Дело № 2-3597/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2011г. г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска в составе:
председательствующего судьи: Крейса В.Р.,
при секретаре: Медниковой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Труфановой Е. А. к ЮЛ1 ЮЛ2 об исключении квартиры из реестра служебных жилых помещений, о признании права пользования, права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Труфанова Е.А. обратилась в суд с указанным иском; после уточнения исковых требований, в порядке ст. 139 ГПК РФ, просит признать статус служебного жилого помещения в виде <данные изъяты> квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м в доме № по <адрес>, утраченным; признать право пользования жилым помещением - <данные изъяты> квартирой №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м в доме № по <адрес>; признать право собственности на жилое помещение в виде <данные изъяты> квартиры №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м в доме № по <адрес> в порядке приватизации.
В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу специалистом в ЮЛ3 проработала в сфере ЮЛ4 до ДД.ММ.ГГГГ, после чего была уволена по <данные изъяты>.
В связи с трудовыми отношениями с истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого истец стала занимать жилую площадь <данные изъяты> кв. м в квартире <адрес>; вселилась в предоставленное жилое помещение, проживает и оплачивает содержание жилья как по договору соцнайма согласно открытого на ее имя лицевого счета, задолженности не имеет. Квартира находится в муниципальной собственности, истец решила приобрести её в собственность в порядке приватизации, однако, в этом было отказано.
В соответствии с п. 7.2.1 «Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, утвержденного ЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ №, служебное жилое помещение включается в специализированный жилищный фонд и исключается из указанного фонда правовым актом <данные изъяты>. Исключение жилого фонда из числа служебных возможно при наличии <данные изъяты> стажа работы в системе ЖКХ.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшего до 31.03.2005 года, без предоставления другого жилого помещения, в случае, указанном в ст. 107 ЖК РФ настоящего кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставившим им служебные жилые помещения, не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи, если иное не предусмотренное законом или договором (ч.1) в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законом (ч.2).
На основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом или нормативными актами РФ.
В соответствии со ст. 11 этого же закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Истцом не использовано право на приватизацию. Истец считает, что данное нарушенное право в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 12.ГК РФ подлежит восстановлению путем признания за ней право собственности на спорную квартиру.
Руководствуясь Статья 25 Всеобщей Деклорации прав человека (принятой резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи ООн 1012.1948), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 18 Закона РФ от 04.01.1991 г. № 1541 - 1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», ст. ст. 5, 13 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», ст. 60-62, 67, 69 ЖК РФ, ст. 671, 672 ГК РФ, ст. 17, ч. 2, ст. 35, 40 Конституции РФ просила иск удовлетворить /л.д. 3-5/.
В судебное заседание истец Труфанова Е.А. не явилась, извещена надлежащим образом /л.д. 113 /, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие /л.д. 114/.
Представитель истца по доверенности – Поручаев В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик ЮЛ1 – извещен надлежащим образом /л.д. 119/, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что жилое помещение (квартира) <адрес> является муниципальной собственностью и включено в реестр муниципального имущества <адрес> на основании ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № и ЮЛ6 от ДД.ММ.ГГГГ № 20.
Распоряжением ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № спорная квартира включена в муниципальный специализированный жилищный фонд в качестве служебного жилого помещения. На основании договора найма служебного жилого помещение № от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была предоставлена Труфановой Е.А. во временное владение v пользование на период трудовых отношений с муниципальным жилищно-эксплуатационным учреждением.
Служебное жилое помещение предоставляется гражданам в связи с трудовыми отношениями и предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.).
Ссылки истицы на статью 108 Жилищного кодекса РСФСР не уместны, поскольку спорные жилищные правоотношения возникли в <данные изъяты> году и регулируются нормами Жилищного кодекса РФ. Согласно статье 92 которого, а также статье 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения специализированного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, приватизации не подлежат.
Исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда регулируется Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, принятым решением гоЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому, мэр вправе исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда в случае: если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и проработал в организации (или пребывал на выборной должности), предоставившей ему служебное помещение, не менее <данные изъяты> лет или достиг пенсионного возраста по старости; если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и уволен из организации, предоставившей ему служебное жилое помещение, в связи с ликвидацией организации либо по сокращению численности или штата работников организации. Кроме того, порядок предоставления служебных жилых помещений регулируется главой 10 Жилищного кодекса РФ и Решением №
Согласно п./п. 3 и 2 ст. 104 Жилищного кодекса РФ, и./п. 7.2.5 Решения № категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда <адрес>, устанавливаются ЮЛ1. В целях реализации указанных правомочий ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ1 подписано постановление № 115 «О категориях граждан, которым предоставляются служебные помещения в муниципальном жилищном фонде», где утверждены категории граждан, которым могу быть предоставлены служебные жилые помещения. В данной номенклатуре отсутствуют сотрудники коммерческих организаций. ЮЛ1 освобождена от обязательств по предоставлению служебных жилых помещений сотрудникам частных коммерческих жилищно-эксплуатационных организаций.
Как следует из приложенной к исковому заявлению копии трудовой книжки Труфановой Е.А., трудовой стаж в муниципальной жилищно-эксплуатационной организации города (ЮЛ3 составляет всего <данные изъяты> месяц. Период работы в ЮЛ7 не может быть включен в общий стаж работы в организации, в связи с трудовыми отношениями с которой предоставлено служебное жилое помещение, поскольку указанное общество является коммерческой организацией. Также не может быль принято во внимание обстоятельство, что истица была уволена из коммерческой организации по сокращению штата.
Ссылки истицы па Конституцию Российской Федерации и нормативные акты международного публичного права, в данном случае считает неуместными, поскольку у служебного жилого помещения имеется специальный правовой режим, выражающийся в особенности предоставления и пользования им. Считает, что все выдвинутые исковые требования Труфановой Е.А. не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе /л.д. 34-35/.
Ответчик – ЮЛ2 извещен надлежащим образом /л.д. 120/, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо– ЮЛ3 извещено/л.д. 121/, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Часть 2 вышеуказанной статьи гласит, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения /л.д. 36/.
Представитель третьего лица – ЮЛ7 поддержала доводы искового заявления в полном объеме /л.д. 125-126/.
Выслушав пояснения представителя истца по доверенности Поручаева В.В., представителя третьего лица ЮЛ7 допросив свидетеля ВНИ изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Труфановой Е.А. и ЮЛ2 был заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого истцу в связи с трудовыми отношениями истца Труфановой Е.А. с ЮЛ3» для проживания была предоставлена <данные изъяты> квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> /л.д. 6-7/.
Судом установлено, что истец вселилась в спорное жилое помещение, зарегистрирована по адресу нахождения спорного жилого помещения и проживает в нем в настоящее время, несет расходы по его содержанию, оплачивает найм жилого помещения и коммунальные услуги, что подтверждается представленной истцом выпиской из домой книги и выпиской о начислении из лицевого счета /л.д. 16,19/.
Согласно ЮЛ8, на квартиру расположенную по адресу: <адрес> отсутствует запись о регистрации прав на спорную квартиру /л.д. 31/.
Из представленного истцом договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, который никем не оспорен и не признан в установленном законом порядке недействительным, а также согласно сведений справки ЮЛ3 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности на основании ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ № и решения ЮЛ11 от ДД.ММ.ГГГГ № /л.д. 15/, но при этом право муниципальной собственности на спорное жилое помещение в установленном законом порядке не зарегистрировано.
При разрешении данного жилищного спора судом также установлено, что спорное жилое помещение в настоящее время используется истцом для постоянного проживания, другого жилого помещения истец ни на праве собственности ни на ином вещном праве не имеет, что подтверждается имеющимися в материалах дела представленными истцом сведениями из Н. ЮЛ9 и ЮЛ8 /л.д. 21, 22/.
В силу положения ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд в зависимости от цели использования подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд и фонд коммерческого использования.
Суд также при разрешении спора учитывает, что в соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости (данная позиция также изложена в Определении Верховного Суда РФ от 23.06.2006г. по делу № 35-В06-12).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57).
Согласно положений ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).
В силу требований ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Суд полагает, что при разрешении данного жилищного спора судом были созданы все необходимые условия сторонам для представления в соответствии с указанными процессуальными нормами гражданского права, доказательств по делу для его правильного и своевременного его разрешения.
Каких-либо достоверных письменных допустимых доказательств, подтверждающих факт отнесения спорного жилого помещения в указанном доме к специализированному муниципальному жилищному фонду и государственной регистрации спорного жилого помещения в качестве такового, ответчиком ЮЛ1 суду в ходе судебного разбирательства не представлено.
При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец была вселена в спорное жилое помещение, находящееся в муниципальном жилищном фонде, на законных основаниях и в силу положений ст. ст. 61 и 67 ЖК РФ в настоящее время истец проживает и пользуется спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда.
При разрешении данного спора суд также учитывает, что истец Труфанова Е.А. была уволена с должности <данные изъяты>, в связи с переводом в ЮЛ7 с согласия работника, п.5 ст. 77 ТК РФ/л.д. 8-14/, но при этом организацией, предоставившей жилое помещение – ЮЛ3 а также в настоящее время ЮЛ2, ЮЛ2, а также ЮЛ1 (наймодателем) в соответствии со ст. 104 ЖК РФ действие договора найма спорного жилого помещения не прекращено, истец продолжает проживать в спорной квартире, требований о выселении ответчиками к истцу не предъявляются, спора о правах на указанное жилое помещение третьими лицами не заявлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, истец полностью выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные п. 3 ст. 67 ЖК РФ, и ответчик фактически признал право пользования истцом жилым помещением на условиях договора социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положений ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 указанной нормы жилищного права установлено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Ч. 3 ст. 103 ЖК РФ устанавливает, что гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Согласно ч. 4 данной статьи закона выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
В силу положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 242-ФЗ)
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.
Исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда регулируется Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом <адрес>, принятым ЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которого <данные изъяты> вправе исключить жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в случае если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и проработал в организации (или пребывал на выборной должности), предоставившей ему жилое помещение, не менее <данные изъяты> лет и достиг пенсионного возраста по старости; либо если наниматель, которому предоставлено служебное жилое помещение, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и уволен из организации, предоставившей ему служебное жилое помещение, в связи с ликвидацией организации либо по сокращению численности или штата работников организации.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 г., служебные жилые помещения, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», вступившего в силу 22.01.2005г., к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, указанная норма предусматривает, что жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают свой статус в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, лица, проживающие в указанных помещениях, являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма независимо от наличия ордера (договора социального найма).
Кроме того, при разрешении данного спора суд учитывает, что действие договора найма спорного жилого помещения наймодателем не прекращено, истец продолжает проживать в спорной квартире, ответчик продолжает принимать от истца плату за наем жилого помещения и за коммунальные услуги, что подтверждается представленной истцом выпиской о начислении из лицевого счета /л.д. 19/, в связи с чем суд приходит к выводу, истец полностью выполняет обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные п. 3 ст. 67 ЖК РФ и ответчики фактически признали право пользования истцом жилым помещением на условиях договора социального найма, поэтому требования истца об исключении квартиры из специализированного муниципального жилого фонда и признании за истцом права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно техническому и кадастровому паспортам составленного ЮЛ9 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в спорной <данные изъяты> квартире №, инвентарный номер №, общей площадью квартиры <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м. и вспомогательной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на <данные изъяты> этаже жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> имеются следующие помещения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> кв.м.
Судом также установлено, что Труфанова Е.А. не использовала право на приватизацию жилых помещений на территории <адрес> /л.д. 20/; Труфанова Е.А. с момента начала приватизации в Российской Федерации проживала на территории <адрес>, следовательно, в других субъектах РФ права на приватизацию не использовала /л.д. 16,17,18/.
Ответчиком – ЮЛ1 было отказано истцу Труфановой Е.А. в исключении квартиры по адресу: <адрес> из специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма, в связи с тем, что истец не признана в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и ее трудовой стаж в обслуживающих муниципальных организациях составляет менее <данные изъяты> лет /л.д. 26/.
Однако суд по вышеуказанным основаниям находит данный отказ ответчика незаконным, а ссылки на положения ст. 4 указанного закона несостоятельными.
При вышеуказанных установленных в ходе судебного разбирательства юридически значимых фактах и обстоятельствах суд полагает, что данный отказ не может быть законным основанием для нарушения конституционного законного права истца на получение в собственность жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, защиты которого в силу ст. 46 Конституции РФ и ст.ст. 12 и 235 ГК РФ, Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истец вправе требовать в судебном порядке путем признания за ним права собственности на занимаемую квартиру в порядке однократной безвозмездной приватизации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 29.12.2004 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Суд считает, что своим отказом в приватизации спорного жилого помещения нарушаются конституционные права истцов, предусмотренные ст.ст. 17, 35 и 40 Конституции Российской Федерации.
Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2).
Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.
Провозглашенный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.
Установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П).
Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 15.06.2006г. № 6-П, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 163/9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.
Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1391 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ВНИ. суду пояснила, что в <данные изъяты> году в этом доме находились нежилые помещения <данные изъяты>. В <данные изъяты>. стали освобождаться помещения. ЮЛ3 подало заявление ЮЛ1 об освобождении данных помещений, для того, чтобы передать их в служебное жилье ЮЛ10, на которое был получен положительный ответ, с <данные изъяты> по <данные изъяты> год на <данные изъяты> этаже было реконструировано жилье, и введено в эксплуатацию.
С <данные изъяты> года освободился <данные изъяты> и <данные изъяты> этажи, ЮЛ2 так же ходатайствовала перед ЮЛ10 о том, чтобы отдать площади. В <данные изъяты> был получен положительный ответ о том, что разрешено произвести реконструкцию. В начале <данные изъяты> года был подготовлен проект, в результате которого получилось <данные изъяты> квартир, по проекту. Руководитель предприятия КАС пригласил <данные изъяты> работников, две квартиры из <данные изъяты> были переданы ЮЛ1. С каждым была составлена беседа. ЮЛ3 сообщили о том, что они готовы представить жилье, в случае если сотрудник готов проводить за свой счет ремонт на данных жилых площадях.
Со стороны работников был задан встречный вопрос о гарантиях, будет ли им за это предоставлено жилье. Было принято решение заключить договор – обязательство, в котором ЮЛ3 гарантирует провести все работы по получению разрешительных документов всех соответствующих служб, а сотрудники проведут работы по реконструкции, при этом не отступят от проекта для дальнейшей сдачи. Им было дано разрешение на вселение. Проводили все соглашение. В <данные изъяты> году получили разрешение мэрии, хотя еще не было ввода жилья. В <данные изъяты> году получили все документы и смогли оформить договора социального помещения. На сегодняшний день <данные изъяты> квартир сняты со статуса служебного жилого помещения. Труфанова Е.А. входит в число проживающих, которая провела работы по реконструкции. Истец вселилась в <данные изъяты> <данные изъяты> года, сделала ремонт и проживает по настоящее время там /л.д. 126-127/.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется.
Поскольку, судом установлено, что истец Труфанова Е.А. занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, а также, учитывая тот факт, что нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре найма специализированного жилого помещения применяются к отношениям по пользованию служебными жилыми помещениями, под которыми используются жилые дома любой формы собственности, возникшим как до, так и после 01 марта 2005г., что нашло свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.06.2006г. № 6-П, в соответствии с которым признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1391 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание то обстоятельство, что истец Труфанова Е.А. не использовала право приватизации жилья, отказ в иске поставил бы истца в неравное положение при одинаковых обстоятельствах с другими лицами, за которыми решениями суда уже было признано право собственности на подобные жилые помещения в порядке приватизации, что недопустимо, так как закон предоставляет всем равные условия для реализации своих прав, поэтому суд считает, что истец Труфанова Е.А. вправе приобрести занимаемое им жилое помещение в собственность и заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Труфановой Е. А. удовлетворить.
Признать за Труфановой Е. А. право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения, относящегося к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Признать за Труфановой Е. А. право собственности на жилое помещение – квартиру <адрес> в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для исключения ЮЛ1 <данные изъяты> квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, из реестра специализированного муниципального жилищного фонда и государственной регистрации в ЮЛ8 права собственности за Труфановой Е. А. на указанное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Судья
Подлинник решения суда от 02.12.2011 года подшит в гражданском деле № 2–3597/11, находящемся в Октябрьском районном суде города Новосибирска.