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей суд вправе уменьшить размер нестойки, при этом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а так же не только имущественный но и всякий заслуживающий уважение интерес ответчика.

Подлежащую уплате неустойку в сумме <данные изъяты> руб. суд считает завышенной и не соразмерной нарушенному обязательству и снижает неустойку до <данные изъяты> руб.

Продажа некачественного товара, несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, вынужденное обращения истца с требованием о защите своих прав в суд, несомненно свидетельствуют о виновном причинении морального вреда Трофимович В.Б., согласно положения ст. 15 ФЗ « О защите прав потребителей».

Согласно ст. 1101 ГК РФразмер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

С учетомизложенного суд находит справедливым компенсацию морального вреда потребителю в сумме <данные изъяты> руб.

В соответствие со ст. 13 ФЗ « О защите прав потребителей» при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере <данные изъяты>% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию штраф в доход государства в сумме <данные изъяты> руб., а также судебные расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты> руб. согласно ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Трофимович В.Б. удовлетворить частично.

Обязать юр. лицо 1 безвозмездно устранить недостатки выполненной работы по установке изделий из <данные изъяты> в <адрес>, путем замены рам, створчатых профилей оконных блоков № ( в кухне, зальной комнате, детской), а также трех стеклопакетов в оконном блоке №.

Взыскать с юр. лицо 1 в пользу Трофимович В.Б. неустойку в размере <данные изъяты> руб., в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб., итого : <данные изъяты> ( пятнадцать тысяч) рублей.

Взыскать с юр. лицо 1 штраф в доход государства в сумме <данные изъяты> ( семь тысяч пятьсот ) рублей.

Взыскать с юр. лицо 1 госпошлину в доход бюджета в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

СудьяИ.В. Быкова

Копия верна.

Подлинное решение подшито в дело № 2- 2943/10, находящееся в Октябрьском районном суде г. Новосибирска.

СудьяСекретарь