Решение по делу № 12-76/2012 г. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



                                                        Р Е Ш Е Н И Е                              Дело № 12-76/2012 г.

                      по делу об административном правонарушении.

19 сентября 2012 года                                                                                                       п. Вохма

       Судья Вохомского районного суда Костромской области Дудина Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу

        Селезнева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> привлекавшегося к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ к штрафу в сумме 6000 рублей, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление изменено, назначено наказание в виде предупреждения(решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ),

        на постановление главного государственного инспектора Октябрьского района Костромской области по пожарному надзору Шубина А.В. № 61/12 от 17.04.2012 г., которым он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей,

                                                       У С Т А Н О В И Л :

       28.03.2012 года в период времени с 14 час. 10 мин. до 15 час. 40 мин. главным государственным инспектором Октябрьского района Костромской области по пожарному надзору Шубиным А.В. на основании распоряжения от 20.03.2012 г. № 15, изданного во исполнение п. 5 Перечня поручений Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 07.12.2011 г. № ВЗ-П9-8696 и распоряжения главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору № 32 от 06.02.2012 г., была проведена внеплановая выездная, документарная проверка по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в администрации Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Костромской области в границах сельского поселения(с. Боговарово, п. Отрадный).

     По результатам проверки 09.04.2012 г. в отношении главы администрации Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Селезнева Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которому в деятельности администрации выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

-к с. Боговарово(со стороны пер. Льнозаводской) и п. Отрадный(с северной и западной сторон окраин населенного пункта) не обеспечивается противопожарный разрыв между границ застройки населенного пункта и примыкающего к нему лесного массива смешанных пород деревьев(п.3 ППБ 01-03, п. 15 ст. 69 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- администрацией поселения для с. Боговарово и п. Отрадный не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесном пожаре на здания и строения населенного пункта(п. 112 ППБ 01-03);

-на территории Покровского сельского поселения имеется 27 жилых населенных пунктов, при этом в администрации сельского поселения нет ни одной пожарной мотопомпы(п. 31 ППБ 01-03);

-принятая в сельском поселении в 2011 году Программа пожарной безопасности не выполняется. Мероприятия, запланированные программой, не корректируются. Финансирования для программы в поселении не предусмотрено(п. 3 ППБ 01-03, п. 3 ст. 63 ФЗ №123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

-в сельском поселении не предусмотрено социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе в борьбе с пожарами(п. 3 ППБ 01-03, п. 9 ст. 63 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 16 ФЗ № 100 от 06.05.2011 г. «О добровольной пожарной охране»);

-из 27 жилых населенных пунктов на территории сельского поселения работы по устройству наружного освещения произведены администрацией сельского поселения только для с. Боговарово, д. Левино, д. Антоновщина, д. Даровая, п. Отрадный, д. Катушенки(п. 27 ППБ 01-03);


- на реке Ирдом близь п. Отрадный нет возможности забора воды пожарной техникой для целей пожаротушения(отсутствует подъезд с площадкой для пожарного автомобиля)(п. 94 ППБ 01-03);

-не обеспечивается своевременное исполнение требований пожарной безопасности(п. 10 ППБ 01-03).

        17.04.2012 г. по итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении Селезнев Н.В. был признан виновным в совершении указанных нарушений требований пожарной безопасности и ему на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

        Оспаривая законность указанного постановления, Селезнев Н.В. просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения и недоказанностью его вины. Считает, что проверка проведена с нарушением требований ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля», т.к. отсутствует согласование её с органами прокуратуры. Предписание № 41/20/1-14 от 25.07.2012 г., исполнение которого проверялось, в администрацию поселения не поступало. Вопросы финансирования Программы пожарной безопасности не относятся к полномочиям проверяющего. Средства на участие граждан в добровольной пожарной охране выделяются. Установить уличное освещение во всех населенных пунктах сельского поселения не имеется возможности в связи с тяжелым финансовым положением. С его стороны принимаются все меры по предотвращению пожаров на территории поселения.

         В судебном заседании Селезнев Н.В. жалобу поддержал, уточнив её основания, при этом пояснил, что 28.03.2012 года главным государственным инспектором Октябрьского района по пожарному надзору Шубиным А.В. была проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в деятельности администрации Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района, которую он возглавлял. О проведении проверки он уведомлен не был, с распоряжением Шубин А.В. его ознакомил только 28.03.2012 г., когда пришел с проверкой, поэтому проверку нельзя признать законной. Сразу со специалистом администрации Плехановой Н.В. он поехал проверять п. Отрадный. Акт проверки поступил в администрацию 04.04.2012 г., в это время он находился в командировке в г. Костроме. Он был вызван Шубиным А.В. в ТОНД на 09.04.2012 г. для составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дела было назначено на 17.04.2012 г., однако он находился на больничном и на рассмотрение не ходил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Копию постановления получил по почте 18.04.2012 г. С указанными в протоколе нарушениями не согласен по следующим основаниям. Поселок Отрадный Октябрьского района не включен в перечень населенных пунктов, граничащих с лесными участками и подверженных лесным пожарам, проверку которых поручалось провести, поэтому проверка данного населенного пункта является необоснованной. Для с. Боговарово решением суда был установлен срок обеспечить противопожарный разрыв в районе пер. Льнозаводской до 31.12.2012 г. Этот срок не истек. В с. Боговарово имеется ПЧ, поэтому наличие в этом населенном пункте мотопомпы не обязательно. Кроме того, имеется решение суда, которым установлен срок приобретения мотопомп -01.09.2012 г. Программа пожарной безопасности выполняется. В бюджете поселения на 2012 год на пожарную защищенность было предусмотрено 35 000 рублей, израсходовано 32 792 рубля, приобретены светоотражающие таблички, планы эвакуации, водозаборный шланг, пожарный рукав, а летом 2012 г. приобретена и мотопомпа. Социальное и экономическое стимулирование участия граждан в добровольной пожарной охране предусмотрено постановлением главы поселения от 17.02.2012 г. Уличное освещение в с. Боговарово и п. Отрадный имеется. На реке Ирдом в п. Отрадный действительно не оборудована площадка с твердым покрытием для установки пожарных машин, однако подъезд к реке для забора воды имеется. Его ссылка в жалобе на распоряжение о проведении проверки № 18 от 04.04.2012 г. является ошибочной, т.к. в конце марта- начале апреля 2012 г. в администрации поселения Шубиным А.В. проводилось две внеплановых проверки по линии пожарной безопасности, на основании этого распоряжения проводилась вторая проверка, а не та, результаты которой он обжалует. Просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

        Главный государственный инспектор Октябрьского района по пожарному надзору Шубин А.В. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на жалобу указывает, что считает её необоснованной, т.к.согласования на проведение проверки с органами прокуратуры не требовалось, документов, подтверждающих финансирование Программы пожарной безопасности, а также проведение работы по уличному освещению населенных пунктов представлено не было, административное наказание назначено в рамках санкции статьи ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

        Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.          

        Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

        В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» одним из оснований проведения внеплановой проверки является приказ(распоряжение) руководителя органа государственного контроля(надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

        Согласно ч. 5 данной статьи, внеплановая проверка, проводимая по указанному выше основанию, согласования с органами прокуратуры не требует.

        Как следует из распоряжения о проведении внеплановой проверки № 15 от 20.03.2012 г.(л.д. 24) основанием проведения проверки послужил п. 5 Перечня поручений Первого заместителя председателя Правительства РФ от 07.12.2011 г. № ВЗ-П9-8696 и изданное во исполнение данного Поручения распоряжение главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору № 32 от 06.02.2012 г.

        Таким образом, указанная внеплановая проверка согласования с органами прокуратуры не требовала и по этому основанию не может быть признана незаконной.         

        В то же время постановление главного государственного инспектора Октябрьского района Костромской области по пожарному надзору Шубина А.В. № 61/12 от 17.04.2012 г. нельзя признать законным по следующим основаниям.

        Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля(надзора) и муниципального контроля.

        Как следует из п. 8 распоряжения главного государственного инспектора Октябрьского района по пожарному надзору Шубина А.В. № 15 от 20.03.2012 г., на основании которого проводилась проверка(л.д. 24), одним из правовых оснований проведения проверки явилась ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля».

        В соответствии с ч. 16 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля(надзора) не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом.

        Указанная проверка проводилась по основанию, указанному в п.3 ч. 2 ст. 10 Закона, поэтому она требовала предварительного уведомления юридического лица.

        Как следует из пояснений Селезнева Н.В., а также из копии распоряжения о проведении проверки № 15 от 20.03.2012 г., акта проверки № 15-ПБ от 04.04.2012 г., с распоряжением о проведении проверки Селезнев Н.В. был ознакомлен 28.03.2012 г., т.е. непосредственно в день проверки. Таким образом, юридическое лицо не было уведомлено в установленный законом срок о проведении проверки.

        Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля(надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

        Согласно п.1 и ч. 2 ст. 20 названного Закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 16 статьи 10 данного Закона(в части срока уведомления о проведении проверки).

        Таким образом, результаты проверки- акт проверки № 15-ПБ от 04.04.2012 г., протокол об административном правонарушении № 61 от 09.04.2012 г. получены с нарушением закона, в связи с чем согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми доказательствами.

        Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Селезневым Н.В. административного правонарушения, не имеется.         

        Таким образом, постановление главного государственного инспектора Октябрьского района Костромской области по пожарному надзору Шубина А.В. № 61/12 от 17.04.2012 г. вынесено на основании обстоятельств, которые не доказаны, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу- прекращению.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

                                                            Р Е Ш И Л :

          Постановление главного государственного инспектора Октябрьского района Костромской области по пожарному надзору Шубина А.В. № 61/12 от 17.04.2012 г., которым Селезнев Н.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей, отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, производство по делу прекратить.

        Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

        Судья: подпись. Г.И.Дудина                                                                                                                                                                                                                    

Решение вступило в законную силу 02 октября 2012 года