Дело №2Б-64/2011г. 26 августа 2011 года с. Боговарово. Вохомский районный суд Костромской области в составе: председательствующего - судьи Герасимова А.Л., при секретаре Гончаровой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бачерикова Ивана Корниловича об обжаловании действий должностного лица, у с т а н о в и л: Глава администрации Октябрьского муниципального района Костромской области Бачериков И.К. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц, в котором просит признать незаконными акт проверки №34 и предписание №34/--/22 от 11.08.2011 года Главного управления МЧС России по Костромской области,, поскольку данные документы были составлены с нарушением действующего законодательства. В обосновании своих требований указал, при проведении проверки были допущены грубейшие нарушения федерального законодательства, а именно ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с данным федеральным законом, орган, осуществляющий государственный контроль, обязан уведомить о предстоящей плановой проверке не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Распоряжение о проведении плановой проверки в администрацию поступило 04 августа 2011 года, о чем свидетельствует штамп его регистрации. Проверка началась 08 августа 2011 года, но в связи с тем, что 6 и 7 августа являлись выходными днями, фактически она началась на один день раньше, предусмотренного действующим законодательством. Федеральным законом №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц) определен порядок проведения государственного контроля и указаны основания, согласно которым результаты проверки не могут являться доказательствами если они получены с грубыми нарушениями установленных требований. К грубым нарушениям отнесено также и не соблюдение сроков начала проверки. Следовательно, данная проверка была проведена с грубыми нарушениями, а ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств вины администрации Октябрьского муниципального района Костромской области. В судебном заседании законный представитель администрации Октябрьского муниципального района по доверенности Зарбиева Е.Н. показала, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, изложив свои доводы аналогично указанные в заявлении. Основанием проверки явилось распоряжение №34 от 03 августа 2011 года управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области о проведении плановой выездной проверки. Поэтому она просит суд признать незаконными акт проверки №34 от 11.08.2011 года, предписание №34/--/22, поскольку данные документы были составлены с нарушением действующего законодательства. Представитель управления МЧС России по Костромской области в суд не прибыл о времени и месте рассмотрения дела был извещен должным образом. Ходатайств об отложении дела не поступало. Выслушав представителя администрации Октябрьского муниципального района Зарбиеву Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно распоряжения следует, что управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области 03.08.2011 года вынесло распоряжение №34, за подписью главного государственного инспектора Костромской области по пожарному надзору Большакова М.Е., о проведении плановой выездной проверки в отношении: администрации Октябрьского муниципального района Костромской области по соблюдению органами местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации требований пожарной безопасности и выполнения плана проведения плановых проверок на 2011 год Главного управления МЧС России по Костромской области. В администрацию Октябрьского муниципального района распоряжение поступило, согласно штампа входящей корреспонденции 04 августа 2011 года (л.д. №9-11). Так согласно акта проверки №34 от 11.08.2011 года, проверка администрации Октябрьского муниципального района проводилась в период с 11 часов 08 августа 2011 года до 10 часов 09 августа 2011 года. В результате проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д. №12-20). Согласно предписания №34/--/22 от 11.08.2011 года следует, что 11.08.2011 года главным специалистом отдела НТЛиС УНД ГУ МЧС России по Костромской области Чумаковым А.А. и начальником ТОНД Октябрьского района Шубиным А.В. выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки администрации Октябрьского муниципального района (л.д. №21-25). В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К должностным лицам, в частности, относятся: должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Как следует из материалов дела, заместитель Главного государственного инспектора Костромской области по пожарному надзору Большаков М.Е. издал распоряжение №34 от 03.08.2011 года о проведении плавной выездной проверки, в отношении администрации Октябрьского муниципального района по соблюдению обязательных требований в области пожарной безопасности. Уполномочены на проведении проверки: начальник отдела нормативно-технического, лицензирования и сертификации управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области Осипов Д.В., главный специалисту отдела НТЛиС УНД ГУ МЧС России по Костромской области Чумаков А.А. и начальник ТОНД Октябрьского района Шубин А.В.. В соответствии частью 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц, о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В силу части 1 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно пункта 1 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц, нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля. На основании части 3 статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Как видно из материалов дела и установлено судом, распоряжение №34 заместителя Главного государственного инспектора Костромской области по пожарному надзору Большакова М.Е. о проведении плановой выездной проверки в отношении: администрации Октябрьского муниципального района Костромской области, по соблюдению органами местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации требований пожарной безопасности и выполнения плана проведения плановых проверок на 2011 год Главного управления МЧС России по Костромской области, вынесено 03.08.2011г. (среда). Юридическое лицо - администрация муниципального района ознакомлено с указанным распоряжением 04.08.2011г. (четверг). Проверка началась в 11 часов 08.08.2011г. (понедельник). Таким образом, административный орган уведомил администрацию Октябрьского муниципального района о проведении плановой, выездной проверки менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит части 12 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц и согласно пункту 1 части 2 статьи 20 данного Закона является грубым нарушением законодательство при осуществлении проверки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях административного органа (должностных лиц) ГУ МЧС России по Костромской области грубого нарушения законодательства при осуществлении плановой, выездной проверки и считает, что акт проверки от 11.08.2011 года №34, а также предписания №34/--/22 от 11.08.2011 года не могут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, р е ш и л: Заявление главы администрации Октябрьского муниципального района Костромской области Бачерикова И.К., об оспаривании действий должностных лиц - удовлетворить. Признать незаконными акт проверки №34 от 11.08.2011 года и предписание №34/--/22 от 11.08.2011 года Главного управления МЧС России по Костромской области, Управления надзорной деятельности г. Костромы. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение 10 дней. Судья: А.Л. Герасимов Решение вступило в законную силу 05 сентября 2011 года.