д. Дело № 2-69/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Вохма 12 марта 2012 года Вохомский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Белеховой Г.А., с участием помощника прокурора Вохомского района Малофеева Д. В., при секретаре Крепышевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вохомского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вохомского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Вохомского муниципального района, связанного с не обеспечением общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района У С Т А Н О В И Л: Прокуратурой Вохомского района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Вохомская СОШ» и МБОУ «Малораменская ООШ» ежедневный подвоз детей из населенных пунктов осуществляется не в полном объеме. 15 детей, обучающихся в МБОУ «Вохомская СОШ», и проживающих до образовательного учреждения на расстоянии от 6 до 46 километров добираются из с. Лапшино, с. Кажирово, д. Сокерино, д. Марково, д. Сосновка, д. Погорелка, д. Макарята, д. Выставка, с. Троица, д. Андрианово добираются до школы общественным и попутным транспортом, в том числе на такси, а также вынуждены проживать в пос. Вохма у родственников и на съемных квартирах. Так, в связи с тем, что школа расположена на удаленном расстоянии и дети не могут преодолевать его пешком ежедневно, 9 учащихся по договоренности проживают у родственников и знакомых, а также вынуждены снимать жилые помещения по договору найма. Остальные учащиеся добираются до места учебы и обратно общественным и попутным транспортом. Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что семья М., проживающих в деревне Левинцы Петрецовского поселения Вохомского муниципального района имеет 7 детей, 2 из которых - несовершеннолетние - обучаются в МБОУ «Малораменская ООШ». Расстояние от дер. Левинцы до пос. Малое Раменье составляет около 20 км, транспортная доступность осуществляется с помощью рейсового автобуса. Интернат в МБОУ «Малораменская ООШ» не предусмотрен, подвоз детей на специальном автобусе не осуществляется ввиду его отсутствия. Кроме Малковых Л.О. и А.О. в аналогичной ситуации находятся еще 4 учащихся МБОУ «Малораменская ООШ». Прокурор Вохомского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вохомского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Вохомского муниципального района, связанного с не обеспечением общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района, мотивируя тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, выявлены нарушения законодательства об образовании, выразившееся в том, что отсутствие организованного подвоза учащихся в МБОУ «Вохомская СОШ», МБОУ «Малораменская ООШ» транспортом, предназначенным для перевозки детей, либо интерната при общеобразовательном учреждении нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья. В судебном заседании помощник прокурора Вохомского района Малофеев Д. В. заявление поддержал, пояснил, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, выявлены нарушения законодательства об образовании, выразившееся в том, что отсутствует организованный подвоз учащихся в МБОУ «Вохомская СОШ», МБОУ «Малораменская ООШ» транспортом, предназначенным для перевозки детей, либо интерната при общеобразовательном учреждении, что нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья. Представитель администрации Вохомского муниципального района Зайцев А. Н. с заявлением согласен, пояснил, что нужен еще один школьный автобус, так как один имеющийся не может охватить все направления. Представитель администрации Вохомского муниципального района заместитель главы администрации Скрябина Г. В. с заявлением согласна, пояснила, что детям, которые ездят в школу на рейсовых автобусах возмещаются расходы на проезд в размере 50%. Учащиеся, которые живут в пос. Вохма на квартире, сами изъявили такое желание. Семья М. неблагополучная, состоит на учете, получает социальную помощь. 3-е лицо на стороне ответчика - представитель отдела образования администрации Вохомского муниципального района заведующая отделом образования Арзубова Л. А. с заявлением согласна, дала аналогичные объяснения. 3-е лицо на стороне ответчика - директор МБОУ «Вохомская средняя общеобразовательная школа» Чигарева В. Н. с заявлением согласна, пояснила, дала аналогичные объяснения. 3-е лицо на стороне ответчика - директор МБОУ «Малораменская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора, считающего заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление прокурора Вохомского района законным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. П. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию. Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 28 данного Закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с п.п. 2.5., 2.6., 4.33. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений: - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км. Рекомендуется для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении В состав общеобразовательного учреждения, как структурное подразделение, может входить интернат при общеобразовательном учреждении, если общеобразовательное учреждение размещено свыше предельно допустимого транспортного обслуживания. В нарушение данных требований закона, подвоз детей до МБОУ «Вохомская СОШ», МБОУ «Малораменская ООШ» не организован, дети на занятия и после окончания занятий до дома добираются самостоятельно, что создает опасность для их жизни и здоровья. Данные обстоятельства признаны ответчиком и 3-ми лицами, подтверждаются информацией отдела образования администрации Вохомского муниципального района, информацией МБОУ «Вохомская СОШ», объяснениями директоров школ, объяснениями учащихся, обращением секретаря Костромского областного отделения Коммунистической партии Российской федерации Гусаровой Л.В. в прокуратуру Костромской области. В связи с тем, что подвоз детей в школы не организован, образовательные учреждения не могут обеспечить условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей, которые самостоятельно добираются до образовательных учреждений, расположенных в других населенных пунктах. Отсутствие организованного подвоза учащихся в МБОУ «Вохомская СОШ», МБОУ «Малораменская ООШ» транспортом, предназначенным для перевозки детей, либо интерната при общеобразовательном учреждении нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на получение общедоступного образования, на охрану их жизни и здоровья. Таким образом, необходимо дать время администрации Вохомского муниципального района для устранения нарушений требований законодательства до 01 января 2013г. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Вохомского района Костромской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Вохомского муниципального района по не обеспечению общедоступного бесплатного школьного образования на территории муниципального района в образовательной деятельности МБОУ «Вохомская СОШ» и МБОУ «Малораменская ООШ» Обязать администрацию Вохомского муниципального района устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а именно: организовать ежедневный подвоз учащихся в МБОУ «Вохомская СОШ» и МБОУ «Малораменская ООШ» специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей в срок до 01 января 2013 г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение одного месяца. Федеральный судья Белехова Г. А. Решение вступило в законную силу 13.04.2012года