РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 сентября 2010 года п. Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО1,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к Администрации Черницынского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Черницынского сельсовета <адрес>, выразившееся в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходозаинтересованного лица аии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышлев,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с заявлением к Администрации Черницынского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Черницынского сельсовета <адрес>, выразившегося в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Обязать администрацию муниципального образования «Черницынский сельсовет» <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок, размещенных по <адрес>- вокруг мусорной свалки, в радиусе 20 метров, на 2-м километре дороги подъезда к АБЗ, 50 метров к югу от поворота дороги на асфальтный завод, и приведения земельного участка в надлежащее состояние.
Свои требования в заявлении прокурор мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления Черницынского сельсовета нарушаются требования экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. На территории Черницынского сельсовета <адрес>, а именно на <адрес> – вокруг мусорной свалки, в радиусе 20 метров, на 2-м километре дороги подъезда к АБЗ, 50 метров к югу от поворота дороги на асфальтный завод обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.
Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережения Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст., несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Указанные территории для складирования отходов не предназначены, находятся вблизи жилых домов, объектов социального значения и объекта водоснабжения жителей <адрес>, относятся к землям муниципального образования Черницынский сельсовет».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (СанПИН) 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПИН 2.1.7.1322-03».
Согласно п.3.2 Правил, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст.51 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии п.1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Статьей 8 Федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст.13 указанного выше закона, территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления, согласно ст.34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) Согласно п.18 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования «Черницынский сельсовет <адрес> установлено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании заявитель – старший помощник прокурора <адрес> ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации Черницынского сельсовета <адрес> по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
- обязать администрацию муниципального образования «Черницынский сельсовет» <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации указанных несанкционированных свалок, размещенных: на улице Пушкарная – вокруг мусорной свалки, в радиусе 20 метров, на 2-м километре дороги подъезда к АБЗ, 50 метров к югу от поворота дороги на асфальтный завод и приведения земельного участка в надлежащее состояние.
Представитель заинтересованного лица- администрация «Черницынский сельсовет» <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть гражданское дело по иску прокурора в его отсутствие.
Выслушав объяснение старшего помощника прокурора ФИО1, проверив материалы дела, суд считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ суд рассматривает заявления о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ, признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.42,ст.58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей природной среды является земля. Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №252-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации.
В число основных принципов охраны окружающей среды, отраженных в ст.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как следует из п.2 ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 8 Федерального закона №288-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Федеральным законом №2131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 п.18, к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.34 указанного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. В структуру органов местного самоуправления Черницынского сельсовета согласно ст.3 ч.1 п.18 Устава Черницынского сельсовета <адрес> входит администрация поселения.
К вопросам местного значения сельсовета согласно п.18 ч.1 ст.3 Устава МО «Черницынский сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрация которого наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, администрация Черницынского сельсовета <адрес>, при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов и мусора обязана выполнять мероприятия по очистке территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действия санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7. 1322 – 03».
Согласно п.3.2. Правил, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В нарушение п.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ « Об охране окружающей среды» на указанных свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
В соответствии п.1,2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Таким образом в судебном заседании установлено, что администрация Черницынского сельсовета <адрес> допустила бездействие, а именно, непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, что является не соблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно – эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред здоровью.
Пунктом 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Руководствуясь ст. ст. 45,255 ГПК РФ и ст.ст. 27,35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Черницынского сельсовета <адрес> по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
На основании ст.ст. 254-258 ГПК РФ, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Черницынского сельсовета <адрес>, выразившееся в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования «Черницынский сельсовет» <адрес> устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации указанных несанкционированных свалок, размещенных:
- на <адрес> – вокруг мусорной свалки, в радиусе 20 метров, на 2-м километре дороги подъезда к АБЗ, 50 метров к югу от поворота дороги на асфальтный завод и приведения земельного участка в надлежащее состояние.
Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.
Судья Д.А. Гузенков