03 мая 2012 года. с. Боговарово. Вохомский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Большакова Н.Н. при секретаре Гончаровой Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манина С.А. к отделу Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району о включении в стаж периода занятости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в системе здравоохранения. УСТАНОВИЛ: Манина С.А. обратилась в суд с иском к ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району о включении в трудовой стаж периодов трудовой деятельности, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной трудовой деятельностью по охране здоровья населения. А также обязать ГУ Отдел Пенсионного фонда по Октябрьскому району назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости. В суде Манина С.А. свои исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что 21 февраля 2012 года она обратилась в Отдел Пенсионного фонда по Октябрьскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной трудовой деятельностью по охране здоровья населения. Комиссией ГУ Отдела Пенсионного фонда по Октябрьскому району от 28.02.2012 года заявление было рассмотрено и вынесено решение об отказе в выплате пенсии. Свое решение комиссия обосновывает тем, что в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет не были приняты к зачету следующие периоды работы: В итоге не зачтено 7 месяцев и 20 дней. При условии включения спорных периодов в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, стаж бы составил более 25 лет на дату обращения 21 февраля 2012 года. Данное решение комиссии она считает незаконным, так как оно существенно нарушает ее Конституционные права и лишает материальных благ, на которые добросовестно рассчитывала. В этой связи она просит суд отменить решение ГУ ОПФ по Октябрьскому району №4 от 28 февраля 2012 и включить спорные периоды в специальный трудовой стаж. Обязать Отдел Пенсионного фонда по Октябрьскому району Костромской области назначить и выплачивать досрочную пенсию с момента обращения за назначением, то есть с 21 февраля 2012 года. Представитель ответчика по доверенности Шемякина М.Н. иск не признала по мотиву необоснованности и пояснила, что на момент обращения Манина С.А. в отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Октябрьскому району 21.02.2012 года она не имела льготного стажа в 25 лет, дающего ей право на получение льготной пенсии. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, лица осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности. Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с п.5 правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения на курсах повышения квалификации, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в указанном перечне не предусмотрены. Поэтому, комиссия отдела Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Костромской области решила в назначении пенсии отказать из-за отсутствия требуемого льготного стажа. Она также просит суд в удовлетворении искового заявления Манина С.А. отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит, к следующему: 21 февраля 2012 года Манина С.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, на основании того, что она имеет более 25 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ Отдела пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району Костромской области за №4 от 28 февраля 2012 года, Манина С.А. в назначении пенсии было отказано, в связи с недостаточностью специального стажа, при этом указано, что специальный стаж заявителя по состоянию на 21 февраля 2012 года составляет 24 года 10 месяцев 04 дня. Из данного решения следует, что в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не были зачтены периоды нахождения её на курсах повышения квалификации во время осуществления трудовой деятельности, а также произведен расчет стажа в период нахождения в отпуске по беременности, родам и по уходу за ребенком из расчета 1 год работы за 1 год стажа. В итоге, в специальный стаж в связи с лечебной и иной трудовой деятельностью по охране здоровья населения не вошли периоды работы Манина С.А. общей продолжительностью 7 месяцев 20 дней. В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан: - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; Согласно Постановления правительства РФ №516 от 11.07.2002 года «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…»: следует, что 4. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. 5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 381) 11. Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). На основании п. «ж» ч.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г №1397 следует, что время обучения на курсах повышения квалификации по специальности, подлежит включению в специальный стаж. В суде было установлено, что Манина С.А. на курсы повышения квалификации направлялась в период работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истец работала полный рабочий день. При этом у нее сохранялась заработная плата, а также производились отчисления на государственное социальное страхование. Следовательно, спорные периоды трудовой деятельности Манина С.А., а именно нахождение на курсах повышения квалификации, подлежат включению в специальный трудовой стаж. Согласно постановления Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года - «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»: 1. Утвердить прилагаемый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.08.1992 N 634) 2. Установить, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; Согласно списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет: 1. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно п.21 Разъяснения №5 от 22.05.1996 года, утвержденного Постановлением Минтруда РФ №29 от 22.05.1996 года: 21. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации". Учитывая изложенное, у суда имеются все основания полагать, что периоды с 14.12.1989 года по 18.04.1990 года, а также с 19.04.1990 года по 08.02.1992 года подлежат включению в специальный трудовой стаж Маниной С.А. При этом, на основании постановления Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года, специальный стаж необходимо исчислять исходя из одного года работы в сельской местности за 1 год 3 месяца. Поскольку Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О, указал на то, что в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения правового регулирования, сохраняется раннее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В итоге, с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации, дополнительно Манина С.А. в специальный стаж подлежат включению 7 месяцев 20 дней. На момент обращения в Отдел пенсионного Фонда по Октябрьскому району Костромской области за назначением пенсии, т.е. на 21 февраля 2012 года, Манина С.А. имела более 25 лет специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установленного законодательством, дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, отказ комиссии ГУ Отдела Пенсионного Фонда по Октябрьскому району Костромской области по досрочному назначению трудовой пенсии по старости Манина С.А. не неправомерен. В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Манина С.А. с соответствующим заявлением обратилась в Отдел Пенсионного Фонда РФ по Октябрьскому району 21 февраля 2012 года. Поскольку на день обращения истца в пенсионный отдел по Октябрьскому району с заявлением, о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости она имела стаж более 25 лет, то с этого дня ей необходимо и назначит досрочную трудовую пенсию. В соответствии с ч.1ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать госпошлину в сумме 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Решение комиссии ГУ ОПФ по Октябрьскому району Костромской области согласно протокола №4 от 28 февраля 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Манина С.А. отменить. Обязать Государственное учреждение отдел пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району Костромской области, включить Манина С.А. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды трудовой деятельности с 19 ноября 2002 года по 06 декабря 2002 года нахождение на курсах повышения квалификации, с 11 ноября 2008 года по 28 ноября 2008 года нахождение на курсах повышения квалификации, с 14 декабря 1989 года по 18 апреля 1990 года - отпуск по беременности и родам, с 19 апреля 1990 года по 08 февраля 1992 года - уход за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца, общей продолжительностью 7 месяцев 20 дней. Исчислять общий стаж на 21 февраля 2012 года, дающий ей право на получение льготной пенсии по старости в 25 лет 5 месяцев 24 дня. Обязать Государственное учреждение отдел пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району, назначить Манина С.А. досрочно пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 21 февраля 2012 года. Взыскать с ГУ ОПФ по Октябрьскому району Костромской области в пользу Манина С.А. госпошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Костромского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Вохомский районный суд Костромской области. Судья: Н.Н. Большаков Решение вступило в законную силу 04 июня 2012 года.