Дело № 2-3901/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2011г. г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего Крейса В.Р.,
при секретаре Медниковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сапогиной Ю. А. о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Сапогина Ю.А. обратилась в суд с указанным заявлением; просит признать незаконными действия ЮЛ1 по отказу в регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ЮЛ1 поставить на регистрационный учет автомобиль <данные изъяты> года выпуска, <данные изъяты>, <данные изъяты> номер кузова <данные изъяты>
Заявитель ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление о постановке на учет принадлежащего автомобиля <данные изъяты> года выпуска, однако получила отказ в регистрации. Считает этот отказ незаконным, при этом исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела в <адрес> указанный автомобиль стоимостью <данные изъяты> рублей; в ПТС машины имеется «вклейка», где есть фото идентификационного номера (VIN), указано решение суда по данному факту, видимо уже проводилась экспертиза. VIN в ПТС соответствует VIN на автомобиле, по факту подделки уже проводились какие-то проверки. С этим VIN машина уже стояла на учете и была снята с учета для продажи в <адрес>.
Сапогина Ю.А. считает, что является добросовестным покупателем, ничего не меняла, не подделывала, закрепленный решением суда VIN соответствует тому, который существует сейчас.
Заявитель полагает, что в данной ситуации не нужны никакие большие проверки и машину должны поставить на учет. П. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения и п. 17 и 55 Правил регистрации содержат регламентацию постановки транспортного средства с измененными идентификационными номерами как на временный, так и на постоянный учет. VIN по решению суда закреплен в <данные изъяты>., машина уже ставилась с этим VIN и снималась в <данные изъяты>
Ст. 35 Конституции РФ гарантирует гражданину право владеть, распоряжаться и пользоваться своим имуществом, т.е. получить допуск к дорожному движению путем регистрации машины.
Заявитель считает, что органы ЮЛ1 своим отказом пытаются переложить на обычного человека ответственность за борьбу с криминалом, что в свою очередь нарушает ст. 17 Конституции РФ, гласящую, что государство должно защищать права и свободы человека. Заинтересованное лицо могло сделать соответствующие запросы в <адрес> при необходимости, чего сделано не было /л.д. 4-6/.
Заинтересованное лицо - ЮЛ1 извещено, представитель в судебное заседание не явился.
Представитель ЮЛ1 Иневатова Т.В. в судебном заседании пояснила, что ЮЛ1 не является юридическим лицом, входит в состав ЮЛ1 /л.д.60/; в письменных возражениях на заявление указано, что согласно приказа ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № функции по осуществлению технического надзора и регистрационных действий возложены на ЮЛ1, который является подразделением непосредственно подчиненным ЮЛ1. Представительство в судах по искам и заявлениям об обжаловании действий сотрудников подразделений ЮЛ1 либо об установлении права собственности на автотранспортные средства осуществляют сотрудники ЮЛ1.
ДД.ММ.ГГГГ Ю.А. Сапогина обратилась в ЮЛ1 для производства регистрационных действий с автотранспортным средством <данные изъяты> года выпуска, согласно представленных документов, а именно ПТС <данные изъяты> табличка с номером Vin перебита и кустарно прикреплена на кузове.
Действия ЮЛ1, выразившиеся в отказе производства регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты> года выпуска законны и основаны на требованиях нормативных актов.
Указ президента РФ от 15. 06. 1998. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», пп.3 п. 12 которого дает право Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства имеющие поддельные документы, скрытые, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;
Приказ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», п.3 которого гласит, что при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационные действия не производятся и при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрационные действия не производятся.
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Приведенная правовая норма проверялась в порядке абстрактного нормоконтроля Верховным Судом РФ, признавшим ее своим решением от 26 сентября 2003 г. N ГКПИОЗ-1012 соответствующей федеральному законодательству.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 24 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1204 подтверждена также законность первого предложения абзаца первого п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, в соответствии с которым при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.
Из содержания этих правовых норм видно, что приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанность компетентных органов допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
В соответствии с п.51 Приказа МВД № 1001 от 24.11.2008 «При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Ссылка заявителя на решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не состоятельна, данное решение не имеет преюдициальный характер и не подлежит исполнению со стороны ЮЛ1
Отказ в регистрации ограничивает права владельца по пользованию транспортным средством. Однако такое ограничение само по себе не прекращает прав собственности на транспортное средство, приобретенное в установленном порядке. Такие ограничения связаны с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлены на упорядочение отношений по пользованию автомобильными дорогами.
Беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 ГК Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств, при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит, поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства. В соответствии с вышесказанным, просили в удовлетворении требований Ю.А. Сапогиной к ЮЛ1 отказать в полном объеме /л.д. 57-59/.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, Сапогина Ю.А. приобрела у ПММ автомобиль <данные изъяты> года выпуска, цвет <данные изъяты> № шасси <данные изъяты>, модель, номер двигателя <данные изъяты>, кузов <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <данные изъяты>, дата выдачи транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ, наименование органа, осуществившего выдачу ЮЛ2, 1/л.д.8/.
В паспорте транспортного средства <адрес> в графе «<данные изъяты> указано, что табличка с VIN <данные изъяты>, <данные изъяты>, имеется «<данные изъяты> фотографии идентификационного номера (<данные изъяты> с указанием на решение суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.9/.
ДД.ММ.ГГГГ Сапогина Ю.А. обратилась в отделение ЮЛ1 с заявлением о постановке на учет транспортного средства.
Начальником ЮЛ1 заявителю было отказано в постановке в регистрации на основании приказа МВД РФ № 1001 от 24.11.2008г. п.3, Указ Президента РФ 711 от 98г. п. 12 (3) - не подлежат регистрации транспортные средства с измененной маркировкой, поддельной /л.д.7/.
Как следует из ответа на запрос ЮЛ2 согласно базе ЮЛ3, ПТС <адрес> был выдан в замен ПТС <адрес>. /л.д.25/.
Согласно карточке учета ДД.ММ.ГГГГ за ЯИЮ был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> года выпуска. Учет по решению суда /л.д.28-29/.
Решением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заявление ЯИЮ об оспаривании решения ЮЛ2 на отказ в производстве регистрационных действий удовлетворено. ЮЛ2 обязано снять ограничения по совершению регистрационных действий с автомобилем «<данные изъяты> года выпуска, без гос. номера (идентификационный номер <данные изъяты> двигатель <данные изъяты> не установлен), принадлежащем ЯИЮ., а именно в постановке на учет данного автомобиля, закрепить в регистрационных документах факт кустарного видоизменения идентификационного номера транспортного средства, путем вклеивания фотографий идентификационного номера в графу «Особые отметки» в Паспорт транспортного средства и Свидетельство о регистрации транспортного средства /л.д.32-35/.
ДД.ММ.ГГГГ за ПММ зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> года выпуска /л.д.26-27/.
ДД.ММ.ГГГГ ПММ обратился в ЮЛ2 о постановке на учет, замене ПТС, на основании которого автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> поставлен на учет, заявителю выдано свидетельство серия <данные изъяты>, регистрационные знаки <данные изъяты>, паспорт транспортного средства серия: <данные изъяты> /л.д.30/.
Согласно части 2 пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ от 24.11.2008 года №1001, а Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним определяет сроки и последовательность действий должностных лиц ГИБДД МВД РФ при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", регламентировано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Таким образом, отказывая в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, органы ЮЛ1, действуя в соответствии с законом и в пределах своих правомочий, ограничивают права определенного круга лиц на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие меры, в частности, способствуют борьбе с угонами транспортных средств, их незаконным оборотом, и, следовательно, направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц - их законных владельцев.
Поскольку по делу бесспорно установлен факт кустарного видоизменения идентификационного номера транспортного средства, следовательно, отказ ЮЛ1 в регистрации данного автомобиля является правомерным.
При этом, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ЮЛ1 допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Доводы заявителя о том, что автомобиль на основании решения <данные изъяты> (не имеющего преюдициального значения по данному делу) был поставлен на учет, не опровергают вышеизложенное и не влияют на законность действий ЮЛ1 по отказу в регистрации автомобиля заявителя.
При таких обстоятельствах суд признает действия ЮЛ1 по отказу в восстановлении регистрации транспортного средства <данные изъяты> года изготовления, <данные изъяты>, цвет <данные изъяты>, <данные изъяты> шасси отсутствует, модель, номер двигателя <данные изъяты>, кузов <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <данные изъяты> принадлежащего заявителю, законными и соответствующими нормативным правовым актам Российской Федерации, а требования заявителя об обязании ЮЛ1 поставить на регистрационный учет транспортного средства не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Сапогиной Ю. А. о признании незаконными действий ЮЛ1 по отказу в регистрации транспортного средства и обязании в постановке на регистрационный учет транспортного средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска.
Председательствующий
Подлинник решения от 28.11.2011 года находится в материалах гражданского дела №2-3901/11, хранящегося в Октябрьском районном суде г.Новосибирска.