о признании права собственности на имущество в порядке наследования



гр.дело № г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года п. Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи Акимовой Н.С.,

при секретаре Яценко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Октябрьскому отделению Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», администрации Плотавского сельсовета о признании права собственности на имущество в порядке наследования,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на имущество в порядке наследования, мотивируя заявленные требования тем, что в домовладении <адрес> она проживала вместе с мужем - ФИО2. Данное домовладение было построено её мужем в 1956 году совместно с его родителями. Он постоянно в нем проживал, оплачивал коммунальные платежи, налоги на землю, содержал дом в надлежащем состоянии, в связи с чем она считала, что ФИО5 является собственником данного домовладения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, при жизни принадлежащим ему имуществом не распорядился. После смерти мужа, так как она постоянно и на день смерти наследодателя проживала с ФИО2, она обратилась в нотариальную контору для оформления наследственных прав и приняла наследство в виде земельной доли (пая) в СХПК «<данные изъяты>» Октябрьского района Курской области, а также на земельный участок, площадью 0,40 га, на котором расположено домовладение <адрес>. Кроме этого, в нотариальной конторе необходимо было представить документы, подтверждающие право собственности на домовладение. Для получения нового технического паспорта она обратилась в Октябрьское отделение Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». После получения технического паспорта выяснилось, что регистрация на указанное домовладение отсутствует. В связи с чем, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на домовладение ей было отказано. Так как она не имеет возможности принять часть наследства, состоящего из домовладения, после смерти ФИО3, ей пришлось обратиться в суд. Просила суд признать за ней право собственности на домовладение № (жилой дом под литерами А,а, с хозяйственными строениями под литерами Г (сарай), Г1 (сарай), Г2 (летняя кухня), расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО6 в судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья и поддержании своих исковых требований.

В судебном заседании представитель истца ФИО7 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснила, что данный дом был построен мужем истицы в 1956 года и с этого времени он постоянно проживал в нем, осуществлял все действия по сохранению, содержанию и обслуживанию имущества. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. Так как ФИО6 является единственной наследницей после смерти ФИО3, то ДД.ММ.ГГГГ она вступила в права наследства по закону после смерти мужа ФИО3 на 1/274 доли в праве собственности на земельный участок, площадью 834,21 га, на землях сельскохозяйственного назначения, находящийся в <адрес>, о чем ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Просила суд признать за ФИО1 право собственности на домовладение № (жилой дом под литерами А,а, с хозяйственными строениями под литерами Г (сарай), Г1 (сарай), Г2 (летняя кухня), расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчики, третье лицо в судебное заседание не явились. О месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 218 ч. 1 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Статьей ст.1152 ч.1 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.

На основании ч.2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, проживавший по адресу: <адрес> (свидетельство о смерти №).

Наследницей первой очереди после смерти ФИО3 является его жена ФИО6 Иных наследников не установлено.

Наследство, открывшееся по смерти ФИО3 приняла его жена ФИО6, обратившись в установленный законом срок с заявлением к нотариусу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выданы свидетельства о праве на наследство по закону на принадлежавшую ФИО3 1/274 долю в праве собственности на земельный участок, площадью 834,21 га, на землях сельскохозяйственного назначения, находящийся в <адрес> и земельный участок площадью 0,40 га находящийся по адресу: <адрес>.

Принять наследство по смерти ФИО3 в виде из домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, не представилось возможным, поскольку, согласно справке Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № и технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что право собственности на домовладение №, расположенное в <адрес> ни за кем не зарегистрировано.

Однако, в судебном заседании установлено, что данное домовладение принадлежало ФИО3, что подтверждается объяснениями представителя истца, выписками из лицевых счетов из похозяйственных книг д. Скрипкино на хозяйство ФИО3 за период 1980-2006 г.

Из справки администрации Плотавского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 постоянно и на день смерти наследодателя ФИО3 проживала совместно с ним в <адрес>.

На указанное домовладение в похозяйственной книге сельского совета открыт лицевой счет на имя ФИО3

Кроме того, земельный участок площадью 0,40 га, на котором расположено домовладение, принадлежал наследодателю ФИО3

Согласно Постановлению Совета Министров СССР « О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10.02.1985г., государственный учет жилищного фонда осуществлялся на основании регистрации и технической инвентаризации.

В соответствии с Инструкцией «О порядке проведения регистрации жилищного фонда», утвержденной ЦСУ от 18.07.1985 года, обязанность выявлять собственников жилых домов и оформлять регистрационные удостоверения лежала на бюро технической инвентаризации. Именно бюро технической инвентаризации на основании списков, представленных сельским советом, составляло заключение, и с проектом решения, передавало всю документацию на рассмотрение исполкома районного Совета народных депутатов.

На основании указанной инструкции БТИ обязано было направить свое заключение в исполком районного Совета народных депутатов о принадлежности домовладения ФИО3 Принятие решения об оформлении права собственности на жилой дом принадлежало исполкому районного Совета. Льговское БТИ, проводившее в то время инвентаризацию домов в Октябрьском районе не выполнило требований действовавшего законодательства, в результате чего, решение исполкома райсовета о правовой принадлежности домовладения <адрес> ФИО3 отсутствует.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, и за ней следует признать право собственности на домовладение № расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1 право собственности на домовладение № (жилой дом под литерами А,а, с хозяйственными строениями под литерами Г (сарай), Г1 (сарай), Г2 (летняя кухня), расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти мужа ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 10 дней.

Судья подпись