Дело № 2-1176/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011г.г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующегоКрейса В.Р.,
при секретареДробышевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толочко В.М. к юр. лицо 1 об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающегося в социальном жилье по месту пребывания,
У С Т А Н О В И Л :
Толочко В.М. обратился в суд с указанным заявлением, после его уточнения, просит обязать юр. лицо 1 поставить его на учет по обеспечению жилой площадью по месту пребывания.
В обоснование доводов заявления, ссылается на то, что в 1994 г. в возрасте 6 лет был определен в учреждение для детей. Оставшихся без попечения родителей – <данные изъяты> детский дом в селе <адрес>; в 2003 году он стал сиротой; по достижении 16 лет в сентябре 2004 года был поставлен на учет по обеспечению жилой площадью.
Заявитель утверждает, что в 2006 году после окончания школы поступил в <данные изъяты> университет, получил место в общежитии и зарегистрировался по месту пребывания, после чего снялся с учета в <адрес> для того, чтобы встать на учет по обеспечению жильем детей-сирот в НСО.
В начале 2007 года, на устное обращение в юр. лицо 1 получил ответ, что с 2005 года его право на получение социального жилья реализовано в <адрес>, где проводился первичный учет.
В 2009 году в ответ на письменное обращение получил письменный отказ из администрации района, который носит незаконный характер, поскольку ограничивает его право свободно выбирать место жительства. В ст.8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; регистрационный учет осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.
Заявитель ссылается на ст. 3 Закона Новосибирской области от 04.11.2005г. №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», согласно которой не содержится ограничения и запрета при «вторичном» обращении по постановке на учет детей – сирот по месту жительства.
П. 4 Постановления Администрации Новосибирской области от 14.05.2007г. №50-па «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в Новосибирской области» не устанавливает ограничения для органов местного самоуправления муниципальных районов по ведению учета детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья /л.д.3-4,13-15/.
Представитель заинтересованного лица - юр. лицо 1 направил в суд письменный отзыв, в котором считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Гарантии прав на жилье и установление общих принципов, содержания и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья определены в ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; согласно ч. 1 ст. 8 закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 3 Закона НСО от 04.11.2005г. №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в НСО по договорам социального найма» ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляются по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом.
Из представленных заявителем документов установлено, что заявитель был выявлен в <адрес>. Заявителем не представлены документы, подтверждающие отсутствие закрепленного за ним жилого помещения по месту выявления как сироты. Кроме того, заявитель пропустил предусмотренный законом срок обжалования действия органа местного самоуправления, уважительности его пропуска суду не представил. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя /л.д.20/.
Заявитель Толочко В.М. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме с учетом уточнений, при этом пояснил, что никто ни разу с ним работу не проводил из представителей администрация о том, что необходимо снятся, встать на учет он не знал; устно сказали, что не получится встать на учет по причине пропуска срока. Им пропущены сроки обжалования, поскольку ездить территориально далеко и очень дорого. Ему не было указано, что можно обжаловать решение в течении 3 месяцев, по статусу ему помощь должна была быть оказана со стороны администрации /л.д. 36-37/.
Представитель заинтересованного лица - юр. лицо 1 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом /л.д. 35/.
Суд, выслушав пояснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которым соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма", ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - граждане, нуждающиеся в жилых помещениях), по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений (далее - исполнительный орган).
Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом.
Согласно ст. 26.1 Закона Новосибирской области от 12.05.2003 N 111-ОЗ "О защите прав детей в Новосибирской области", порядок предоставления предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливается администрацией Новосибирской области.
Постановлением администрации Новосибирской области от 14.05.2007 N 50-па утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в Новосибирской области.
Согласно п.4 данного Положения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Судом установлено, что родителями Толочко В.М. являются Т.М.А. и Т.Л.И., что подтверждается свидетельством о рождении заявителя /л.д.21/.
ДД.ММ.ГГГГ Т.Л.И. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти /л.д.7/.
Согласно постановлению Администрации <данные изъяты> №-П от ДД.ММ.ГГГГ Толочко В.М., ДД.ММ.ГГГГгода рождения временно определен в учреждение общественного воспитания с содержанием за счет государства /л.д.22/.
ДД.ММ.ГГГГ умер Т.М.А. /л.д.6/.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Специализированного (коррекционного) детского дома для детей с отклонениями в развитии, Толочко В.М. воспитывался в <данные изъяты> детском доме с ДД.ММ.ГГГГ, находился на полном государственном обеспечении и относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеет право на льготы, обеспеченные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании постановления №-П от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> об определении несовершеннолетних в учреждение общественного воспитания, свидетельства о смерти матери III-ТО №, свидетельства о смерти отца I-ТО № /л.д.23/.
Письмом отдела по жилищным вопросам юр. лицо 1 № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Толочко В.М. по вопросу постановки на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма сообщено, что в соответствии с Законом Новосибирской области от 27.10.2005г. №337-ОЗ (с изменениями от 07.07.2007г. №25-ОЗ) ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом. Из представленных документов установлено, что Толочко В.М. определен в учреждение общественного воспитания постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <данные изъяты>. Решить вопрос о принятии на внеочередной учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма у администрации района законные основания отсутствуют /л.д.8/.
Согласно ответа Прокуратуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2010, прокуратурой проведена проверка по поводу обращения Толочко В.М. по факту отказа юр. лицо 1 в постановке на учет в качестве нуждающегося; заявление со всеми имеющимися документами направлено в Прокуратуру <данные изъяты> для проведения проверки по необоснованному отказу администрации <данные изъяты> о постановке как ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении /л.д.26/.
Согласно письма комитета по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту их выявления. В соответствии с Законом Новосибирской области от 27.10.2005г. №337-ОЗ ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом. В связи с изложенным для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Толочко В.М. необходимо обратиться в Администрацию <данные изъяты> /л.д.25/.
Прокуратура <данные изъяты> направила Толочко В.М. письмо №ж-10 от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что в соответствии с поручением прокуратуры края № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено его обращение по вопросу нарушения жилищных прав, поступившее из прокуратуры <данные изъяты>. Проверкой установлено, что в Администрации <данные изъяты> Толочко В.М. был поставлен на учет по категории «дети-сироты» на основании постановления Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. В 2006 году окончив общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования г. Новосибирска, снялись с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> и зарегистрировались по месту жительства в г. Новосибирске на время учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> (общежитие). По достижению возраста 18 лет Толочко В.М. должен был обратиться в Администрацию <данные изъяты> с письменным заявлением по вопросу получения жилья на территории <адрес>. Однако указанного заявления, согласно регистрационных документов Администрации <данные изъяты> не поступило, как по достижению 18 летнего возраста, так и до настоящего времени. Таким образом, доводы о том что Администрация <данные изъяты> отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не нашли своего подтверждения в ходе проверки. П. 4.3. Положения «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» обязывает органы местного самоуправления истребовать от заявителя вышеназванной категории граждан документ, подтверждающий регистрацию (прописку) по месту подачи заявления. Таким образом, регистрации (прописка) на территории <адрес> является обязательным условием для предоставления безвозмездной субсидии для приобретения (строительства жилья). Проверкой установлено, что по сведениям ТП УФМС России по АК в <адрес> данные о регистрации Толочко В.М. по месту жительства в <адрес> отсутствуют. Разъяснено, что для реализации своего права на получение безвозмездной субсидии для приобретения (строительства) жилья на территории <адрес> необходимо обратиться с письменным заявлением в Администрацию <данные изъяты> с подтверждением регистрации (прописки) на территории района до достижения 23 лет. По результатам проверки нарушений жилищных прав Администрацией <данные изъяты> не установлено, меры прокурорского реагирования не применялись /л.д.27-29/.
Согласно письма комитета по образованию администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Толочко В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения закрепленного жилья на территории <адрес> не имел; на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ставился /л.д.34/.
Суд приходит к выводу, что заявитель Толочко В.М., относящийся к категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», местом выявления которого не является Новосибирская область, но который проживает на его территории (по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в возрасте до 23 лет) фактически лишен социальной поддержки органов государственной власти области, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства.
Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
При таких обстоятельствах и, исходя из указанных норм законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в принятии на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту пребывания в городе Новосибирске Толочко В.М. у юр. лицо 1 не было.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 4866-1 от 27 апреля 1993 года (с изменениями и дополнениями) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной являются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 настоящего Закона.
В силу ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Правила статей 195, 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
При этом, в отличие от общих правовых последствий пропуска срока на совершение того или иного процессуального действия, установленных ст. 109 ГПК РФ, в случае обращения в суд в порядке главы 25 ГПК РФ пропуск срока на обращение с заявлением в суд не является основанием для отказа в принятии такого заявления.
Пропуск установленного законом срока на подачу заявления в суд в порядке главы 25 ГПК РФ может послужить основанием для отказа гражданину в удовлетворении его требований, если суд признает причины пропуска срока на подачу заявления неуважительными.
Об отказе в принятии на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении заявитель узнал в 2009 году, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более года после отказа юр. лицо 1 № от ДД.ММ.ГГГГ (соответственно по истечении трех месяцев, установленных Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
По правилам ст. 112 ГПК РФ пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом по заявлению заинтересованного лица лишь при наличии уважительных причин пропуска этого срока.
Поскольку заявления о восстановлении пропущенного срока заявитель не представил, а ссылки на то, что представители администрации не разъяснили ему порядок снятия и постановки на учет, в данном случае не являются уважительными причинами, препятствующими своевременно - в законный срок обратиться за судебной защитой, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд заявителем пропущен без уважительных причин.
Поскольку заинтересованным лицом заявлено о применении срока исковой давности, суд полагает необходимым применить к заявлению Толочко В.М. срок исковой давности, поскольку пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. В связи с этим, в удовлетворении требований Толочко В.М. следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Толочко В.М. отказать. бу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, сообщение
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.
Председательствующий
Подлинник решения от 25.04.2011 года подшит в гражданском деле № 2-1176/11, находящегося в Октябрьском районном суде г.Новосибирска.