Ломиворотов В.Н. ст. 7.29 ч. 2 КоАП РФ



Дело №12-68/11

РЕШЕНИЕ

10.02.2011 года                                                                                                       г. Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                                  Захарова Е.С.

при секретаре          Клоковой И.А.,

             с участием представителя по доверенности Шмыкова А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании, административное дело по жалобе Ломиворотова В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Ломиворотова В.Н. обратился в Октябрьский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении него заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по НСО ДД.ММ.ГГГГ, которым он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50.000 рублей за принятие решения о размещении заказа на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд иным способом, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

                В жалобе указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ломиворотовым В.Н. от имени ФГУ «ННИИПК им. Академика Е.Н. Мешалкина» были заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной теплотрассы от ТК-9 до ТК-10 с единственным поставщиком - ООО «Фабрика 5Ти» и от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной теплотрассы от ТК-14 до ТК-15 с единственным поставщиком - ОАО «Сибмедстрой».

               Каждый из контрактов был заключен с единственным подрядчиком на основании п.6 ч.2 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ в связи с необходимостью выполнения работ вследствие непреодолимой силы. Обстоятельством такой непреодолимой силы явилась авария, возникшая на теплотрассе ННИИПК, что установлено в акте обследования аварийной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ.

              Как, следует из обжалуемого постановления под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Выполняемые по государственным контрактам работы по капитальному ремонту не направлены на устранение аварийной ситуации, и контракты заключены не вследствие аварийной ситуации, а по причине естественного износа теплотрассы. Должностное лицо руководствуется понятием «ликвидация чрезвычайных ситуаций», определение которому дано в ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

              Однако, должностное лицо не использует данное в той же статье закона определение понятия «чрезвычайная ситуация», под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

               Помимо этого, в ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» дано определение понятия «авария», под которой понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде. Таким образом, не любая течь воды на теплотрассе может рассматриваться, как чрезвычайная ситуация, авария, обстоятельство непреодолимой силы. Необходимо оценивать ту обстановку, которая становится следствием протечки воды, необходимо учитывать наступивший или возможный ущерб здоровью людей, окружающей среде, материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности, производственного или транспортного процесса.

           Однако, обстановка, возникшая в ННИИПК в результате аварии на теплотрассе, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, характеризовалась тем, что теплотрасса, на которой произошла авария, является единственным источником теплоснабжения всех зданий ННИИПК и в том числе здания главного корпуса, в котором в условиях стационара круглосуточного пребывания одновременно находится более 400 пациентов, в том числе дети (в структуре ННИИПК действует несколько детских отделений), а также медицинский и обслуживающий персонал.

             Согласно п.4.2 СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», принятым постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ННИИПК относится к первой категории потребителей теплоты по надежности теплоснабжения, для которых не допускаются перерывы в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494.

               Согласно постановления мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного периода 2010/2011 года в городе Новосибирске» отопительный период установлен с ДД.ММ.ГГГГ. При этом с ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающие организации должны перейти на зимний режим работы и обеспечить подключение тепловой энергии объектов здравоохранения с круглосуточным пребыванием детей (каким и является ННИИПК).

                Поэтому накануне отопительного сезона опасными последствиями аварии на теплотрассе являлась невозможность обеспечения теплом корпусов ННИИПК, что могло причинить существенный вред здоровью пациентов, находящихся круглосуточно в ННИИПК в крайне тяжелом состоянии, и персонала ННИИПК. Наличие течи горячей воды и затопление камер также является последствиями аварийной ситуации, однако, менее чрезвычайными при данных условиях и не эти факторы определяли опасность и соответственно чрезвычайность ситуации. Поэтому, такие меры как остановка течи горячей воды и откачка воды из камер, не могли бы устранить наиболее опасные последствия возникшей аварийной ситуации и не привели бы к спасению жизни людей и сохранению их здоровья. Соответственно эти работы (по остановке течи воды и откачки воды из камер) невозможно считать работами по ликвидации чрезвычайной ситуации. Ликвидировать чрезвычайную ситуацию можно было только путем восстановления теплоснабжения зданий ННИИГТК. Учитывая физическое состояние теплотрассы, на которой произошла авария, остановить течь горячей воды можно было только двумя технически возможными способами: путем полного отключения подачи теплоносителя, но такие меры не позволили бы ликвидировать последствия непреодолимой силы, то есть восстановить теплоснабжение, и подвергли бы опасности жизнь пациентов и обслуживающего персонала. По мнению должностного лица необходимо было остановить течь воды и разместить заказ на выполнение капитального ремонта на аукционе. В этом случае теплоснабжение было бы восстановлено только к концу октября 2010 года. Следовательно, с середины сентября до конца октября 2010 года, то есть 1,5 месяца в ННИИПК существовала бы и не была устранена чрезвычайная ситуация - отсутствие тепла в зданиях и, в частности, в главном корпусе, в котором располагаются кардиохирурги чес кие отделения круглосуточного пребывания на 410 коек, операционный блок и реанимационное отделение. Такое развитие событий было недопустимым; второй способ остановить течь горячей воды и восстановить теплоснабжение - этозаменить протекающие трубопроводы, протекающую арматуру и восстановить обрушающиесяжелезобетонные конструкции, без восстановления которых недопустимы работы по заменеарматуры, то есть техническое состояние теплотрассы на момент аварии не позволяло устранить течь путем выборочной сварки в местах протечки. Это подтверждается документами,составленными организациями, специализирующимися в сфере выполнения работ на инженерныхсетях и коммуникациях.

                 Из обжалуемого постановления следует, что работы по капитальному ремонту не могут выполняться для устранения последствий аварийной ситуации. Однако, аварийный ремонт и капитальный ремонт являются понятиями разных категорий. Как следует из приведенного в постановлении определения работы относятся к аварийно-спасательным по признаку их выполнения в условиях чрезвычайной ситуации. Такие работы направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на прекращение действия опасных факторов.

               Понятие капитального ремонта определяется в п.3.8 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

              Из совместно письма Министерства экономического развития торговли РФ -АП/<адрес> ФАС РФ №АЦ /10328 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов, в том числе у единственного поставщика при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом.

              Теплотрасса ННИИПК имела высокую степень физического износа и многочисленные разрушения, что и привело к аварии ДД.ММ.ГГГГ. Для устранения последствий аварии необходимым с технической точки зрения было выполнение работ по восстановлению и замене изношенных и разрушенных частей теплотрассы. Именно по этой причине контрактами было предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту. Однако, поскольку эти работы были направлены на восстановление теплоснабжения, то есть на устранение таких последствий аварии, как отсутствие тепла, то они по смыслу закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.

                В постановлении указано, что государственные контракты заключены не вследствие непреодолимой силы, а по причине естественного износа теплотрассы.

                Такие выводы не соответствуют имеющимся в деле материалам. Необходимость заключения контрактов ДД.ММ.ГГГГ была вызвана именно аварийной ситуацией, возникшей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом обследования аварийной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ.

                Естественный износ теплотрассы явился причиной возникновения аварии, как обстоятельства непреодолимой силы, которое кроме прочего, характеризуется неопределенностью во времени возникновения. Государственные контракты были заключены вследствие возникшей аварии, что непосредственно следует из п. 1.1 заключенных контрактов.

              В постановлении указано на несостоятельность доводов о том, что Ломиворотов В.Н. действовал в состоянии крайней необходимости. Как указано в постановлении состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза охраняемым законом интересам. Также указано, что не будет крайней необходимости, если угроза указанным интересам может возникнуть в будущем.

               ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день заключения контрактов, угроза отсутствия теплоснабжения к началу отопительного сезона (15 сентября) являлась не мнимой, а совершенно реальной и не будущей, а имевшей место уже в этот день. Также как реальной была угроза причинения вреда здоровью пациентов и персонала ННИИПК вследствие действия отрицательных температур. Ломиворотов В.Н. обязан был как можно быстрее организовать выполнение ремонтных работ на теплотрассе, чтобы не допустить устойчивого понижения температуры воздуха в помещениях ННИИПК, где невозможно остановить лечебный процесс.

               В судебном заседании, представитель по доверенности Шмыкова А.В., доводы жалобы подержала в полном объеме, и просила суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное заместителем руководителя управления УФАС по НСО, в отношении Ломиворотов В.Н. отменить, производство по административному делу прекратить, за отсутствием состава правонарушения.

               Выслушав мнение участников сторон, исследовав материалы дела, суд находит постановление Заместителя руководителя УФАС России по НСО от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей в отношении заместителя директора по научной работе ФГУ «ННИИПК им. Академика Е.Н. Мешалкина» Ломиворотов В.Н. подлежит отмене, а жалоба последнего удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

              Согласно ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, принятие должностным лицом государственного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа в размере 50000 рублей.

             Так, ДД.ММ.ГГГГ Ломиворотовым В.Н. от имени ФГУ «ННИИПК им. Академика Е.Н. Мешалкина» были заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной теплотрассы от ТК-9 до ТК-10 с единственным поставщиком - ООО «Фабрика 5Ти» и от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по капитальному ремонту внеплощадочной теплотрассы от ТК-14 до ТК-15 с единственным поставщиком - ОАО «Сибмедстрой».

             В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

            Заказчик вправе заключить в соответствии с указанной статьей контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

             Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуациях и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

            Как видно из акта ГУП «УЭВ СО РАН» от ДД.ММ.ГГГГ об осмотре тепловых сетей, а также прилагаемой ведомости дефектов (Приложение 8.3) комиссией ГУП «УЭВ СО РАН» в тепловых камерах №№ 14, 15 обнаружено разрушение защитного слоя бетона плит перекрытий, разрушение защитного слоя бетона несущей балки перекрытия, коррозия рабочей арматуры перекрытий от 20 до 50 % сечение диаметра, в тепловой камере обнаружено периодическое заполнение водой.

            В данном акте,    комиссия    ГУП «УЭВ СО РАН»    указала, о том, что для надежного теплоснабжения ФГУ «ННИИПК им. Академика Е.Н. Мешалкина» и безаварийной эксплуатации

тепловых сетей необходимо выполнить капитальный ремонт тепловых сетей ННИИ ПК от ПНС-2

до тепловой камеры К-19 протяженностью 2,816 км., с полной заменой трубопроводов.

             Из совместно письма Министерства экономического развития торговли РФ -АП/<адрес> ФАС РФ №АЦ /10328 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, для государственных и муниципальных нужд без проведения торгов, в том числе у единственного поставщика при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом.

           Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят ГД ФС РФ ДД.ММ.ГГГГ)) чрезвычайной ситуацией признаётся, в том числе обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, которая подлежит ликвидации путём проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

             Материалами дела подтверждено, что последствия аварии могут быть устранены только путём проведения капитального ремонта, и иной способ устранения последствий аварии в данном случае был неприемлем.

             Согласно пункту 4.2. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» (принят Постановлением Госстроя РФ ДД.ММ.ГГГГ ) ФГУ «ННИИПК им. Академика Е.Н. Мешалкина» относится к первой категории потребителей теплоты по надежности теплоснабжения, для которых не допускаются перерывы в подаче расчётного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ30494.

                 Согласно постановлению Мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О начале отопительного периода 2010/2011 года в городе Новосибирске» отопительный период установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

             В связи с изложенным, суд полагает установленным, что накануне отопительного сезона опасными последствиями аварии на теплотрассе явилась невозможность обеспечения теплом корпусов Клиники, что могло причинить существенный вред здоровью пациентов и не могло быть устранено иначе, чем путем проведения капитального ремонта теплотрассы.

               Кроме того, суд учитывает, что на данный момент государственные контракты были исполнены в полном объеме, а поэтому имущественные права третьих лиц, даже если они были нарушены, не могут восстановлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях Ломиворотова В.Н. отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а потому оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с прекращением производства по делу в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.7.29 ч.2, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Ломиворотова В.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ломиворотова В.Н. о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.29 ч.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей отменить, производство по административному делу прекратить.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

    Судья