решение по ст.7.30 ч.4 КоАП РФ



Дело № 12-333/10

Р Е Ш Е Н И Е

16 августа 2010 года г. Новосибирск

Судья Октябрьского районного суда г. Новосибирска Темирсултанов И.Ю.,

при секретаре Тимофеевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цветковой М.А. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области М.А. от 12.07.2010 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Цветкова М.А. обратилась в Октябрьский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении него заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по НСО 12.07.2009 г., которым она подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 23.800 рублей за установление не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд требований к участникам размещения заказов, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением Цветкова М.А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с жалобой, в которой указала, что в обжалуемом постановлении указано, что глава 4 Федерального закона №94 от 21.07.2005г. (далее - Закон №94-ФЗ) не предусматривает возможности установления заказчиком при проведении запроса котировок требований к участникам размещения заказа, данный факт подтверждает разъяснением органа, уполномоченного на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере размещения заказов - Минэкономразвития РФ (Письмо от 06.10.2009г. №Д22-923), которое разъясняет неправомерность требований о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию участников запроса котировок. Однако такие требования ее и не выдвигались. Также, разъяснения, содержащиеся в указанном письме распространяют свое действие на отношения, возникшие с 06.10.2009г., в то время как административные правонарушения совершены до его издания, а именно: по извещению №133 - 17.09.2009г.; по извещению №132 - 23.09.2009г.; по извещению №130 - 17.09.2009г.; по извещению №98 - 23.07.2009г.; по извещению №77 - 11.06.2009г.; по извещению №128 -15.09.2009г.; по извещению №129 - 16.09.2009г.

Кроме того данным постановлением она привлечена к ответственности за административное правонарушение от 10 июня 2009г. (извещение № 77, начальная (максимальная) цена контракта 500.000 рублей) по запросу котировок на оказание услуг по проведению индивидуальных консультаций по профессиональной ориентации. Однако срок привлечения за данное правонарушение на момент вынесения постановления уже истек.

Также, согласно раздела 8 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», к работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Согласно п. 2 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2007г. №680 (далее - Административный регламент по организации профессиональной ориентации), Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2007г. №400 (далее - Административный регламент по социальной адаптации), Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007г. №726 (далее - Административный регламент по психологической поддержке) полномочия по предоставлению указанной государственной услуги осуществляется в соответствие с Законом №94-ФЗ.

Согласно п.46 Административного регламента по организации профессиональной ориентации в предоставлении государственной услуги принимают участие специалисты, являющиеся лучшими по профессии (специальности), высококвалифицированными кадрами и способными в доступной форме передать аудитории информацию о характере и условиях трудовой или иной деятельности на рабочем месте. Согласно п.п.47, 48 Административного регламента по социальной адаптации помещение для предоставления государственной услуги должно обеспечивать возможность проведения индивидуальных и групповых занятий с безработными гражданами, обеспечивается необходимым оборудованием, системами кондиционирования воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 40 Административного регламента по психологической поддержке для участия в предоставлении государственной услуги по согласованию с директором центра занятости населения привлекаются работники, органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, обладающие навыками и знаниями по вопросам практической психологии, психологии труда, социальной психологии, владеющих методами изучения психологических особенностей трудовой деятельности граждан, или другие специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы.

Согласно п.42 Административного регламента по психологической поддержке предъявляются определенные требования к оборудованию мест предоставления государственной услуги.

Согласно п.35 Постановления Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ №1 от 13.01.2000г. «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (далее - Постановление Минтруда) финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, предназначенных на реализацию государственной политики занятости, и других источников. В структуру затрат на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения по направлению органов по вопросам занятости входят: оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку; оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение; оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, средств обучения; оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов.

Согласно п.11 Постановления Минтруда, отбор образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (далее - Указ Президента, Положение). Пункт 7 Указа Президента устанавливает, что Положение действует до вступления в силу Закона № 94-ФЗ.

В обжалуемом постановлении указано, что глава 4 Закона № 94-ФЗ не предусматривает возможности установления заказчиком при проведении запроса котировок требований к участникам размещения заказа. Однако она считает, что указанная глава Закона № 94-ФЗ вообще не устанавливает каких-либо требований к участникам размещения заказа. Откуда следует, что в части не урегулированной Законом № 94-ФЗ, может применяться Положение, в п.5 которого указано, что участник размещения заказа должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта. Поскольку Законом № 94-ФЗ не предусмотрена возможность установления при проведении запроса котировок таких требований к участникам размещения заказа как наличие технологической лаборатории, наличие квалификационного состава преподавателей, сотрудников, установление подобных требований в документации запроса котировок не может противоречить главе 4 Закона №94-ФЗ.

Таким образом, она действовала в интересах организации, в целях надлежащего исполнения требований указанных выше правовых актов, повышения качества оказываемых услуг безработным гражданам. В ее действиях отсутствуют вред, охраняемым общественным правоотношениям и наступление последствий. Участники размещения заказа не обжаловали ее действия по осуществлению размещения заказа, если такие действия нарушали их права и законные интересы.

В связи с чем, Цветкова М.А. просит постановление от 12.07.2009 г., вынесенное в отношении нее заместителем руководителя управления УФАС по НСО, отменить.

В судебном заседании представитель по доверенности Е.В. полностью поддержала доводы жалобы Цветковой М.А., и также просила постановление заместителя руководителя УФАС по НСО от 12.07.2010 г. отменить.

Представитель УФАС по НСО И.Ю.. просила постановление от 12.07.2010 г. оставить без изменения, а жалобу Цветковой М.А. без удовлетворения.

Выслушав мнение представителей, исследовав представленные материалы, а также материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что жалоба Цветковой М.А. подлежит частичному удовлетворению следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 06.05.2010 г. в Новосибирское УФАС России из Контрольно-счётной палаты Новосибирской области поступила информация о нарушении ... законодательства РФ о размещении заказов. При проведении внеплановой проверки на основании ст.17 ч.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ) выявлено нарушение законодательства РФ о размещении заказов.

Так, в извещениях о проведении запросов котировок: на оказание образовательных услуг по переподготовке безработных граждан (извещение №133, начальная (максимальная) цена контракта 250.000 рублей); на профессиональную переподготовку безработных граждан (извещение №132, начальная (максимальная) цена контракта 250.000 рублей); на профессиональную переподготовку безработных граждан (извещение №130, начальная (максимальная) цена контракта 250.000 рублей); на оказание услуг по проведению индивидуальных консультаций по профессиональной ориентации (извещение №98, начальная (максимальная) цена контракта 130.000 рублей) указано, что образовательное учреждение должно располагать: технологической лабораторией, обеспечивающей высокий уровень проведения лабораторно-практических занятий и оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, требованиями охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, квалифицированным составом преподавателей, обеспечивающих качественное выполнение программы обучения данной профессии.

В извещениях о проведении запросов котировок: на оказание услуг по проведению индивидуальных консультаций по профессиональной ориентации (извещение №98, начальная (максимальная) цена контракта 130.000 рублей); на переподготовку граждан имеющих профессию «водитель легкового автомобиля категории «В» на профессию «водитель грузового автомобиля категории «С» (извещение №128, начальная (максимальная) цена контракта 500.000 рублей); на оказание услуг по профессиональной переподготовке граждан (извещение №129, начальная (максимальная) цена контракта 500.000 рублей) указано требование о наличии у участника размещения заказа квалифицированного состава сотрудников.

Все вышеперечисленные требования, установленные ... при проведении запроса котировок, предъявлялись заказчиком именно к квалификации участников запроса котировок.

Главой 4 Федерального закона №94-ФЗ регламентирована процедура размещения заказа путём запроса котировок. При этом нормы статей данной главы (ст.ст.42-47) не содержат положений, позволяющих государственному заказчику устанавливать при проведении запроса котировок такие требования к участникам размещения заказа как наличие технологической лаборатории, наличие квалифицированного состава преподавателей, сотрудников. Следовательно, при проведении указанных запросов котировок к участникам размещения заказа установлены требования, не предусмотренные законодательством РФ о размещении заказов, что так же подтверждается разъяснением органа, уполномоченного на осуществление нормативно - правового регулирования в сфере размещения заказов - Минэкономразвития РФ.

Так, согласно главе 4 Письма Минэкономразвития РФ от 06.10.2009г. №Д22-923, Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ не предусматривается возможность установления заказчиками при проведении запроса котировок требований к квалификации участников размещения заказов.

В соответствии с Приказом №71-л от 17.06.2002г. Цветкова М.А. назначена на должность директора ...

Вышеуказанные извещения о проведении запросов котировок утверждены должностным лицом государственного заказчика, директором ... Цветковой М.А.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия должностного лица государственного заказчика, директора ... - Цветковой М.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях должностного лица государственного заказчика, директора ... - Цветковой М.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4 КоАП РФ.

Доводы Цветковой М.А. о том, что 4 глава Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" не устанавливает каких-либо требований к участнику размещения заказа, и в данном случае применим Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращении коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", суд считает не состоятельными, поскольку в соответствии со ст.2 ФЗ "О размещении заказов" законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Кроме того, постановлением заместителя руководителя УФАС по НСО от 12.07.2010 г. Цветкова М.А. привлечена к ответственности за административное правонарушение от 10 июня 2009г. (извещение № 77, начальная (максимальная) цена контракта 500.000 рублей) по запросу котировок на оказание услуг по проведению индивидуальных консультаций по профессиональной ориентации.

В соответствие со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ указано, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, в силу которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким образом, срок привлечения Цветковой М.А. за административное правонарушение, а именно за установление ею, как должностным лицом не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд требований к участникам размещения заказов требований к участникам размещения заказов (извещение №77 от 10.06.2009г. о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению индивидуальных консультаций по профессиональной ориентации, начальная (максимальная) цена контракта 500.000 рублей) на момент вынесения заместителем руководителя УФАС по НСО постановления уже истек, и она не может быть привлечена за указанное правонарушение к административной ответственности.

Санкция ч.4 ст.7.30 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Цветковой М.А. назначено наказание, в виде административного штрафа в размере 23 500 рублей. Однако, суд приходит к выводу, что размер административного штрафа Цветковой М.А. должен быть снижен до 18 800 рублей, за вычетом 5.000 рублей, назначенных за административное правонарушение от 10.06.2009 г., поскольку срок привлечения за данное административное правонарушение истек.

В части доказанности вины и назначения наказания Цветковой М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4 КоАП РФ (по извещениям № 133 - 17.09.2009г.; № 132 - 23.09.2009г.; № 130 - 17.09.2009г.; № 98 - 23.07.2009г.; № 128 -15.09.2009г.; № 129 - 16.09.2009г.), суд считает постановление заместителя руководителя УФАС по НСО законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.7.30, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 12.07.2010 года, вынесенное заместителем руководителя УФАС по НСО в отношении Цветковой И.Ю. изменить, снизив размер административного наказания в виде штрафа до 18.800 рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Жалобу Цветковой М.А. удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья