решение по иску прокурора о признании бездействия незаконным



Дело № 2-1150/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2011 года г. Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Крейса В.Р.
при секретаре Дробышевой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к юр. лицо 1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> района г. Новосибирска обратился в суд с иском к юр. лицо 1 о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочего места <данные изъяты>.

В обосновании своих требований истец ссылается, на то, что проведённая прокуратурой проверка показала, что юр. лицо 1 не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение нормативно- правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным. В результате текучести кадров круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием ответчика, не возможно определить. Кроме того, аттестация рабочих мест не связанна с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём принуждения к исполнению обязанности в натуре.

Постановлением Государственной инспекции труда по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года и.о. директора юр. лицо 1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в юр. лицо 1 в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях; Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ и 12 ГК РФ, прокурор <данные изъяты> района г.Новосибирска просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие юр. лицо 1, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты>; обязать ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию рабочего места <данные изъяты>.

Прокурор Клековкина К.В. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика - юр. лицо 1 в судебное заседание не явился, извещен, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика /л.д.33/. В представленном суду письменном отзыве представитель ответчика указал, что ответчик заключил договор на проведение работ по аттестации рабочих мест с автономной некоммерческой организацией «Новосибирский областной центр охраны труда», по условиям которого, срок окончания работ по истечении трех месяцев с момента поступления денежных средств (аванса) на расчетный счет исполнителя; юр. лицо 1 исполнило свои обязательства в части перечисления аванса /л.д.24/.

Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании и во взаимосвязи с частью первой статьи 45 и пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В соответствии с частью четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

На основании ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.

Как следует из ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации организации работ по охране труда.

Согласно ст. 216 того же кодекса государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а так же другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569, который регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а так же определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда проводит работу в соответствии с указанным порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издаётся приказ, в соответствии с которым создаётся аттестационная комиссия, определяется её состав и, при необходимости, состав аттестационной комиссии в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики.

Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях

координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку, по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права). Согласно указанному Порядку (п.5) сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

До 01.09.2008 основным нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.1997 №12., в котором (п.1.5) так же было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Судебным разбирательством установлено, что должность <данные изъяты> включена в штатное расписание, что подтверждается штатным расписанием сотрудников юр. лицо 1 на ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 23/.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <данные изъяты> района города Новосибирска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении и.о. директора юр. лицо 1 П.А.В. в связи с нарушением законодательства о труде; материалы по факту административного правонарушения направлены для рассмотрения по существу в государственную инспекцию труда в Новосибирской области /л.д.26-28/.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <данные изъяты> района города Новосибирска вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (в том числе в части не проведения аттестации рабочих мест), которым директору юр. лицо 1 предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства /л.д.29-31/.

Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) в Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> и.о. директора юр. лицо 1 П.А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, выразившееся в том числе в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере двух тысяч рублей (л.д. 5-8).

Как следует из ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ прокурору района, во исполнение п.п.9 п.2 ст.212 ТК РФ ведутся работы по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация рабочих мест будет проведена до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.25/.

При таких обстоятельствах, факт не проведения ответчиком аттестации рабочего места <данные изъяты> суд находит установленным, а бездействия юр. лицо 1, выразившееся в не проведении аттестации вышеуказанного рабочего места, является незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда

Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие юр. лицо 1, выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты>.

Обязать юр. лицо 1 провести аттестацию рабочего места <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок в Новосибирский областной суд в течение десяти дней.

СудьяВ.Р. Крейс

Копия верна; Подлинник решения суда от 04.03.2011 года подшит в гражданском деле № 2-1150/11, находящемся в Октябрьском районном суде города Новосибирска.