Постановление по делу № 5-7/2012 г. по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ



                                            П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                              Дело № 5-7/2012 г.

16 апреля 2012 года                                                                                                    п. Вохма

        Судья Вохомского районного суда Костромской области Дудина Г.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение»(далее- МБУК «МСКО»),расположенного по адресу: <адрес>, привлекавшегося к административной ответственности 03.11.2011 г. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

        Исполняющим обязанности главного государственного инспектора Вохомского района Костромской области по пожарному надзору Баевым М.Н на основании распоряжения от 28.03.2012 г. № 30 в период с 10 по 12 апреля 2012 года проведена внеплановая проверка исполнения муниципальным бюджетным учреждением культуры «МСКО» предписания № 4/1/3 от 31.01.2012 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе внеплановой проверки в районном доме культуры 31.01.2012 г. По результатам проверки в отношении МБУК «МСКО» 12.04.2012 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому в районном доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, нарушены следующие требования пожарной безопасности:

-для складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, что является нарушением п. 33 ППБ 01-03;

-не произведена огнезащитная обработка строительных конструкций чердачного помещения, что является нарушением п. п. 3, 33 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97;

-не проводится проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения, что является нарушением п. 36 ППБ 01-03;

-на путях эвакуации в дверных проемах частично отсутствуют дверные полотна, что является нарушением п. п. 40, 51 ППБ 01-03;

-не проводятся эксплуатационные испытания наружной металлической пожарной лестницы, что является нарушением п. 40 ППБ 01-03;

-с улицы у эвакуационного выхода со стороны сцены разрушено крыльцо и лестница, что является нарушением п. 51 ППБ 01-03;

-на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, в том числе указатели направления движения людей при эвакуации, выполненные в соответствии с установленными требованиями, что является нарушением п. п. 3, 51 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009;

-выходы на основных путях эвакуации не в полном объеме обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности, что является нарушением п. п. 3, 51 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009;

-допускается загромождение путей эвакуации(в холле 1-го этажа производится розничная торговля обувью, одеждой), что является нарушением п. 53 ППБ 01-03;

-стены на путях эвакуации(коридор и помещения по направлению к сцене, межэтажная лестничная клетка) окрашены горючей краской, что является нарушением п. 53 ППБ 01-03;

-в помещениях здания(котельная) допускается эксплуатация поврежденных электрических розеток, рубильников и других электроустановочных изделий, что является нарушением п. п. 3, 57, 60 ППБ 01-03, ПУЭ;

-эксплуатируются светильники со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением п. п. 3, 57, 60 ППБ 01-03, ПУЭ;

-для освещения помещений объекта допускается применение лампочек накаливания без защитных стеклянных плафонов, что является нарушением п. п. 3, 57, 60 ППБ 01-03, ПУЭ;

-деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировка в зрительном зале, фойе в полном объеме не обработаны огнезащитными составами, что является нарушением п. 150 ППБ 01-03;

-стены зрительного зала околочены горючим материалом, что является нарушением п. п. 51, 53 ППБ 01-03;

-на объекте отсутствует вывод сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на центральный пульт противопожарной службы Костромской области, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 13.4 НПБ 88-2011;

-в непосредственной близости к котельной(в пределах противопожарных расстояний) допускается складирование штабелей леса, что является нарушением п. 21 ППБ 01-03;

-допускается курение в помещениях вне специально отведенного для этого места, что является нарушением п. 25 ППБ 01-03;

-на дверях эвакуационных выходов применены запоры, препятствующие людям, находящимся внутри здания, возможности свободного открывания дверей, что является нарушением п. 52 ППБ 01-03.

       В целях предотвращения угрозы возникновения пожара и гибели людей 12.04.2012 г. был применен временный запрет эксплуатации здания районного дома культуры на период с 12 по 16 апреля 2012 года.

        В судебном заседании законный представитель МБУК «МСКО» директор Смертина И.А. факт указанных в протоколе об административном правонарушении нарушений требований пожарной безопасности признала, пояснив, что они действительно на момент проверки имели место и обусловлены отсутствием необходимых денежных средств. Постановлением от 03.11.2011 г. МУК «МСКО» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за эти же нарушения, был назначен штраф в сумме 150 000 рублей. Постановление о привлечении к административной ответственности было обжаловано в арбитражный суд Костромской области, однако, их жалоба оставлена без удовлетворения. Решение арбитражного суда не обжаловалось. Решением Вохомского районного суда от 20.12.2011 года на МБУК «МСКО» была возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ноябре 2011 года, в срок до 15.02.2012 г. Затем была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.09.2012 г. Также глава Вохомского муниципального района Адеев А.М. письмом от 29.02.2012 г. согласовал с пожарным надзором перенесение срока устранения нарушений до 01.09.2012 года. Поскольку срок исполнения возложенной обязанности ещё не истек, поэтому считает привлечение к административной ответственности неправомерным. О предоставлении отсрочки она говорила Баеву М.Н. при составлении протоколов, однако он её слова во внимание не принял. Кроме того, полагает, что проверка проведена с нарушением требований закона, поскольку о проверке она была уведомлена по телефону за несколько минут до её начала, а не за 24 часа, как того требует закон.

        И.о.главного государственного инспектора Вохомского района по пожарному надзору Баев М.Н. пояснил, что в октябре-ноябре 2011 в связи с предстоящими выборами депутатов Государственной Думы проводились проверки избирательных участков, в том числе размещенного в районном доме культуры. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, МУК «МСКО», подразделением которого является дом культуры, 03.11.2011 года было привлечено к административной ответственности по ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, наложен штраф в сумме 150 000 рублей, также было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 16.12.2011 года. 31.01.2012 г. была проведена внеплановая проверка исполнения указанного предписания, в ходе которой было установлено, что часть нарушений не устранена, было выдано новое предписание об устранении оставшихся нарушений в срок до 29.02.2012 года. В период 10-12 апреля 2012 года была проведена внеплановая проверка исполнения выданного 31.01.2012 г. предписания, в ходе которой вновь было выявлено, что часть нарушений так и не устранена. Ряд имеющихся нарушений образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ( п.п. 1-3, 14, 16-18 протокола № 38 от 12.04.2012 г.), часть нарушений образует состав правонарушения предусмотренного ч. 3 данной статьи( п.п. 11-13), еще часть- состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ( п.п. 4-10, 15, 19). Им были составлены в отношении МБУК «МСКО» соответствующие протоколы и юридическое лицо привлечено 12.04.2012 года к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 170 000 рублей. Поскольку МБУК «МСКО» повторно совершило административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, он составил в отношении учреждения протокол по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ. В протоколе он ошибочно указал, что МБУК «МСКО» ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ 14.11.2011 г., фактически оно привлекалось 03.11.2011 года. При составлении протоколов законный представитель МБУК «МСКО» документов, свидетельствующих о предоставлении отсрочки, не предъявил. Письмо главы Вохомского муниципального района от 29.02.2012 г. является просьбой предоставить отсрочку, однако она согласована не была. О проведении внеплановой проверки МБУК «МСКО» было предупреждено 28.03.2012 г., копия распоряжения была вручена Смертиной И.А. под роспись.

        Выслушав законного представителя МБУК «МСКО», представителя административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

        Согласно ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является, в том числе, выполнение предписаний органов государственного контроля(надзора)(п. 1); одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований(п. 2); о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля(надзора) не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом.

        Из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 30 от 28.03.2012 года следует, что копию указанного распоряжения директор МБУК «МСКО» Смертина И.А. получила 28.03.2012 года, т.е. она была уведомлена о проведении проверки не менее чем за 24 часа до начала её проведения, т.е. своевременно.

        В связи с этим довод о нарушении порядка проведения проверки является несостоятельным.

        Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

        Часть 5 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 данной статьи.

        Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, к электроустановкам зданий, сооружений и строений; частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ- за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе, к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

        Постановлением и.о. главного государственного инспектора Вохомского района по пожарному надзору № 155-157 от 03.11.2011 г. МУК «МСКО» было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 150 000 рублей, постановление вступило в законную силу 03.04.2012 г.

        В ходе внеплановой проверки 12.04.2012 г. в районном доме культуры были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, часть которых (указанных в п. п. 4-10, 15 и 19 протокола об административном правонарушении № 38 от 12.04.2012 г.) также влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

        Однако, исполняющим обязанности главного государственного инспектора Вохомского района по пожарному надзору при принятии решения о привлечении МБУК «МСКО» к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

        Решением Вохомского районного суда от 20.12.2011 года, вступившим в законную силу, на МУК «МСКО» была возложена обязанность в срок до 15.02.2012 года устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, выявленные в результате проверки 03.11.2011 года, в числе которых значатся и нарушения, установленные повторно в процессе внеплановой проверки 12.04.2012 г.

        Определением Вохомского районного суда от 27.02.2012 г. МУК «МСКО» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 20.12.2011 г. на срок до 01 сентября 2012 года.

        Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки 10-12 апреля 2012 года установленный судом для устранения нарушений требований пожарной безопасности срок не истек.

        При таких обстоятельствах вина МУК «МСКО» в совершении административного правонарушения не установлена, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

        Руководствуясь п. 1 ч. 1-1 ст. 29.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10, КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

        Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

        Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

          Судья: подпись. Г.И.Дудина

Постановление вступило в законную силу 27 апреля 2012 года