о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело №2-214/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2010 года г.Калининград

Октябрьский районный суд г.Калининграда в составе: председательствующего судьи Шевченко СВ., при секретаре Шубиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Михайленко Л.В. и Михайленко Л.В. к Министерству социальной политики и труда Калининградской области, Правительству Калининградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Михайленко Л.В. и Михайленко Л.В. обратились в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что Михайленко Л.В. является инвалидом Великой Отечественной войны, ветераном труда, его супруга Михайленко Л.В. - ветеран Великой Отечественной войны. Как нуждающиеся в улучшении жилья они в 2004 году были включены в очередь нуждающихся в <адрес>. Истцы указывали, что при распределении квартиры и заселении жилых домов по <адрес> в <адрес>, построенных специально для ветеранов Великой Отечественной войны, в предоставлении квартиры им было отказано. Считая, что тем самым нарушены их права, просили суд обязать Министерство труда и социальной политики Калининградской области выделить им квартиру в домах, построенных для ветеранов, проживающих в <адрес>.

Впоследствии истцы заявленные требования уточнили, указав, что с июня 2006 года проживают <адрес> в «Доме ветеранов», с ними заключен договор безвозмездного пользования квартирой специализированного фонда. Полагают, что несмотря на то, что они состоят на учете нуждающихся в <адрес>, они имеют право на предоставление жилья в <адрес>, поскольку с 2006 года постоянно проживают в <адрес>. Ссылаясь на положения ФЗ «О ветеранах», Указ Президента РФ от Д.М.Г, просили суд обязать Министерство труда и социальной политики <адрес> выделить их семье квартиру в домах по <адрес> в <адрес>, построенных для ветеранов Великой Отечественной Войны, проживающих в <адрес>, исходя из нормы жилой площади 36 кв.м на одного человека, а всего в размере 72 кв.м.

Затем истцы требования вновь уточнили, не настаивали на предоставлении квартиры в жилых домах именно по <адрес> в <адрес>, ставя вопрос о предоставлении им квартиры в <адрес> площадью, не менее 72 кв.м.

Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц без заявления самостоятельных требований привлечены Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» и администрация Балтийского муниципального района <адрес>.

В судебное заседание истцы Михайленко Л.В. и Михайленко Л.В. не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В деле имеется ходатайство истцов о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя -Михайленко Л.В. Причин неявки в судебное заседание истцы не сообщили, об отложении


2

дела не ходатайствовали, в связи с чем с учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В ранее данных суду пояснениях истица Михайленко Л.В. заявленные ею исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Присутствующий в судебном заседании представитель истца Михайленко Л.В. -Михайленко Л.В., действующий на основании доверенности от Д.М.Г, исковые требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал. Пояснил, что его отец истец Михайленко Л.В. в силу действующего законодательства должен быть обеспечен жильем и он вправе выбрать место своего проживания. В настоящее время он проживает в <адрес>, страдает тяжелым заболеванием и наблюдается диспансере, который расположен в <адрес>. То обстоятельство, что он состоит на учете в <адрес>, а не в самом <адрес>, не является основанием к отказу в предоставлении жилья именно на территории <адрес>, поскольку указанные муниципальные образования расположены в одном субъекте Российской Федерации. Настаивал, что его родители имеют право на получения жилья и такое жилье им должно быть предоставлено именно в Калининграде из расчета 36 кв.м на одного человека, а на их семью - квартира, площадью 72 кв.м. В части возможности получения субсидии на приобретение жилья пояснил, что поскольку субсидия предоставляется только Михайленко Л.В., без учета интересов его супруги Михайленко Л.В., с которой о прожил в браке более 50 лет, то на размер субсидии, исчисленной на 1 человека, жилье приобрести невозможности, в связи с чем Михайленко Л.В. отказывается от ее получения.

В судебном заседании представитель Правительства Калининградской области и Министерства социальной политики и труда <адрес> Михайленко Л.В., действующая на основании доверенностей от Д.М.Г и Д.М.Г, с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что правовые основания к удовлетворению исков отсутствуют. Пояснила, что истцы состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в <адрес>, непродолжительный период времени состояли на учете в <адрес>. Согласно ст.52 ЖК РФ принятие таких граждан на учет и предоставление им жилья осуществляется органами местного самоуправления. Считала, что Министерство соц.политики в этой ситуации является ненадлежащим истцом, поскольку в его компетенцию не входит обеспечение жильем. Обеспечение же жильем ветеранов Великой отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года производится согласно ФЗ «О ветеранах» путем предоставления субсидии на эти цели, от получения которой истцы отказались. Размер субсидии исчисляется из расчета общей площади жилого помещения 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м. В августе 2009 года Михайленко Л.В. как участнику ВОВ было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты, от которого он впоследствии отказался. Позиция же Михайленко Л.В. о предоставлении и ей субсидии на приобретение жилья как инвалиду не основана на законе.

Представители Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» и администрации Балтийского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассматривать в их отсутствие.

В ранее данных суду пояснениях представитель Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» Михайленко Л.В., действующая на основании доверенности от Д.М.Г, пояснила, что постановлением главы города от Д.М.Г Михайленко Л.В. был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в общегородскую очередь на получение жилья. Впоследствии, в августе 2009 года на основании личного заявления из этой очереди был исключен. Поскольку истец и его супруга на учете нуждающихся в жилых помещениях по <адрес> не значатся, законных оснований для предоставления им жилых


3

помещений в <адрес> не имеется. Дополнительно сообщила, что в домах №№ <адрес> по <адрес> в <адрес> все квартиры распределены ветеранам ВОВ членам их семей.

Ранее присутствующая в судебном заседании представитель администрации Балтийского муниципального района Михайленко Л.В., действующая на основании доверенности от Д.М.Г, с заявленными требованиями не согласилась. Подтвердила, что Михайленко Л.В. с супругой состоят на учете в Балтийском городском округе как нуждающиеся в жилье с 2004 года. Истцам предлагалось получение субсидии, от чего Михайленко Л.В. дважды отказался, а также предлагались варианты жилых помещений в <адрес>, вручался список адресов этих квартир, на предоставление которых он также не дал своего согласия, мотивируя это желанием получить жилье в <адрес>.

Выслушав явившиеся стороны и их представителей, приняв во внимание ранее данные сторонами пояснения, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, истец Михайленко Л.В. является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах», о чем ему выдано удостоверение 6 апреля 2004 года.

Михайленко Л.В. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах». Удостоверение выдано Д.М.Г.

В заявленном иске истцы просят обязать Правительство Калининградской области и Министерство труда и социальной политики Калининградской области выделить их семье, состоящей из 2-х человек, жилое помещение на территории г.Калининграда исходя из нормы жилой площади 36 кв.м на одного человека, а всего в размере 72 кв.м.

Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст. 5 7 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Судом установлено, что Михайленко Л.В. как нуждающийся жилье вместе с женой Михайленко Л.В. ( всего составом семьи 2 человека) состоит в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при администрации Балтийского городского округа с Д.М.Г в общем списке и в льготном списке как ветеран Великой Отечественной войны.

Кроме того, постановлением главы администрации ГО «Город Калининград» от Д.М.Г № Михайленко Л.В. (т составом семьи 2 человека - он и его супруга Михайленко Л.В.) был принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в общегородскую очередь на получение жилья. Впоследствии,


4

постановлением главы администрации ГО «Город Калининград» от Д.М.Г на основании личного заявления из этой очереди был исключен.

С июня 2006 года истцы проживают <адрес> в «Доме ветеранов», с ними заключен договор безвозмездного пользования квартирой специализированного жилищного фонда.

Статьей 14 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» ( с последующими изменениями и дополнениями) являются, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Д.М.Г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии со ст.23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14- 19 и 21 этого Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Д.М.Г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19и21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, таких категорий граждан (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ), как инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства Калининградской области от Д.М.Г N 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории <адрес> за счет средств федерального бюджета» предусмотрено, что право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком имеют граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и вставшие на учет до Д.М.Г в органах местного самоуправления, в частности, граждане, меры социальной поддержки которым установлены статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ( п.5 Порядка).

Из приведенных выше требований закона следует, что возможность обеспечения жильем истцов как нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обеспечена по месту их постановки на учет в порядке нуждаемости.

Истцами не оспаривается, что они встали на такой учет в <адрес> в связи с проживанием там, до настоящего времени с очереди не снялись и продолжаю состоять в ней.


5

При такой ситуации, учитывая, что в городском округе «Город Калининград» истцы в очереди на получение жилья не состоят, сняты с учета по их личному заявлению, то предусмотренных законом оснований для возложения На органы местного самоуправления обязанности по предоставлению им жилья в <адрес> не имеется.

Позиция истцов об обратном, со ссылками на то, что Правительство Калининградской области в порядке реализации положений ФЗ «О ветеранах» наделено правом предоставления такого жилья в любом из муниципальных образований Калининградской области как субъекта РФ, в том числе и в г. Калининграде, не основана на законе. Такими полномочиями Правительство Калининградской области не наделено.

То обстоятельство, что в настоящее время истцы проживают в <адрес>, состоя при этом на учете нуждающихся в <адрес>, не является основанием для предоставления им жилья в <адрес>.

По этим же основаниям не подлежат удовлетворению изначально заявленные требования истцов о предоставлении им жилых помещений в домах №, № по <адрес> в <адрес>. Квартиры в указанных жилых домах на основании акта приема - передачи от Д.М.Г были переданы Агентством по имуществу <адрес> в муниципальную собственность ГО «Город Калининград» и в последующем распределены ветеранам и участникам ВОВ и членам их семей, состоящих на учете в жилых помещениях муниципального образования <адрес>.

Более того, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Михайленко Л.В. администрацией Балтийского муниципального района предлагались варианты жилых помещений в <адрес>, вручался список адресов этих квартир, на получение которых Михайленко Л.В. также не дал своего согласия.

Что же касается позиции истцов со ссылками на Указ Президента РФ № от Д.М.Г, то данным Указом Президента РФ установлено считать завершенным обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).

Положениями данного Указа Президента РФ предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на данную социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах» путем предоставления им субсидии на эти цели из федерального бюджета, о чем подробно указано выше.

Размер субсидии определяется из расчета общей площади жилого помещения 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации и в настоящее время составляет 1 137 600 руб.

В августе 2009 года Михайленко Л.В. как участнику ВОВ было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты, от которого он впоследствии отказался.

С учетом положений ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» право на получение данного вида социальной поддержки имеет только Михайленко Л.В., в связи с чем размер причитающейся ему субсидии исчисляется исходя из размера 36 кв.м. Позиция Михайленко Л.В., изложенная в иске и в ходе судебного разбирательства, о возможности предоставлении и ей субсидии на приобретение жилья, исчислении ее размера из расчета 72 кв.м (на 2-х человек) не основана на приведенных выше требованиях закона.

Кроме того, суд полагает возможным согласиться с позицией представителя Министерства социальной политики и труда <адрес> о том, что Министерство не может быть признано надлежащим ответчиком по заявленному иску. В соответствии с требованиями ст.52 ЖК РФ предоставление жилья нуждающимся гражданам осуществляется органами местного самоуправления, к коим Министерство социальной политики и труда <адрес> не относится. Полномочиями по предоставлению жилья названный орган не наделен.

При таком положении, предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленного Михайленко Л.В. и Михайленко Л.В. иска не имеется, в связи с чем он подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197,199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Михайленко Л.В. и Михайленко Л.В. к Министерству социальной политики и труда Калининградской области, Правительству Калининградской области о понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Октябрьского района г. Калининграда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2010 года.