Решение о постановке на внеочередной учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Гр.дело № 2-2329/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» сентября 2011 года                            г.Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

Судьи                                        Пащенко Е.В.,

При секретаре                                    Тартачаковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ... района г.Новосибирска в интересах Чайкиной Т.В. к ЮЛ1 о признании незаконным решения и понуждении к постановке на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ... района г.Новосибирска в интересах Чайкиной Т.В. обратился в суд с иском к ЮЛ1 о признании незаконным решения и понуждении к постановке на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование требований ссылается на то, что Чайкина Т.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать была лишена родительских прав. 30.11.1994г. постановлением главы ЮЛ1 она была определена в детский дом, в котором проживала до 2007 г.

Распоряжением ЮЛ2 от 01.12.1998г. за Чайкиной Т.В. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

08.07.2006г. умерла ФЛ2 в связи с чем Чайкина Т.В. приняла наследство, оставшееся после смерти матери, о чем ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на жилой дом <адрес>.

Поскольку указанный индивидуальный жилой дом не пригоден для проживания, Чайкина Т.В. обратилась в ЮЛ1 с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, в чем ей было отказано, по тем основаниям, что за ней закреплено жилое помещение по <адрес>.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а так же на положения Семейного кодекса РФ, Жилищного кодексом РФ, Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просит признать незаконным отказ ЮЛ1 от 18.04.2011г. в принятии Чайкиной Т.В. на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма; обязать ЮЛ1 принять Чайкину Т.В.на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Прокурор ... района г.Новосибирска, Чайкина Т.В., ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Также Чайкина Т.В. просила взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.

Представитель ответчика ЮЛ1 в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв, в котором заявленные исковые требования не признал по следующим основаниям: распоряжением ЮЛ1 от 01.12.1998г. за Чайкиной Т.В. закреплено жилое помещение по <адрес>, ? доли которого принадлежит Чайкиной Т.В. на праве собственности.

Согласно ч.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ право на внеочередное обеспечение жилой площадью по месту жительства имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

Поскольку Чайкиной Т.В. не представлено документа, подтверждающего непригодность жилого дома для проживания, ей было отказано в принятии на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма.

Представитель третьего лица ЮЛ2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным решения и понуждении к постановке Чайкиной Т.В. на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по следующим основаниям: в силу ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, обязательным условием предоставления вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам является признание их в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования населения, независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Распоряжением ЮЛ1 от 01.12.1998г. за Чайкиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГг.р. закреплена жилая площадь по <адрес>.

Следовательно, Чайкина Т.В. обеспечена жилым помещением, имея в собственности по свидетельству о праве на наследство по закону от 10.07.2009г., ? доли в праве собственности на жилой дом по <адрес>.

Прокурор в обоснование своих требований ссылается на техническое заключение №1282 от 30.09.2010г., составленное ЮЛ3 по результатам обследования индивидуального жилого дома, расположенного по <адрес>.

Ч.4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы, Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в соответствии с п.7 которого, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу указанного Положения постановлением Мэрии г.Новосибирска от 19.07.2011г. № 6333 «О межведомственной комиссии по признанию муниципальных помещений города Новосибирска жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждено положение о такой комиссии и утвержден ее состав.

Заключение такой комиссии прокурором и Чайкиной Т.В. не представлено.

Техническое заключение ЮЛ3 №1282 от 30.09.2010г. не может являться документом, свидетельствующим о непригодности жилого дома по адресу: <адрес>, для проживания.

Представитель третьего лица ЮЛ4 в судебное заседание не явилась, извещена, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по следующим основаниям: Чайкина Т.В. на учёте как нуждающаяся в жилом помещении не состоит, обеспечена жилым помещением, т.к. имеет закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, также ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на указанный индивидуальный жилой дом, общей площадью 40 кв.м.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также п.4 постановления Администрации Новосибирской области «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в Новосибирской области» от 14.05.2007 №50-па обязанности по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также по предоставлению им жилых помещений возложены на органы местного самоуправления.

Обязанность ЮЛ4 как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по предоставлению им жилья Жилищным кодексом РФ не предусмотрена. При этом, у ЮЛ4 нет собственного жилого фонда, т.к. на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» весь жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов исполнительной власти субъектов РФ был отнесен к муниципальной собственности. Весь жилой фонд в Новосибирской области был передан в муниципальную собственность. В соответствии с Преамбулой Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» - настоящий Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями. Согласно ч.1 ст.1 указанного закона, в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия) следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: 4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

Субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассчитываются исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, нормы предоставления площади жилого помещения - не менее 15 квадратных метров общей площади на человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному району, городскому округу Новосибирской области. Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области устанавливается ежеквартально Губернатором Новосибирской области.

В соответствии с законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год» были предусмотрены субвенции местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию - г.Новосибирск.

ЮЛ4 в соответствии с названным законом не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций. В соответствии с пунктами 8 и 16 Положения о министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 № 162 министерство обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.

Главным распорядителем денежных средств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области» определено Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Таким образом, представитель третьего лица полагает, что ЮЛ4 не является надлежащим лицом, участвующим в деле, поскольку решение суда не повлияет на права и законные интересы ЮЛ4. На основании изложенного, просит отказать Прокурору ... района г. Новосибирск в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица ЮЛ8, в судебное заседание не явился, извещен, ранее направил в суд письменный отзыв, согласно которому указывает, что с требованиями прокурора ... района г. Новосибирска согласен по следующим основаниям: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, имеют в соответствии с Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семей иного типа, при прекращении опеки (попечительство), предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется вне очереди.

На основании изложенного, а также учитывая результаты технического заключения ЮЛ3 министерство исковые требования прокурора ... района г. Новосибирска, действующего в интересах Чайкиной Т.В. поддерживает. Принятие Чайкиной Т.В. на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, считает возможным.

В судебном заседании представитель 3-го лица Семеновой И.Ю., действующей на основании доверенности, пояснила, что ранее, собственником ? доли в праве собственности на жилой дом <адрес> являлся ФЛ1, который умер 01.12.2004г. Открывшееся наследство в виде принадлежащей ему ? доли в праве собственности на спорный дом было принято его неполнородной сестрой – Семеновой И.Ю. Указали, что в этом доме неоднократно происходили пожары, дом заливался осадками, в связи с чем, непригоден для проживания. Акт обследования был подготовлен ЮЛ3 по ее поручению.

Суд, выслушав пояснения Прокурора ... района г. Новосибирска, Чайкиной Т.В., ее представителя, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В силу ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами

Согласно пункту "ж" ч.1 ст.72 и ч. 2 ст.76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которыми соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пункт 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма», ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - граждане, нуждающиеся в жилых помещениях), по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений (далее - исполнительный орган).

Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом.

Согласно ст. 26.1 Закона Новосибирской области от 12.05.2003 N 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области», порядок предоставления предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливается администрацией Новосибирской области.

Постановлением администрации Новосибирской области от 14.05.2007 № 50-па утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в Новосибирской области.

Согласно п.4 данного Положения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесен к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 28 ст. 2 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» от 15 декабря 2007 года №176-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями: осуществление мер по защите личных и имущественных прав детей, в том числе жилищных прав детей.

Судом установлено, что Чайкина Т.В. родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Постановлением ЮЛ1 от 30.11.1994г. несовершеннолетняя Чайкина Т.В. определена в детский дом, в связи с нахождением ее материи ФЛ2 под стражей в СИЗО №1 (л.д.7).

Распоряжением ЮЛ1 от 01.12.1998г. за несовершеннолетней Чайкиной Т.В. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.8).

Согласно справки директора ЮЛ5 Чайкина Т.В. являлась воспитанником ЮЛ5 с 08.07.1998г. по 29.12.2006г. и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.9).

Согласно справки директора ЮЛ7 №37 от 04.02.2009г. Чайкина Т.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., являлась воспитанником ЮЛ7 с 29.12.2006г. по 30.08.2007г. и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.10).

08.07.2006г. умерла ФЛ2 что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11).

10.07.2009г. нотариусом нотариального округа г. Новосибирска ФЛ3, Чайкиной Т.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу умершей Чайкиной А.С. в виде ? доли в праве собственности на жилой дом <адрес> (л.д.13).

ЮЛ1 письмом от 18.04.2011г. Чайкиной Т.В. было отказано в постановке на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения за Чайкиной Т.В. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, а также ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю указанного жилого дома (л.д.12).

Согласно справки ЮЛ6 сведений о зарегистрированных правах Чайкиной Т.В. на недвижимое имущество в г. Новосибирске не имеется (л.д.16).

Из технического заключения №1282 от 30.09.2010г. ЮЛ3 следует, что

несущие и ограждающие строительные конструкции жилого дома по адресу: <адрес> находятся в аварийном состоянии.

Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

В результате визуального обследования (с необходимыми замерами), обнаружены трещины, перекосы частей здания, разломы стен, кладки печи и разрушение фундамента, свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии грунтового основания, а также повреждение конструкций наружных стен (результат горения и гниения), при которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Так же в результате осмотра, под перекрытием пола обнаружена вода, что свидетельствует о близко расположенных грунтовых водах.

Начало разрушения обуславливается неблагоприятным сочетаниям ряда факторов внешнего и внутреннего воздействий.

Возникновение одних дефектов носит случайный характер, других -обусловлено организационными и технологическими причинами. Выявлением дефектов и воздействиями на них возможно существенно повысит качество зданий, эксплуатационную надежность, продлить их долговечность. При этом большое значение приобретают инженерные методы диагностики технического состояния здания и конструктивных элементов.

Вода, начавшая процесс разрушения фундамента, будет продолжать его до полного разрушения здания. Выход, из сложившейся ситуации, состоит в замене старого фундамента на новый, способный противостоять процессам морозного пучения.

Анализ причин повреждений элементов жилого дома позволяет выделить факторы, степень влияния которых в каждом конкретном случае может быть различной по интенсивности воздействия.

Рекомендуется проведение противоаварийных мероприятий:

необходимо проведение инженерно–геологического исследования, по результатам которого может потребоваться восстановление и ремонт строительных конструкций и укрепление или замена фундамента;

целесообразны мероприятия по усилению конструкций, в зависимости от степени повреждения.

Возможно, после проведения инженерно-геологического исследования будет необходимо заменить старый фундамент на новый и одновременно поднять дом. Делают это поэтапно, чтобы избежать обрушение дома, т.е. заменяют небольшой участок, а когда бетон застынет, приступают к следующему участку.

Необходимо, так же устройство отмостки для предотвращения замачивания оснований фундаментов.

Жилые помещения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, действующим на территории РФ (СанПиН 2.1.2.1002-00), обеспечивающим безопасные для жизни и здоровья людей условия постоянного проживания.

Конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии и несут угрозу для жизни и здоровья людей.

Дальнейшая эксплуатация индивидуального жилого дом на момент обследования по адресу: <адрес> не возможна (л.д.17-34).

Доказательств иного технического состояния данного жилого дома, сторонами суду не представлено.

То обстоятельство, что Чайкина Т.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на меры социальной поддержки, в т.ч. в виде постановки на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ответчиком и третьими лицами не оспаривалось и единственным основанием, на которое указано ответчиком в качестве причины отказа, является принадлежность Чайкиной Т.В. ? доли в праве собственности на указанный дом.

Из технического заключения, представленного прокурором, подготовленного ЮЛ3, следует, что данный дом непригоден для проживания и его эксплуатация невозможна.

Суд не может согласиться с позицией представителя третьего лица – ЮЛ2, указывавшего на необходимость предоставления заключения Межведомственной комиссии, поскольку, п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, устанавливает, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно ответа Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства ЮЛ2 на запрос суда от 12.07.2011г., соответствующей Межведомственной комиссии, созданной Распоряжением Мэрии города Новосибирска от 12.04.2006г. № 2404-р, такие полномочия не предоставлены.

В Положении о межведомственной комиссии по признанию муниципальных помещений города Новосибирска жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Мэрии города Новосибирска от 19.07.2011г. № 6333, указание на такие полномочия также отсутствуют (п.1.2 Положения).

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводом, что только заключение такой межведомственной комиссии может являться основанием для признания индивидуального жилого дома непригодным для проживания граждан, поскольку при принятии решения суд не лишен возможности все доказательства, представленные сторонами, в их совокупности, а закон не устанавливает обязательность наличия заключения Межведомственной комиссии по такой категории споров.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» от 9 декабря 2005 года № 354-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия) следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, социальная поддержка по обеспечению жилым помещением, перечисленным в ней лицам должна предоставляться до достижения граждан 23 лет.

Оценивая данные обстоятельства (непригодность индивидуального жилого дома, доля в праве собственности на который принадлежит Чайкиной Т.В.; отсутствие у нее иного жилого помещения) суд приходит к выводу, что Чайкина Т.В., относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающая на территории г.Новосибирска, фактически лишена социальной поддержки органами государственной власти, что является недопустимым.

Учитывая, что индивидуальный жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Чайкиной Т.В., непригоден для проживания, иного жилого помещения Чайкиной Т.В. не принадлежит, суд приходит к выводу, что основания для отказа Чайкиной Т.В. в постановке на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма у ЮЛ1 отсутствовали, в связи с чем, требования прокурора ... района г.Новосибирска о признании незаконным решения и понуждении ответчика к постановке Чайкиной Т.В. на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования Чайкиной Т.В. к ЮЛ1 о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку из представленных истцом документов не подтверждается факт оплаты Чайкиной Т.В. денежных средств за представление ее интересов в суде.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора ... района г.Новосибирска в интересах Чайкиной Т.В. к ЮЛ1 о признании незаконным решения и понуждении к постановке на внеочередной учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным отказ ЮЛ1 от 18.04.2011г. в принятии Чайкиной Т.В. на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Обязать ЮЛ1 принять Чайкину Т.В. на внеочередной учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В удовлетворении ходатайства Чайкиной Т.В. о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней.

Судья             /подпись/            Пащенко Е.В.

Копия верна, подлинник решения суда от 29.09.2011 года подшит в гражданском деле № 2-2329/2011, находящемся в Октябрьском районном суде города Новосибирска.

Судья                    Пащенко Е.В.

Секретарь                    Тартачакова А.Ю.