о признании незаконным бездействия администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области



№РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Прямицыно 21 января 2011 года

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,

с участием заявителя – ст. помощника прокурора Октябрьского района Курской области Мисенко Д.А.,

при секретаре Харитоновой Э.Н.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Курской области действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района Курской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований градостроительного законодательства установлено, что органами местного самоуправления Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области не реализуются полномочия, предусмотренные градостроительным законодательством. Так, генеральный план застройки указанного населенного пункта в соответствии с требованиями градостроительного законодательства с установлением градостроительного зонирования Лобазовского сельсовета до настоящего времени не разработан и не утвержден. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к соответствующим территориальным зонам на территории Лобазовского сельсовета не установлены. Правила землепользования и застройки муниципального образования, содержащие все вышеприведенные положения, в муниципальном образовании отсутствуют, мер к их разработке не принималось.

31.05.2010 года прокуратурой Октябрьского района Курской области в адрес главы администрации Лобазовского сельсовета было вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, в котором поставлен вопрос о принятии мер к разработке и утверждению правил землепользования и застройки, однако мер направленных на исполнение полномочий, предусмотренных градостроительным законодательством, органами местного самоуправления названного муниципального образования до настоящего времени не принято.

Непринятие администрацией Лобазовского сельсовета мер по разработке генерального плана застройки муниципального образования с установлением градостроительного зонирования приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие указанных документов не допускает принятие органами местного самоуправления Лобазовского сельсовета решений о резервировании земель, об их изъятии, о переводе земель из одной категории в другую.

При отсутствии правил землепользования и застройки становится невозможным предоставление земельных участков гражданам для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности. Разработка правил землепользования и застройки является необходимым условием для развития жилищного строительства в границах администрации Лобазовского сельсовета.

Несоблюдение администрацией Лобазовского сельсовета требований действующего законодательства ограничивает права жителей муниципального образования на выделение земельных участков, строительство объектов.

В связи с этим прокурор Октябрьского района Курской области просит признать незаконным бездействие администрации Лобазовского сельсовета, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана застройки поселения, не разработке проекта генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, непринятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, не разработке правил землепользования и застройки и обязать принять решение о подготовке генерального плана застройки поселения, разработать проект генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, разработать правила землепользования и застройки поселения.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Октябрьского района Курской области Мисенко Д.А. требования, изложенные в заявлении, поддержал по вышеизложенным основаниям.

Зам. главы администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области Гребенникова В.Н., надлежаще извещённая о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, в своём заявлении в адрес суда заявленные требования признала и просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение ст. помощника прокурора Октябрьского района Курской области Мисенко Д.А., суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство; разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

В силу ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений, утверждаемые представительным органом местного самоуправления.

Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в муниципальных образованиях разрабатываются правила землепользования и застройки. Указанные правила включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что администрацией Лобазовского сельсовета не реализуются полномочия, предусмотренные градостроительным законодательством: не приняты решения о подготовке генерального плана застройки поселения и меры по разработке проекта генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, не приняты решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения и меры по разработке правил землепользования и застройки, что подтверждается объяснениями заявителя.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Кроме этого, согласно ст.14 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 01.01.2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не осуществляется.

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года №675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище».

Согласно Программы создание необходимых условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем должно обеспечиваться путем реализации комплекса нормативных правовых актов, в т.ч. и путем развития жилищного строительства.

Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства.

Таким образом, осуществление вышеуказанных полномочий, предусмотренных градостроительным законодательством, лежит на органах местного самоуправления.

Судом установлено и представителем администрации Лобазовского сельсовета не оспаривается то обстоятельство, что в нарушение указанных выше норм права администрацией Лобазовского сельсовета не приняты меры к разработке и принятию решений о подготовке генерального плана застройки поселения и мер по разработке проекта генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, не приняты решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения и меры по разработке правил землепользования и застройки поселения.

Указанное бездействие администрации Лобазовского сельсовета следует признать незаконным.

Соответственно на администрацию Лобазовского сельсовета следует возложить обязанность по принятию решения о подготовке генерального плана застройки поселения и подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии решения о подготовке генерального плана застройки поселения, не разработке проекта генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, непринятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, не разработке правил землепользования и застройки.

Обязать администрацию Лобазовского сельсовета Октябрьского района Курской области принять решение о подготовке генерального плана застройки поселения, разработать проект генерального плана застройки поселения с установлением градостроительного зонирования, принять решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки поселения, разработать правила землепользования и застройки поселения.

Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.

Председательствующий: Гузенков Д.А.