Дело № 2-1096/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2011 годаг.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиЗверинской А.К.,
при секретареЗубрицкой Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 о признании бездействия, выразившегося в непроведении аттестации рабочего дежурного по офису,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ЮЛ1 выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест, обязать ЮЛ1 провести аттестацию рабочего места дежурного по офису.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что проведенная прокуратурой проверка показала, что ЮЛ1 не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условия труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; ДД.ММ.ГГГГ директор ЮЛ1 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ Государственной инспекцией труда <адрес> по постановлению прокурора; выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ЮЛ1 в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях; аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение актов по охране труда; круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием ЮЛ1 невозможно определить; в результате текучести кадров по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные люди в разное время; кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Новосибирска Косенко А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
ЮЛ1 о времени и месте рассмотрения было извещено надлежащим образом представитель в судебное заседание не явился направил в суд отзыва на иск, в котором пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с нарушением законодательства о труде, материалы по факту административного правонарушения направлены для рассмотрения по существу в государственную инспекцию труда в <адрес>; в тот же день прокурором вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, в котором указала на безотлагательное рассмотрение настоящего представления и принятие мер к устранению выявленных нарушений законодательства; ДД.ММ.ГГГГ Государственная инспекция труда в <адрес> на основании постановления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление № о назначении административного наказания и привлекла директора общества к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме <данные изъяты> руб., штраф оплачен; ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> ЮЛ1 подготовило и направило ответ на представление, в котором пояснило, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены и предпринимаются меры по недопущению подобных ситуации в будущем; ответчик заключил договор на проведение работ по аттестации рабочих мест с ЮЛ2 по условиям которого, срок окончания работ по настоящему договору по истечении трех месяцев с момента поступления денежных средств (аванса) на расчетный счет исполнителя (п. 2.2 Договора); свои обязательства по договору ЮЛ1 исполнило в части перечисления денежных средств (аванса).
Представитель ЮЛ1 направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст.ст. 209, 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден Приказом Минсоцздравразвития России от 31.08.2007 г. №569.
Согласно п.1 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требования обеспечения безопасных условий в ЮЛ1 согласно которой ЮЛ1 не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст.ст. 22, 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условия труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; ДД.ММ.ГГГГ директор ЮЛ1 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ Государственной инспекцией труда <адрес> по постановлению прокурора.
Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ЮЛ1 в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
Аттестация не проведена, круг лиц, интересы которых нарушаются бездействием ЮЛ1 невозможно определить.
Как следует из пояснений представителя ответчика, ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> ЮЛ1 подготовило и направило ответ на представление, в котором пояснило, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены и предпринимаются меры по недопущению подобных ситуации в будущем; ответчик заключил договор на проведение работ по аттестации рабочих мест с ЮЛ2 по условиям которого, срок окончания работ по настоящему договору по истечении трех месяцев с момента поступления денежных средств (аванса) на расчетный счет исполнителя (п. 2.2 Договора). Свои обязательства по договору ЮЛ1 исполнило в части перечисления денежных средств (аванса).
Однако доказательств, которые бы свидетельствовали о полном устранении требования представления прокурора о проведении аттестации рабочего места дежурного по офису ЮЛ1 суду не представлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из приведенных норм трудового законодательства, суд приходит к выводу, что следует признать незаконным бездействие ЮЛ1 выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест, и считает необходимым обязать ЮЛ1 провести аттестацию рабочего места дежурного по офису.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Октябрьского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 о признании бездействия, выразившегося в непроведении аттестации рабочего места дежурного по офису, удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ЮЛ1 выразившегося в непроведении аттестации рабочих мест.
Обязать ЮЛ1 провести аттестацию рабочего места дежурного по офису.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Новосибирский областной суд, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.
Председательствующий