Гражданское дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2010 года п. Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Г. Д.А.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района Курской области М. А.А.,
при секретаре Х. Э.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Курской области к администрации Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Ф.сельсовета Октябрьского района, выразившееся в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходозаинтересованного лица аии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышлев,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района Курской области обратился с заявлением к администрации Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Ф.сельсовета Октябрьского района, выразившегося в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, и понуждении администрации Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области к устранению в полном объеме нарушения прав и свобод граждан путем ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в д. А. Ф. сельсовета, где бытовые отходы хранятся навалом - на расстоянии 20 метров к востоку от продуктового магазина «ПО П.», 10 метров к северу от сельского дома культуры, и приведению земельных участков в надлежащее состояние.
Свои требования в заявлении прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Октябрьского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления Ф.сельсовета нарушаются требования экологического, природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства.
Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ от 30.03.1999 г. №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. На территории Филипповского сельсовета Октябрьского района, а именно в д. А.Ф. сельсовета обнаружены несанкционированные свалки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. №80 введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (СанПИН) 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПИН 2.1.7.1322-03».
Согласно п.3.2 Правил, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Согласно п.2 ст.51 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии п.1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Статьей 8 Федерального закона №89 ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу ст.13 указанного выше закона, территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления, согласно ст.34 указанного выше закона, входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) Согласно п.18 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования «Ф.сельсовет» Октябрьского района Курской области установлено, что к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района Курской области М. А.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд:
- признать незаконным бездействие администрации Ф. сельсовета Октябрьского района Курской области по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
- обязать администрацию муниципального образования «Ф.сельсовет» Октябрьского района Курской области устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации указанных несанкционированных свалок, расположенных в д. А. Ф. сельсовета на расстоянии 20 метров к востоку от продуктового магазина «ПО «П.», 10 метров к северу от сельского дома культуры, и приведения земельного участка в надлежащее состояние.
Представители заинтересованного лица- администрации Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыли, глава администрации Ф. сельсовета Октябрьского района Курской области Б.С.Г. просила рассмотреть гражданское дело по иску прокурора в её отсутствие, заявленные требования признала.
Выслушав объяснение заместителя прокурора, проверив материалы дела, суд считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ суд рассматривает заявления о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ, признавая заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.42, ст.58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей природной среды является земля.
Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №252-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации.
В число основных принципов охраны окружающей среды, отраженных в ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года №27- ФЗ «Об охране окружающей среды», входит ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как следует из п.2 ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 8 Федерального закона №288 –ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Федеральным законом №2131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 п.18, к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.34 указанного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. В структуру органов местного самоуправления Ф. сельсовета согласно ст. Устава Филипповского сельсовета Октябрьского района Курской области входит администрация поселения.
К вопросам местного значения сельсовета согласно п.18 ч.1 ст.3 Устава МО «Ф. сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрация которого наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, администрация Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области, при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов и мусора обязана выполнять мероприятия по очистке территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 г. №80 введены в действия санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПин 2.1.7. 1322 – 03».
Согласно п.3.2. Правил, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В нарушение п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №27 ФЗ «Об охране окружающей среды» на указанных свалках допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
В соответствии п.1,2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Таким образом в судебном заседании установлено, что администрация Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области допустила бездействие, а именно, непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, что является не соблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред здоровью.
Пунктом 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Руководствуясь ст. ст. 45,255 ГПК РФ и ст.ст. 27,35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ф. сельсовета Октябрьского района Курской области по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
На основании ст.ст. 254-258 ГПК РФ, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Октябрьского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ф.сельсовета Октябрьского района Курской области, выразившееся в неприятии мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Обязать администрацию муниципального образования Ф. сельсовета Октябрьского района Курской области устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем ликвидации указанных несанкционированных свалок в д. А.Ф. сельсовета, размещенных:
- на расстоянии 20 м к востоку от продуктового магазина «ПО П.;
- 10 метров к северу от сельского дома культуры,
и привести данные земельные участки в надлежащее состояние.
Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.
Судья
(подпись)
Копия верна
Судья Д.А. Г.
Секретарь Э.Н. Х.