Дело №2-4505\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.10.2011 г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе
председательствующего судьи Сытик А.Л.,
При секретаре Ткаченко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям требованиям Богомолова Н.П. к ООО «Управляющая компания «Октябрьская», ООО «Новосибирскгортеплоэнерго», ОАО энергетики и электрофикации «Новосибирскэнерго», ОАО «СибирьЭнерго-Инвест», ОАО «СибирьЭнерго» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Богомолова Н.П. с учетом всех изменений предъявила требования к ООО УК «Октябрьская», ООО «Новосибирскгортеплоэнерго», ООО «СибирьЭнерго»,ОАО «СибирьЭнерго-инвест», которые после реорганизации влились в ОАО энергетики и электрификации «НовосибирскЭнерго» о защите прав потребителей. Просила обязать всех ответчиков обеспечить горячее водоснабжение круглосуточно и надлежащего качества, подаваемое в необходимом объеме по присоединенной сети в жилое помещение в квартиру истца №..., ..., просила обязать ООО УК «Октябрьская» произвести перерасчет платежей за горячее водоснабжение за квартиру№... ... с ... в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по предоставлению коммунальных услуг в квартиру, просила взыскать ей солидарно со всех ответчиков компенсацию морального вреда по ... рублей за ненадлежащее исполнение услуг по горячему водоснабжению и нарушению прав потребителей причинению нравственных и физических страданий.
В обоснование своих требований Богомолова Н.П. указывала и поясняла, что она собственник квартиры №... по адресу: ... с ... года, в которой проживает. В квартире установлены индивидуальные водосчетчики горячей воды. Домом №... по ... управляет ООО УК «Октябрьская». С ... года истице оказываются услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, что выражается в следующем по ... минут ей приходится спускать воду из крана горячей воды, чтобы она достигла нормативной температуры, и ей можно было пользоваться как горячей. Напор воды периодически бывает слабым, о чем она обращалась в управляющую компанию, но ООО УК «Октябрьская» до сих пор не произвели перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества, истица испытывает нравственные и физические страдания, она не может нормально принять ванну, не может помыть посуду, ей приходится ходить в баню, чтобы помыться, у нее поднимается давление, что после установки счетчиков стало накладно сливать воду, в результате чего истица несет убытки, т.к. стоимость горячей воды выше холодной. По утрам бывает так, что горячей воды вообще нет и из обоих кранов течет холодная вода. Также, пояснила, что в холодной воде, которая течет из крана горячего водоснабжения, из за низкой воды не растворяются реагенты, которые попадая на кожу человека приносят вред ее здоровью, что у членов ее семьи кожные заболевания и им недопустимо пользоваться водой с нерастворенными реагентами.
Представитель ответчика ООО «СибирьЭнерго» в судебное заседание не явился, о месте и дате судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ООО «СибирьЭнерго» Чехутина Н.Г. против иска Богомоловой Н.П. возражала, поясняла, что ОАО «СибирьЭнерго» ненадлежащий ответчик, что они в договорных отношениях с истицей не состоят, и услуги ей не оказывают. Полагают, что исполнителем услуг истице является ООО УК «Октябрьская», также полагают, что истец не доказала, какое количество воды она слила ненадлежащего качества.
Представитель ответчика ОАО энергетики и электрификации «НовосибирскЭнерго» Ефремов Д.В., представляя также заявленного ответчиком не являющееся в настоящее время юридическим лицом ОАО «СибирьЭнерго-инвест», влившееся в процессе реорганизации в ОАО ЭиЭ «НовосибирскЭнерго» против иска возражает, считает, что они также ненадлежащие ответчики по требованиям истца, т.к. договорных отношений у них с истицей нет, они являются ресурсоснабжающей организацией, что их граница ответственности – это вход воды в дом, что согласно акту, представленному в материалы дела, температура горячей воды на входе в дом составляет ... градусов, что соответствует нормам, что у них договор с ООО УК «Октябрьская», что перед ними ОАО энергетики и электрификации «НовосибирскЭнерго» выполняет свои обязательства надлежащим образом. Также, пояснил, что причина задержки подачи горячей воды в том, что неисправен циркуляционный трубопровод, который находится в собственности Мэрии ..., и на них лежит бремя содержания их имущества, а также, что надлежащим ответчиком является ООО УК «Октябрьская», которая согласно действующему законодательству является исполнителем услуг истице.
Представитель ответчика ООО УК «Октябрьская» Шишкина А.Ю. в судебном заседании исковые требования Богомоловой Н.П. не признает в полном объеме, пояснила, что в актах, представленных в дело, четко указана причина задержек в подаче горячей воды, неисправность циркуляционного водопровода в подвале дома, который является транзитным, и принадлежит Мэрии .... В подвале дома между ... подъездами в циркуляционном водопроводе стоит заглушка, из за чего половина жильцов дома вынуждены сливать воду, пока ее неразберут другие жильцы и не пойдет горячая вода, т.к. вода из-за отсутствия циркуляции через ЦТП, застаивается в трубах и охлаждается, хотя на вводе в дом она нормативной температуры
Полагают, что ООО УК «Октябрьская» не имеет ни права, ни возможности восстановить данный аварийный циркуляционный трубопровод, т.к. для этого нужна специальная программа, требующая огромных затрат, которые планирует в своей Программе Мэрия. Пояснила, что ООО УК «Октябрьская» готова произвести перерасчет, однако им не ясно по какой формуле, поскольку истица не представляет суду сведений о том, какой объем воды она слила ненадлежащего качества., а перерасчет производится в зависимости от объема и времени потребленной воды истицы ненадлежащего качества. Пояснила, что согласно схеме разграничения полномочий с ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» циркуляционный водопровод и центральный тепловой пункт находятся в зоне ответственности ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», что согласно приложенным в дело актам, задержка в подаче горячей воды составляет ... минуты, а не ... минут, в связи с чем, полагает, что истец не доказала обоснованность своих требований к ним, а также временной период ненадлежащего предоставления услуг.
Представитель ответчика ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» Красавина О.Ю. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что согласно договора аренды циркуляционный водопровод в аренду ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» не передан, собственником его они не являются, и обязанность обслуживания и содержания его на них договорными обязательствами не вменено. Считает, что поскольку находится в нерабочем состоянии, он и не мог быть предметом аренды, т.к. нерабочий и принадлежит он муниципалитету, который и должен нести затраты на его поддержание в надлежащем рабочем состоянии. Утверждает, что в договорных отношениях с истицей ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» не состоит, т.к. занимаются только транспортировкой горячего водоснабжения по переданному им в аренду трубопроводу.
Представитель третьего лица Мэрии г. Новосибирска в лице Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибисрка Канева О.Н. в судебном заседании пояснила, что с иском не согласны, поскольку истица не доказала факт ненадлежащего оказания услуги, также не считает доказанной нарушение прав истца.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Богомолова Н.П. является собственником на праве общей совместной собственности квартиры №..., в ..., в которой проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства, и, соответственно, является потребителем услуг по горячему водоснабжению. У нее в квартире установлены индивидуальные водомеры горячей воды, что никем не отрицалось и не оспаривалось в суде.
В соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 горячее водоснабжение должно осуществляться бесперебойно и круглосуточно в течение года.
Согласно письма Министерства регионального развития РФ от 04.06.2007 года «О разъяснении правил предоставления коммунальный услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и( или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и утвержденного данным письмом Порядка, испонитель обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года … и обязан обеспечитьь температуру горячей воды в точке разбор не мене 50 градусов – для закрытых систем централизованного теплоснабжения с установленным допустимым отклонением температуры горячей воды в точке разбора ночное время с с 23-00 до 6-00 часов не более чем на 5 градусов, в дневное время с 6-00 часов до 23-00 часов не более чем на 3 градуса. дынным письмом установлен принцип перерасчета за ненадлежащее ненормативное водоснабжения, которое зависит от размера снижения температуры воды за каждый час с установлением процента снижения платы, и исходя из нормативов потребления воды.
Согласно акта обследования системы ГВС в подвале дома №... по ... и квартиры №... в том же доме от ... составленного сотрудниками ООО «ЖЭУ-63» установлено, что в связи с тем, что транзитный циркуляционный водопровод, находящийся подвале дома, и идущий до ЦТП-18, находится в нерабочем состоянии, жильцам дома и в частности Богомоловой Н.П., приходится ждать достижения температуры горячей воды нормативных значений по ... минут. Нарушение прав истца на нормативное горячее водоснабжении в более ранний период времени истцом не доказано.
Указанным актом доказан факт нарушения прав истицы и законодательства, в частности Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, и некачественность предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
... истицей было подано претензионное заявление руководителю ОАО «Сибирь-Энерго» с требованием произвести перерасчет и восстановить циркуляционную систему, принятое ... сотрудником Андрюнькиной. Соответственно с даты ... ответчику стало известно о нарушении прав истицы и именно с этой даты, необходимо исчислять срок за который истица просит сделать перерасчет платежей по оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Истицей доказано, а ответчиком ООО УК «Октябрьская» признается, что управление имуществом многоквартирного дома №... по ... осуществляется ООО УК «Октябрьская», истица осуществляет платежи за горячее водоснабжении и содержание жилья именно ООО УК «Октябрьская», и соответственно, только ООО УК «Октябрьская» может произвести перерасчет платежей по оплате ненадлежащее оказанных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, и обязано обеспечить ей качественное оказание истцу как потребителю данной услуги, а также услуги по содержанию общедолевой собственности собственников в доме в виде находящегося в подвале дома инженерного общедомового оборудования ( по смыслу положений ст. 36 ЖК РФ), в т.ч. и циркуляционного водопровода, который как видно их схемы к акту разграничения тепловых сетей ( л.д. 61 ) находится в общем подвале дома.
Как видно из пояснений сторон, представленных в материалы дела документов, ООО «Новосибирскгортеплоэнерго», ООО «СибирьЭнерго», ОАО энергетики и электрификации «НовосибирскЭнерго» не являются надлежащими ответчиками, поскольку ни один из них не состоит в договорных отношениях с Богомоловой Н.П., и законных прав истца не нарушают, т.к. как видно из представленных в деле документов, на вводе в дом, горячая вода подается надлежащей нормативной температуры. Данные ответчики не осуществляет непосредственное оказание ей услуг по надлежащему содержанию циркуляционного водопровода, аварийное состояние которого признают все ответчики, не отрицая факт заглушки в нем в подвале дома.
Суд проверен договор аренды трубопроводов с данным ответчиком и все Приложения к нему, в которых нет циркуляционного водопровода спорного дома, чем доказаны возражения ответчиков о том, что они в аренду данный водопровод не брали и никаких обязательств по его эксплуатации и надлежащему содержанию не несут, т.к. собственником его тоже не являются.
Проанализировав обстоятельства дела и все представленные документы, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску истца является ООО УК «Октябрьская» на обслуживании которого находится спорный до, и которая обязана надлежаще осуществлять содержание общего инженерного имущества собственников в доме для обеспечения надлежащего оказания жильцам дому коммунальных услуг по горячему водоснабжению, как исполнитель услуг перед потребителями, к которым относится и истец.
Правоотношения между данным ответчиком и истцом регламентируются законом «О защите прав потребителей» и Жилищным кодексом РФ, согласно п.1 ст. 161 которого управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Поскольку ООО УК «Октябрьская» взялось за управление домом ... ..., в котором проживает истец, то независимо от незаключения договора на управление лично с истицей, в силу п.4 ст. 162, п.1 ст. 161 ЖКРФ обязана выполнять условия договора управления домом надлежащим образом и вышеуказанных целях, поскольку условия управления домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку истцом доказан факт нарушения ее прав в виде ненадлежащего длящегося предоставления некачественной услуги по горячему водоснабжению и предоставление услуги нерегулярно и ниже нормативной температуры вследствие неисправности циркуляционного водопровода и заглушки в нем в подвале дома, что признавала в суде представитель ответчика ООО УК «Октябрськая», и данная причина установлена в акте от ..., подписанном в т.ч. работниками ответчика ООО УК «Октябрськая». Доказательств восстановления циркуляционного водопровода, и восстановления нормальной циркуляции воды в доме, данным ответчиком суду не представлено. Бремя доказывания надлежащего предоставления услуг и устранения нарушений прав потребителя лежит на исполнителе услуг.
В связи с чем, суд считает установленным и доказанным, что с ...( дата составления первого акта) истцу ненадлежащее оказываются услуги по горячему водоснабжению, что выражается в нерегулярном предоставлению горячей воды нормативной температуры.
В связи с чем, истец как потребитель, имеет право на перерасчет платы на ненадлежащее оказанные услуги, который обязан произвести ответчик как исполнитель некачественной услуги, не обеспечивший нормативное ее предоставление истцу.
В связи с чем, устраняя нарушенные права истца, суд обязывает в силу ст. 29 п.1 закона «О защите прав потребителей», ответчика ООО УК «Октябрьская» безвозмездно устранить недостатки выполненной услуги путем обеспечения круглосуточного и бесперебойного предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению не ниже установленной нормативной температуры не ниже 50 градусов с допустимыми отклонениями: в дневное время с 6-00 часов до 23-00 часов не более чем на 3 градуса, и не более чем на 5 градусов в ночное время и в необходимом нормативном объеме в квартиру № ... в ..., а также учитывая право истца как потребителя на соразмерное уменьшение цены оказанной услуги, суд обязывает данного ответчика произвести перерасчет платежей Богомолова Н.П. по оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению квартиры № ... в ... в связи с представлением данных коммунальных услуг ненадлежащего качества за период с ... по ....
При этом, учитывая установленный вышеуказанный нормативный порядок перерасчета, суд определяет порядок и способ исполнения решения суда, указанием, что обязанность перерасчета возникает у ответчика после предоставления истцом в ООО «Управляющая компания «Октябрьская» сведений о периодах времени снижения нормативной температуры воды и потребленного в этот период объема горячей воды ненадлежащего по температурному режиму качества по результатам учета ее индивидуальных водомеров по горячему водоснабжению, установленных в квартире № ... по ул. ... ... за вышеуказанный период времени, поскольку бремя учета объема и времени некачественно оказанных услуг по горячему водоснабжению по приборам индивидуального учета лежит на собственнике квартиры № ... которой принадлежат индивидуальные приборы учета, и на которой лежит корреспондирующая обязанность оплаты за потребленные услуги горячего водоснабжения, учет которых она должна вести по принадлежащим ей приборам учета горячей воды на входе и выходе из ее квартиры. силу положений ст. 210 ГК РФ, ст. 153-155,157 ЖК РФ.
За нарушение прав потребителя, в силу ст. 15 закона «О защите прав потребителей», в пользу истца суд взыскивает с надлежащего ответчика ООО УК «Управляющая компания» денежную компенсацию морального вреда в пределах доказанного, степени нравственных переживаний истца в связи с нарушением законных прав ответчиком, ее эмоционального отношения к произошедшему, и с учетом требований разумности и справедливости, в размере ... рублей, остальные требования по моральному вреду суд считает завышенными и недоказанными.
Поскольку требования истца по претензии от ... о перерасчете платежей и восстановлении нормальной циркуляции не были удовлетворены ответчиком в досудебно полрядке, в силу п.6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» 50% штраф от взысканных в пользу потребителя суммы, т.к. в размере ... рублей.
Поскольку истец как потребитель по закону была освобождена от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, в силу ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ООО «Управляющая компания «Октябрьская» в доход местного бюджета ... рублей госпошлины пропорционально удовлетворенных трех требований, не подлежащих оценке.
Для удовлетворения остальных требований истца к ответчикам, в т.ч. и к ненадлежащим ответчикам суд отказывает в связи с необоснованностью и недоказанностью заявленных требований к ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить частично исковые требования Богомолова Н.П. о защите прав потребителя, заявленные к ООО «Управляющая компания «Октябрьская».
Обязать ООО «Управляющая компания «Октябрьская» произвести перерасчет платежей Богомолова Н.П. по оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению квартиры № ... в ... в связи с представлением данных коммунальных услуг ненадлежащего качества за период с ... по ... после предоставления Богомолова Н.П. в ООО «Управляющая компания «Октябрьская» периодов времени снижения нормативной температуры воды и потребленного в этот период объема горячей воды ненадлежащего по температурному режиму качества по результатам учета ее индивидуальных водомеров по горячему водоснабжению, установленных в квартире ... за вышеуказанный период.
Обязать ООО «Управляющая компания «Октябрьская» обеспечить в круглосуточное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению не ниже установленной нормативной температуры не ниже 50 градусов с допустимыми отклонениями: в дневное время с 6-00 часов до 23-00 часов не более чем на 3 градуса, и не более чем на 5 градусов в ночное время и в необходимом нормативном объеме в квартиру № ... в ....
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Октябрьская» в пользу Богомолова Н.П. в возмещение морального вреда ... рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований Богомолова Н.П. – отказать.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Октябрьская» в доход местного бюджета ... рублей в возмещение госпошлины и ... рублей штрафа за неудовлетворение требований потребителя.
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок с момента изготовления в окончательном виде на имя судебной коллегии по гражданским делам облсуда с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд.
Судья Сытик А.Л.