дело №2б-4/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 января 2012 года с. Боговарово Вохомский районный суд Костромской области, в составе: председательствующего - судьи Герасимова А.Л., с участием помощника прокурора Маннаповой А.Р., при секретаре Нефедовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Покровского сельского поселения, Октябрьского муниципального района, Костромской области, о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор Октябрьского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлениями к администрации Покровского сельского поселения, Октябрьского муниципального района, Костромской области, о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обосновании своих требований прокурор указал, что проведена проверка исполнения законодательства по исполнению первичных мер пожарной безопасности на территории Покровского сельского поселения. Проверкой установлено, что в сельском поселении на территории с. Боговарово по пер. Льнозаводскому дер. Загот - Скот, точечно подходит лесной массив к населенным пунктам в связи, с чем необходимо обеспечить противопожарный разрыв от границ застройки до лесного массива. В судебном заседании помощник прокурора Маннапова А.Р., пояснила, что полностью поддерживает заявленные требования, в части обеспечения противопожарного разрыва не менее 15 метров, между лесным массивом и населенным пунктом в районе пер. Льнозаводского с. Боговарово. Срок для устранения недостатков, необходимо предоставить до 01.10.2012 года. В остальной части иска отказать, поскольку противопожарный разрыв от лесного массива до границ застройки дер. Ирдом ул. Боровая, д.2 (бывшая дер. Загот - Скот) составляет более 15 метров, что соответствует федеральному законодательству. Представитель ответчика - глава Покровского сельского поселения Селезнев Н.В.. в суде показал, что на территории Покровского сельского поселения определены границы застройки населенных пунктов. Летом 2011 года он совместно с сотрудником прокуратуры проводил обследование территории с. Боговарово и дер. Ирдом (бывшая Загот - Скот). Было установлено, что расстояние от границ застройки в дер. Ирдом до лесного массива составляет 40,5 метров, а на пер. Льнозаводском с. Боговарова составляет 5 метров, в основном кустарник. В собственности поселения лесных участков нет. Кто должен заниматься рубкой леса, для создания противопожарного разрыва от границы застройки до лесного массива не знает Представитель ОГУ «Октябрьское лесничество» Костров Н.Г. пояснил, что лесной массив расположенный на территории Октябрьского района относиться к их ведению, то есть они осуществляют контроль по рубке леса, следят за противопожарным состоянием при производстве рубки леса, отведения делянок и т.д.. Отведение миниролизированных полос осуществляют арендаторы лесов, они непосредственно рубкой леса и создания противопожарных разрывов между лесным массивом и населенными пунктами не занимаются, это отнесено к компетенции местного самоуправления. На территории Покровского сельского поселения леса произрастают на землях лесного фонда. Эти леса относятся к эксплутационным, но есть и особо защитные участки леса. В данном случае, у пер. Льнозаводского с. Боговарова, разрешена сплошная санитарная рубка, в виду ветровала. Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, опросив свидетеля, суд приходит к следующему. Из преамбулы к ФЗ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст. 19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно ст.1 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности»следует, что пожарная безопасность есть, состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Согласно ч.1 ст.34 указанного федерального закона следует, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.38 указанного федерального закона. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления. В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения поселения является: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; Пункт 3 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 -03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует так же руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно протоколов осмотра от 04.08.2011г., в с. Боговарово на пер. Льнозаводском, д.6 кв.2, на приусадебном участке расположена баня и дощатая хозяйственная постройка (дровеник). Расстояние от хозпостройки до лесного массива смешанных пород 5метров. В дер. Ирдом (бывшая Загот - Скот) от гаража расположенного на приусадебном участке дома №2, до лесного массива 40,5метра. Расстояние от забора до лесного массива сосновых пород 5метров (л.д. №14, 17) Из письма начальника ТОНД Шубина А.В. от 25.07.2011г. следует, что к дер. Загот - Скот точечно подходит, в том числе за границы застройки населенного пункта, лесной массив смешанных пород деревьев; в сельском поселении населенные пункты не имеют для пожаротушения пожарных мотопомп (л.д. №8). Из текста статьи 83 Земельного кодекса РФ следует, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам Таким образом, черта поселения это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения. Такое понятие поселения подпадает под определение населенный пункт - территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы (черты) и служащая постоянным местом проживания населения. Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - начальник ТОНД Шубин А.В. показал, что им была проведена проверка на территории Покровского сельского поселения, по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Лесной массив смешанных пород точечно подходит к населенному пункту с. Боговарова в районе пер Льнозаводского и дер. Загот - Скот. Замер расстояние от лесного массива производился до забора, а не до границы застройки, так как гражданин имеет право возводить на отведенном ему земельном участке любое строение. Из ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Согласно ч.15 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Из теста ч.4 ст.53.1 Лесного кодекса РФ следует, что противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 112 ПриказаМинистерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Таким образом, в суде было установлено, что обеспечение противопожарного расстояния от границ застройки на территории Покровского сельского поселения до лесного массива, отнесено к компетенции данного сельского поселения. Факт нарушения требований пожарной безопасности Покровским сельским поселением нашел свое подтверждение в суде. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности, устанавливают факт не своевременного обеспечения Покровским сельским поселением, надлежащих мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности, которые создают угрозу причинения вреда личности, а также имуществу граждан и юридических лиц. Поэтому, суд считает, что заявление прокурора Октябрьского района о возложении обязанности на администрацию Покровского сельского поселения по исполнению законодательства о пожарной безопасности, обоснованно и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Обязать, администрацию Покровского сельского поселения, Октябрьского муниципального района Костромской области, юридический адрес «157780, с. Боговарово, ул. Комсомольская, д.2», устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: - обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки на территории Покровского сельского поселения, в районе: с. Боговарово, пер. Льнозаводской, с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесного массива - не менее 15 метров, до 31.12.2012 года. Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья: А.Л.Герасимов Решение вступило в законную силу 20 февраля 2012 года.