о признании права собственности на имущество в порядке наследования



        гр. дело № 2- 342-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года

Октябрьский районный суд Курской области в составе

председательствующего судьи                            Акимовой Н.С.,

при секретаре                                                                                              Яценко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Звягинцева Е.Г. к администрации Октябрьского района Курской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования,

установил:

Звягинцева Е.Г. обратилась в суд с иском о признании права собственности на имущество в порядке наследования после смерти матери ФИО1, умершей 19.07.2010 года, при этом указала, что её бабушкой- ФИО3 в 1968 году на земельном участке, расположенном в <адрес> был построен дом . В данном доме проживали она, бабушка -ФИО3, дядя- ФИО4, её мать- ФИО1 28.12.1992 года ФИО3 было выдано свидетельство на право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,50 га, расположенный по адресу: <адрес>. Также в собственности ФИО3 и её дяди ФИО4 находились земельные паи, общей площадью 3,08 га каждый, находящиеся в <данные изъяты> и на которые им были выданы свидетельства о праве собственности на землю.

13.10.2001 года ФИО4 умер. После его смерти наследство фактически приняла ФИО3, так как она постоянно и на день смерти наследодателя проживала с ним. 22.07.2003 года ФИО3 умерла. После её смерти наследство фактически приняла ФИО1, так как она постоянно и на день смерти наследодателя проживала с ней. Оформить наследство в установленный законом срок она не смогла по состоянию здоровья. 19.07.2010 года ФИО1 умерла. Она фактически приняла наследство после смерти матери, так как приняла все меры по сохранению наследственного имущества: присматривала за домом, по настоящее время обрабатывает земельный участок. В Курском филиале ФГУП Ростехинвентаризация Федеральное БТИ ею были получены кадастровый паспорт и новый технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Но после получения данных документов оказалось, что право собственности на данное домовладение ни за кем не зарегистрировано. В августе 2011 года были проведены кадастровые работы в отношении участка, расположенного в <адрес>. В результате межевания была установлена точная площадь участка- 3027 кв.м. Так как она является единственной наследницей первой очереди и желает принять наследство, но в виду отсутствия правоустанавливающего документа на домовладение не может этого сделать, просила суд признать за ней - Звягинцева Е.Г. право собственности на домовладение, общей площадью 53,8 кв. м, земельный участок, общей площадью 3027 кв.м., с кадастровым номером 46:17:030303;91 расположенные по адресу: <адрес>; земельные доли, общей площадью 3,08 га каждая, расположенные по адресу: <адрес>, после смерти матери ФИО1, умершей 19.07.2010 года.

В судебном заседании истец Звягинцева Е.Г. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, при этом пояснила, что домовладение, расположенное в <адрес>, согласно технического паспорта по состоянию на 1989 г., числилось за ФИО3 В связи с чем, в дальнейшем, не была проведена правовая регистрация дома ей неизвестно. Просила суд признать за ней - Звягинцева Е.Г. право собственности на домовладение, общей площадью 53,8 кв. м, земельный участок, общей площадью 3027 кв.м., с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>; земельные доли, общей площадью 3,08 га каждая, расположенные по адресу: <адрес>, после смерти матери ФИО1, умершей 19.07.2010 года.

Ответчик - администрация Б-Долженковского сельсовета, 3-и лица - администрация Октябрьского района Курской области, Октябрьское отделение филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Курской области, в судебное заседание не явились О дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно письменному отзыву от 19.09.2011 года, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не возражает против удовлетворения требований Звягинцева Е.Г., при этом сообщает, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о государственной регистрации права собственности домовладения, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> и на земельные доли за ФИО3, ФИО4 и о переходе права общей долевой собственности от ФИО3, ФИО4 нет.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Звягинцева Е.Г. удовлетворить в связи со следующим.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ч.1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

В соответствии с ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В судебном заседании установлено, что 13.10.2001 года умер ФИО4 (<данные изъяты>

По его смерти открылось наследство, состоящее из земельной доли общей площадью 3,08 га, расположенной по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 10.10.1996 г.

ФИО4 при жизни не распорядился принадлежащим имуществом. Наследство по закону фактически приняла его мать - ФИО3, постоянно

и на день его смерти проживавшая совместно с ним по адресу: <адрес>.

22.07.2003 года умерла ФИО3 <данные изъяты>.

По смерти ФИО3 открылось наследство, состоящее из домовладения, земельного участка, общей площадью 3027 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>; 2- х земельных долей общей площадью 3,08 га каждая - одна земельная доля принадлежащая ей согласно свидетельству на право собственности на землю от 10.10.1996 г, вторая - фактически принятая по смерти сына ФИО4, расположенных по адресу: <адрес>.

Принадлежность ФИО3 земельного участка при домовладении подтверждается свидетельством на право собственности на землю от 28.12.1992 года.

Из справки Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 1910.2010 года и технического паспорта, составленного по состоянию на 01.09.2010 года, следует, что право собственности на домовладение <адрес> ни за кем не зарегистрировано.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР « О порядке государственного учета жилищного фонда» от 10.02.1985г., государственный учет жилищного фонда осуществлялся на основании регистрации и технической инвентаризации.

В соответствии с Инструкцией «О порядке проведения регистрации жилищного фонда», утвержденной ЦСУ от 18.07.1985 года, обязанность выявлять собственников жилых домов и оформлять регистрационные удостоверения лежала на бюро технической инвентаризации. Именно бюро технической инвентаризации на основании списков, представленных сельским советом, составляло заключение, и с проектом решения, передавало всю документацию на рассмотрение исполкома районного Совета народных депутатов.

На основании указанной инструкции БТИ обязано было направить свое заключение в исполком районного Совета народных депутатов о принадлежности домовладения ФИО3 Принятие решения об оформлении права собственности на жилой дом принадлежало исполкому районного Совета. Льговское БТИ, проводившее в то время инвентаризацию домов в Октябрьском районе не выполнило требований действовавшего законодательства, в результате чего, решение исполкома райсовета о правовой принадлежности домовладения <адрес> ФИО3 отсутствует.

Однако в судебном заседании установлено, что данное домовладение принадлежало ФИО3, что подтверждается объяснениями истца, ранее составленным техническим паспортом.

ФИО3 при жизни не распорядилась принадлежащим имуществом.

Наследство по закону фактически приняла её дочь - ФИО1, которая постоянно и на день смерти наследодателя проживала с ним по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации Б.Долженковоского сельсовета от 22.08.2011 г.

ФИО1 умерла 19.07.2010 года.

Наследником первой очереди после смерти ФИО1 является её дочь - Звягинцева Е.Г.

Из свидетельства о рождении Звягинцева Е.Г. (Шумаковой) Е.Г. следует, что в графе мать указана ФИО8

По вступлении в брак в 1977 году фамилия матери истицы была изменена на Шумакову <данные изъяты>. После расторжения брака в 1979 году ей была присвоена фамилия Звягинцева Е.Г. <данные изъяты>, а по вступлении в брак в 1992 году ей была присвоена фамилия ФИО1 <данные изъяты>.

По вступлении в брак в 2002 году фамилия истца была изменена на Звягинцева Е.Г. <данные изъяты>.

Звягинцева Е.Г. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти матери - ФИО1 О фактическом принятии наследства свидетельствует то, что после смерти наследодателя Звягинцева Е.Г. приняла все меры по сохранению наследственного имущества- закрыла дом, в настоящее время поддерживает жилое помещение в надлежащем состоянии, обрабатывает земельный участок.

Следовательно, в наследственную массу, открывшуюся по смерти ФИО1, входит домовладение <адрес>, земельный участок при домовлдадении, а также две земельные доли общей площадью 3,08 га каждая, расположенные по адресу: <адрес>.

Из сообщения нотариуса Октябрьского нотариального округа от 28.09.2011г следует, что в производстве нотариуса наследственных дел к имуществу ФИО4, умершего 13.10.2001 года, ФИО3, умершей 22.07.2003 года, ФИО1, умершей 19.07.2010 года, проживавших в <адрес>, нет.

Согласно свидетельству на право собственности на землю от 28.12.1992 г. для ведения личного подсобного хозяйства Звягинцева Е.Г. выделялся земельный участок общей площадью 0,50 га.

Однако при проведении в августе 2011 года кадастровых работ, установлена точная фактическая площадь многоконтурного земельного участка, при домовладении <адрес>, которая составляет 3027 кв.м. (справка кадастрового инженера ФИО10).

При таких обстоятельствах, исковые требования Звягинцева Е.Г. подлежат удовлетворению, и за ней надлежит признать право собственности на домовладение, общей площадью 53,8 кв.м, двуконтурный земельный участок, общей площадью 3027 кв.м., (контур 1 - 1866 кв.м, контур 2 - 1161 кв.м) с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>; две земельные доли, общей площадью 3,08 га каждая, расположенные по адресу: <адрес>, после смерти матери ФИО1, умершей 19.07.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Звягинцева Е.Г. право собственности на

- домовладение <адрес>, состоящее из жилого дома общей площадью 53,8 кв.м и хозяйственных построек;

- многоконтурный земельный участок, общей площадью 3027 кв.м. (в том числе контур 1 - 1866, контур 2 - 1161кв.м.), с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>;

- две земельные доли, общей площадью 3,08 га каждая, расположенные по адресу: <адрес>,

в порядке наследования по смерти матери - ФИО1, умершей 19.07.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья