Решение об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2–2174/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июня 2011г.                                    г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в с о с т а в е:

Судьи                                    Пащенко Е.В.

при секретаре                                Тартачаковой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновой Галины Георгиевны об оспаривании решения Администрации Октябрьского района г.Новосибирска,

УСТАНОВИЛ:

Антонова Г.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, указывая на то, что является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, вдовой инвалида Великой Отечественной войны. На праве собственности ей принадлежит индивидуальный жилой дом № <адрес>, 1930 года постройки, который являлся ветхим уже в 1980г., а заявитель с 15.12.1980г. решением № 262/10 Октябрьского райисполкома была поставлена на очередь как нуждающаяся в получении жилплощади.

С 1980г. заявитель ежегодно отмечалась в Администрации Октябрьского района г.Новосибирска и предоставляла необходимые документы.

В марте 2011г. заявитель получила письмо Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 03.03.2011г., согласно которого ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся, т.к. общая площадь принадлежащего ей жилого помещения превышает учетную норму, а документ, подтверждающий непригодность жилого дома для проживания, не представлен.

В мае 2011г. в ходе рассмотрения заявления в суде, заявителю стало известно о приказе администрации Октябрьского района от 18.11.2010г. № 2019-од, согласно которого заявитель была снята с общего учета очередности, исключена из списков ветеранов Великой Отечественной войны, поскольку администрация Октябрьского района г.Новосибирска выявила в ее документах сведения, не соответствующие действительности.

Заявитель не согласен с действиями администрации Октябрьского района г.Новосибирска, считает их противоречащими закону, т.к. она была поставлена на очередь нуждающихся в 1980г., и в течение 30 лет представленные ею документы соответствовали всем требованиям.

Принадлежащий заявителю дом уже в 1984г. имел износ 70%, а, следовательно, являлся ветхим. Последующего признания индивидуального жилого дома ветхим, после изменения порядка решения данного вопроса не требуется.

Кроме того, в 2010г. заявителем было получено и представлено в Администрацию Октябрьского района заключение Роспотребнадзора, в соответствии с которым, жилой дом заявителя не соответствует требованиям СанПиН.

На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, выразившиеся в снятии Антоновой Г.Г. с общего учета очередности, исключении из списков ветеранов Великой Отечественной войны, обязать Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска восстановить Антонову Г.Г. в общем учете очередности, восстановить в список ветеранов Великой Отечественной войны.

В судебное заседание заявитель не явилась, извещена, просила рассматривать дело в ее отсутствие, с участием своего представителя.

В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что заявитель в течение длительного времени не проживает в принадлежащем ей доме из-за его ветхости.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Администрации Октябрьского района г.Новосибирска не явился, извещен, уважительных причин своей неявки не представил, в предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявления, указал, что у них отсутствует документ, подтверждающий непригодность индивидуального жилого дома, принадлежащего заявителю, для проживания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Мэрии г.Новосибирска не явился, извещен, направил отзыв, в котором указал, что заявителем не представлены доказательства того, что принадлежащий ей жилой дом непригоден для постоянного проживания, а площадь данного дома, с учетом Антоновой Г.Г. и членов ее семьи, превышает учетную норму.

Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Антонова Г.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.22-35) и является собственником данного индивидуального жилого дома (л.д.41).

В соответствии с Выпиской из протокола № 35 заседания жилищно-бытовой комиссии Октябрьского РИКа от 02.12.1980г., родители Антоновой Г.Г. – ФЛ2 и ФЛ1, были поставлены на общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.65), т.к. дом имеет 73% износа.

Согласно акта обследования от 22.11.1983г. жилого дома <адрес>, домостроение возведено в 1930г., имеет два отдельных входа. В одной части дома проживает ФЛ2 Данная часть домостроения имеет неудовлетворительное состояние. Ну кухне потолочное перекрытие провисло, держится на подпорке. Печь в трещинах, пол деформирован. С наружной стороны домостроение дополнительно обшито. Процент износа по данным БТИ составляет 76%. Домостроение требует капитального ремонта (л.д.63).

03.01.1985г. решением жилищной комиссии Антонова Г.Г. была включена в очередь родителей (л.д.61, 70).

На основании Выписки из протокола № 38 заседания жилищной комиссии Октябрьского РИКа от 18.12.1986г., Антонова Г.Г. была восстановлена в очереди на общем учете со времени подачи ею заявления (л.д.67).

Согласно отметок на заявлении, Антонова Г.Г. ежегодно отмечалась на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.19).

Антонова Г.Г. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» (л.д.21).

Протоколом № 21 от 09.09.2010г. комиссии администрации Октябрьского района г.Новосибирска по вопросам принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, Антоновой Г.Г. было рекомендовано представить заключение санэпидстанции о непригодности дома для проживания (% износа более 65) (л.д.51).

В соответствии с выпиской из приказа администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 18.11.2010г. № 2019-од, на основании п.п.6 п.1 ст.56 ЖК РФ, Антонова Г.Г. (общий учет № 190) была снята с общего учета, исключена из списка ветеранов Великой Отечественной войны (л.д.38). Сведений о вручении данного приказа заявителю не имеется, копия данного приказа была приобщена к материалам дела 06.06.2011г.

В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

П.п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, устанавливает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Заинтересованные лица указали, что норма общей площади, приходящейся на Антонову Г.Г. и членов ее семьи, превышает учетную норму в Новосибирской области, в связи с чем, у нее отсутствуют основания для признания ее нуждающейся в улучшении, однако, данный довод не свидетельствует о том, что заявителем были представлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет, поскольку заинтересованными лицами не представлено доказательств, подтверждающих предоставление Антоновой Г.Г. ложных сведений в 1985г., т.к. решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято с учетом большого процента износа принадлежащего ей индивидуального жилого дома.

27.12.2010г. ЮЛ1 подготовлен акт обследования индивидуального жилого дома <адрес>, которым установлено, что в части канализации – надворный туалет канализован в выгребную яму. Расстояние от выгреба до сетей водопровода менее 10м., что не соответствует п.2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02. В помещении кухни вытяжная канальная вентиляция отсутствует, что не соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. Потолок и стены имеют трещины, пол местами прогнил. Стены покосились (л.д.16-18).

Письмом Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 03.03.2011г. № 58, указано, что по результатам рассмотрения комиссии по вопросам принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, установлено, что заявителю принадлежит индивидуальный жилой дом <адрес>, общей площадью 64,2 кв.м., в котором зарегистрированы 7 человек – заявитель, ее сын и другие лица. Документа о признании жилого дома непригодным для проживания, не представлен. Общая площадь жилого дома, приходящаяся на каждого члена семьи Антоновой Г.Г. превышает учетную норму, в связи с чем заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений (л.д.4).

П.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714, устанавливает необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

П.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Ч.4, 5 ст.50 ЖК РФ устанавливает, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с п.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования г.Новосибирска, утвержденного Решением Городского совета Новосибирска от 28.09.2005г. № 94, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, учитывая, что заявитель является ветераном Великой Отечественной войны, суд приходит к выводу, что единственным основанием для признания заявителя нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, т.е. менее 12 кв.м.

При решении данного вопроса, суд исходит из того, что индивидуальный жилой дом <адрес>, принадлежащий заявителю, по состоянию на 1983г. имел 76% износа, с данного момента прошло 28 лет, администрацией Октябрьского района г.Новосибирска предлагалось представить заключение санэпидстанции о непригодности дома для проживания (% износа более 65), согласно акта обследования ЮЛ1, данный дом не соответствует требованиям СанПиН, а межведомственной комиссии г.Новосибирска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригонным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, полномочия по оценке состояния частных жилых помещений не предоставлены (л.д.75).

В соответствии с п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985г. №529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Оценивая данные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный жилой дом <адрес> являлся непригодным для постоянного проживания, а, следовательно, основания как для исключения Антоновой Г.Г. из общей очереди и списка ветеранов Великой Отечественной войны, так и для отказа во включении в данную очередь у Администрации Октябрьского района г.Новосибирска отсутствовали.

В 1985г. уполномоченным органом заявитель была поставлена на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии достаточных оснований. В течение длительного срока заявитель выполняла все зависящие от нее действия (ежегодно отмечалась в Администрации Октябрьского района г.Новосибирска) для сохранения своего положения в очереди. В данной ситуации действия заинтересованного лица, выразившиеся в исключении заявителя из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что отсутствуют документы о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания, представляются суду незаконными, т.к. заинтересованным лицом не представлено суду каких либо доказательств, что заявителем ранее были предоставлены недостоверные сведения, послужившие основанием для ее включения в данную очередь.

Учитывая, что весь индивидуальный жилой дом <адрес> не пригоден для постоянного проживания, суд приходит к выводу, что Антонова Г.Г. обеспечена площадью менее учетной нормы жилого помещения, а, следовательно, ее требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Антоновой Г.Г. об оспаривании решения Администрации Октябрьского района г.Новосибирска, удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Октябрьского района г.Новосибирска по снятию Антоновой Г.Г. с общего учета очередности, исключении из списка ветеранов Великой Отечественной войны.

Признать незаконным решение Администрации Октябрьского района г.Новосибирска об отказе Антоновой Г.Г. в постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Обязать Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска восстановить Антонову Г.Г. в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска восстановить Антонову Г.Г. в очереди ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья        /подпись/            Пащенко Е.В.

Копия верна, подлинник решения суда от 16.06.2011 года подшит в гражданском деле № 2-2174/2011, находящемся в Октябрьском районном суде города Новосибирска.

Судья                    Пащенко Е.В.

Секретарь                    Тартачакова А.Ю.