об оспаривании решений Управления Министерства юстиции РФ



Дело №2-60/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2010 года

Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Теплинской Т.В.

при секретаре Лебедевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению нотариальной палаты <адрес> об оспаривании решений Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Нотариальная палата <адрес> обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что на основании приказа руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ФИО13 ФИО12 от Д.М.Г № в период с Д.М.Г по Д.М.Г Управлением, согласно утверждённому плану проверок по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций, проводилась проверка Нотариальной палаты <адрес> на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и иного имущества, уставным целям. Д.М.Г по результатам проведённой проверки был составлен Акт проверки №, согласно выводам которого деятельность Нотариальной палаты <адрес> в целом
соответствует целям, но осуществляется с нарушением действующего законодательства и
устава; выявлены нарушения: п.2 ст.333.16, ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, ст. 32
Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 26, ст.
34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993; 4462-1,
разъяснений Министерства финансов Российской Федерации - директора Департамента
налоговой и таможенной политики Трунина И.В. (письмо от Д.М.Г №)
и заместителя министра Трунина И.В. от Д.М.Г №. В тексте акта проверки содержится также указание на нарушение нотариальной палатой ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. При этом Президенту Нотариальной палаты <адрес> Трунина И.В., место для подписи которой также имеется в акте, не было предложено подписать оба экземпляра акта, и не были запрошены сведения об отказе от подписи в нарушение п. 54 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от Д.М.Г №. Не приняв во внимание возражения Нотариальной палаты, Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> Д.М.Г вынесло в адрес нотариальной палаты предупреждение № за нарушение требований вышеназванных норм и разъяснений, предоставив палате 50 дней для устранения выявленных нарушений. Данное предупреждение поступило в нотариальную палату по почте Д.М.Г. Нотариальная палата <адрес> считает, что её деятельность осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством и положениями Устава, а составленный Управлением акт и вынесенное предупреждение противоречат законодательству Российской Федерации. Вывод Управления о нарушениях нотариальной палатой, которая проверялась в качестве некоммерческой организации, ряда требований Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не основан на нормах действующего законодательства. Деятельность нотариальной палаты Федеральным законом «Об общественных объединениях» не регулируется. В статье 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате прямо указано, что нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, следовательно, правовое регулирование её деятельности после того, как был принят Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № «О некоммерческих организациях», осуществляется в соответствии с этим законом. Конституционный Суд Российской Федерации, предметом рассмотрения которого в числе прочих был и вопрос об определении организационно-правового статуса нотариальных палат, в своём Постановлении от Д.М.Г № прямо указал, что в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса РФ, часть 1 статьи 3 ФЗ «Об общественных объединениях»). Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и делает обязательным их членство в нотариальных палатах - некоммерческих организациях, создание которых предусматривается Основами законодательства РФ о нотариате во всех субъектах Российской Федерации. В качестве нарушения законодательства в акте и предупреждении указывается на неоднократное оказание нотариальной палатой материальной помощи нотариусам, что рассматривается Управлением как передача нотариальной палатой права собственности на долю имущества, денежные средства организации её членам. Нотариальная палата <адрес> категорически не согласна с таким выводом. К полномочиям нотариальной палаты в числе прочего относятся представление и защита интересов нотариусов (ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Нотариальная палата в соответствии с Уставом, зарегистрированном Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> Д.М.Г, №, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов (п. 1.2 Устава). В соответствии с п. 5.7.5. Устава нотариальной палаты её члены имеют право получать в установленном порядке от Палаты необходимую информацию, консультационную, финансовую и иную помощь, соответствующую целям и задачам Палаты. Согласно ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате высшим органом нотариальной палаты является собрание её членов. Общее собрание членов Нотариальной палаты <адрес> своим решением от Д.М.Г, протокол №, утвердило Положение «Об оказании материальной помощи». Это положение было разработано в соответствии с Уставом нотариальной палаты в целях социальной защиты нотариусов - членов нотариальной палаты. Таким образом, оказание по основаниям, предусмотренным Положением, материальной помощи членам профессиональной организации, существующей на их членские взносы, не нарушение законодательства, а, напротив, реализация установленного законом и закрепленного уставом полномочия нотариальной палаты по защите интересов нотариусов. Получая материальную помощь, каждый отдельный член организации не приобретает тем самым право собственности на долю имущества, принадлежащего самой организации. В качестве нарушения ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и рекомендации письма Министерства финансов РФ от Д.М.Г № в акте и предупреждении указывается на принятие общим собранием членов Нотариальной палаты <адрес> ставок за составление проектов и выполнение технической работы, рекомендуемых для применения всеми нотариусами, и неправильный порядок их установления. Однако этот вывод также не основан на законе. Согласно ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате высшим органом нотариальной палаты является собрание её членов. В соответствии с п. 7.2. Устава Нотариальной палаты <адрес> собрание членов нотариальной палаты может принять к своему рассмотрению любой вопрос деятельности нотариальной палаты. Право на взимание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера установлено ст.ст. 15,23 Основ законодательства Российской Федерации, ст. 149 Налогового кодекса РФ; подтверждено имеющейся судебной практикой, в частности, определением Конституционного Суда Российской Федерации от Д.М.Г №.

Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (Д.М.Г) нотариальным палатам было рекомендовано установить единые, применительно к каждому региону, тарифы за оказание услуг правового и технического характера с целью определения единых подходов и недопущения конкуренции. Вопрос о порядке взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на законодательном уровне не урегулирован вообще, что означает: никакой закон нотариальной палатой не нарушен. Законодатель, предоставив нотариусу право взимать плату за услуги правового и технического характера, не возложил на него (на нотариальную палату) обязанности производить её экономическое обоснование. Отсутствие законодательного регулирования оплаты работы нотариуса по оказанию услуг правового и технического характера и послужили основанием для принятия высшим органом Нотариальной палаты <адрес> - общим собранием её членов - решений об установлении размеров ставок за оказание услуг правового и технического характера, рекомендуемых для применения нотариусами. Цель этого действия - единообразие нотариальной практики в <адрес>, исключение недобросовестной конкуренции нотариусов, избежание нареканий со стороны граждан и юридических лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, существование региональной системы небюджетного нотариата на принципах полного самофинансирования. В акте и предупреждении указывается также на ненадлежащее исполнение Нотариальной палатой <адрес> функции по контролю за деятельностью нотариусов, выражающееся, по мнению Управления, в том, что нотариусы неправильно взимают тариф, размер которого установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, за совершение нотариального действия - удостоверение согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью. Однако Нотариальная палата <адрес> надлежаще осуществляет контроль за деятельностью нотариусов в пределах предоставленных ей законом полномочий, а именно, контролируя, в соответствии со статьёй 34 Основ законодательства РФ о нотариате исполнение нотариусами профессиональных обязанностей. Контроль же за соблюдением налогового законодательства согласно той же статье Основ осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Письма Министерства финансов разъяснительного характера о порядке взимания государственной пошлины (нотариального тарифа), на которые Управление ссылается как на нарушаемое нотариальной палатой законодательство, никоим образом не могут регулировать вопросы деятельности некоммерческой организации - нотариальной палаты как юридического лица. В то же время нотариальная палата считает, что тариф за совершение нотариального действия - удостоверение согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью - взимается нотариусами <адрес> правильно. В соответствии со ст. 153, п. 2 ст. 154, ст. 156 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие супруга на отчуждение недвижимого имущества является односторонней сделкой. Согласно ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации согласие супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, подлежит нотариальному удостоверению. Таким образом, согласие супруга на отчуждение имущества должно удостоверяться в нотариальном порядке как односторонняя сделка. Поэтому Министерством юстиции Российской Федерации была утверждена специальная форма удостоверительной надписи № «Удостоверительная надпись на согласии супруга» /Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (в ред. Приказов Минюста РФ от 28.07.2003 N 180, от 01.08.2005 N 122, от 28.09.2005 N 183, от 27.12.2007 N 255, от 16.02.2009 N 49)/, предусматривающая не только подписание согласия гражданином, и установление нотариусом его личности, но и проверку нотариусом дееспособности гражданина /как при удостоверении любой сделки согласно требованиям ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате/, а также факта регистрации брака. Таким образом, Минюст РФ своим нормативным актом установил порядок удостоверения согласия супруга как односторонней сделки. В соответствии с пп. 6 п.1 ст. 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 5 п. 1 ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при оформлении сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством РФ должны быть нотариально удостоверены, взыскивается тариф в размере 500 /пятьсот/ рублей. В предупреждении содержится требование об устранении нарушений ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате в связи с нарушением положениями пунктов 5.1. - 5.3. Устава нотариальной палаты принципа равноправия членов нотариальной палаты. В числе членов нотариальной палаты нет стажёров, а, следовательно, этот недостаток Устава не влияет отрицательно на деятельность палаты и не нарушает права и законные интересы её членов. Претензии проверяющих по этому поводу могли бы быть оформлены указанием в акте проверки в качестве выявленного недостатка, и данное несоответствие Устава могло быть устранено в рабочем порядке и не является поводом для вынесения предупреждения. Просят признать составленный Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> акт проверки нотариальной палаты и вынесенное на его основании предупреждение об устранении нарушений незаконными, поскольку ими нарушены права Нотариальной палаты <адрес> как профессионального объединения нотариусов.

В судебном заседании представители нотариальной палаты <адрес> Трунина И.В. - президент Нотариальной палаты <адрес>, и Трунина И.В., действующая на основании доверенности, доводы заявления поддержали по вышеизложенным основаниям.

В судебном заседании представители Министерства юстиции РФ по <адрес> - Трунина И.В., Трунина И.В. и Трунина И.В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления и суду пояснили, что Нотариальная палата <адрес> зарегистрирована Отделом юстиции администрации <адрес> 17.06.1993 регистрационный номер 124. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации создаются в различных формах, которые перечислены во второй главе указанного закона. Данная организация значится с организационно-правовой формой общественные и религиозные организации (объединения). В единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ) организация внесена Д.М.Г государственный регистрационный номер № как общественная организация. Часть 3 ст.6 вышеназванного закона указывает на то, что особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. На момент проведения проверки на предмет соответствия деятельности общественного объединения, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям Нотариальная палата <адрес> осуществляла и продолжает осуществлять свою деятельность на основании устава редакции 2002 года с изменениями и дополнениями, принятыми на Общем собрании членов Нотариальной палаты <адрес> Д.М.Г. В данном уставе прописано, что Нотариальная палата <адрес> является некоммерческой общественной организацией, а это значит, что указанная некоммерческая организация зарегистрирована в форме общественной организации. В связи с этим при проведении проверки Управление, руководствуясь ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», проводило проверку с учетом правового положения общественной организации в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». С учетом изложенного Нотариальной палате <адрес> необходимо привести учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и внести изменения в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ). За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о нотариате.

В соответствии со ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за удостоверение договоров, доверенностей, а также за свидетельствование верности копий документов, соглашений и других нотариальных действий, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальная форма удостоверения. В соответствии с п. 2 ст. 333.16 Налогового кодекса указанные в пункте 1 данной статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма удостоверения согласия супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом. Что касается конкретного размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом, то данной статьей Кодекса указанный размер не установлен. В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение действий, указанных в части первой указанной статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В связи с этим при определении размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение согласия супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом следует руководствоваться нормой п п. 26 п. 1 ст. 333.24 Кодекса. Согласно указанной норме за совершение прочих нотариальных действий, не перечисленных данной статьей Кодекса, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, определена уплата государственной пошлины в размере 100 руб. С учетом изложенного Управление полагает, что при совершении нотариального действия - удостоверения согласия супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом, должна взиматься сумма 100 рублей. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от Д.М.Г №. Ссылка Нотариальной палаты на то, что удостоверение нотариусом согласия супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом является односторонней сделкой, неправомерна, так как само согласие нельзя признать сделкой. Согласие одного супруга на совершение другим супругом сделки с недвижимым имуществом дает лишь право другому супругу осуществить сделку, но сам при этом сделку не совершает. Статья 153 ГК РФ определяет понятие сделки, согласно которой, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно приказу Минюста РФ от Д.М.Г № «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» утверждена форма удостоверительной надписи № «Удостоверительная надпись на согласии супруга», которая, по мнению Управления, относится к свидетельствуемым документам. За совершение прочих нотариальных действий размер нотариального тарифа составляет 100 рублей. Полагают, что акт проверки и предупреждение, вынесенное в адрес нотариальной палаты <адрес>, являются законными и обоснованными. Просят в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.

Как установлено в судебном заседании, в период с Д.М.Г по Д.М.Г Управлением министерства юстиции РФ по <адрес> была проведена плановая проверка соответствия деятельности Нотариальной палаты <адрес>, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.

По результатам проведённой проверки был составлен Акт № от Д.М.Г, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что деятельность Нотариальной палаты <адрес> в целом соответствует целям, но осуществляется с нарушением действующего законодательства и устава; выявлены нарушения: п.2 ст.333.16, ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, ст. 32 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 26, ст.34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993; 4462-1, разъяснений Министерства финансов Российской Федерации - директора Департамента налоговой и таможенной политики Трунина И.В. (письмо от Д.М.Г №) и заместителя министра Трунина И.В. от Д.М.Г №.

За выявленные нарушения Д.М.Г Министерством юстиции РФ по <адрес> в адрес Нотариальной палаты <адрес> было вынесено предупреждение, в котором установлен срок для устранения нарушений в течение 50 дней с момента получения данного предупреждения.

Согласно ст.24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее -Основ), нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организует работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта РФ и своим уставом.

Из Постановления Конституционного суда РФ от Д.М.Г № «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства о нотариате» следует, что в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса РФ, часть 1 статьи 3 ФЗ «Об общественных объединениях»). Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и делает обязательным их членство в нотариальных палатах - некоммерческих организациях, создание которых предусматривается Основами законодательства РФ о нотариате во всех субъектах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, вывод Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> о нарушениях нотариальной палатой ряда требований Федерального закона от Д.М.Г № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не основан на нормах действующего законодательства, поскольку деятельность нотариальной палаты Федеральным законом «Об общественных объединениях» не регулируется.

Статьей 23 Основ предусмотрено, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Из положений ст.15 Основ следует, что нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Согласно ст. 26 Основ, высшим органом нотариальной палаты является собрание её членов.

В соответствии с п. 7.2. Устава Нотариальной палаты <адрес> собрание членов нотариальной палаты может принять к своему рассмотрению любой вопрос деятельности нотариальной палаты.

Таким образом, положениями ст.ст.15,23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено право нотариусов на оказание услуг правового и технического характера при проведении нотариальных действий и получение платы за указанные услуги. При этом размер платы за данные услуги на законодательном уровне не определен.

При таких обстоятельствах, указание Управления министерства юстиции РФ по <адрес> в качестве нарушения на решение общего собрания членов Нотариальной палаты об установлении ставок за составление проектов и выполнение технической работы, рекомендуемых для применения всеми нотариусами, и неправильный порядок их установления, также необоснованно.

Кроме того, суд считает правомерными ссылки представителей Нотариальной палаты на то, что решения об установлении размеров ставок за оказание услуг правового и технического характера, рекомендуемых для применения нотариусами, были приняты с целью установления единообразия нотариальной практики в <адрес>, исключения недобросовестной конкуренции нотариусов, избежания нареканий со стороны граждан и юридических лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий.

Что касается нарушения, указанного в п.4 предупреждения, то судом установлено следующее.

В соответствии со ст.34 Основ, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.22 Основ, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение указанных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, оформляемое нотариусом согласие супруга на совершение сделки по распоряжению имуществом, выражающее волеизъявление лица, является односторонней сделкой, направленной на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При нотариальном оформлении указанных сделок, в соответствии с пп.6 п.1 ст.333.24 НК РФ, пп.5 п.1 ст.22.1 Основ подлежит взиманию тариф в размере 500 рублей, то есть за удостоверение сделки, предмет которой не подлежит оценке.

При этом, письма Министерства финансов РФ разъяснительного характера о порядке взимания государственной пошлины (нотариального тарифа), на которые ссылается Министерство юстиции РФ по <адрес>, не являются нормативно-правовыми актами, носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному и безусловному исполнению Нотариальной палатой <адрес>.

Обоснованным является и взимание нотариусами платы за составление проектов нотариальных документов и техническую работу, поскольку положениями ст.ст.15,23 Основ предусмотрено право нотариусов на оказание услуг правового и технического характера при проведении нотариальных действий и получение платы за указанные услуги. При этом, каких-либо ограничений на получение платы за вышеназванные услуги при совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, не установлено.

При таких обстоятельствах, вывод Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> о нарушениях Нотариальной палатой <адрес> положений ст.34 Основ, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Что касается нарушения, указанного в п.2 предупреждения, то судом установлено следующее.

Согласно ст.24 Основ предусмотрено обязательное членство в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

В соответствии со ст.26 Основ при голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса (т.е. лица, желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности) - правом совещательного голоса.

Таким образом, пункт 5.3 Устава Нотариальной палаты <адрес>, предусматривающий, что лица, желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности, не имеют права решающего или совещательного голоса, не соответствуют положениям ст.26 Основ.

Вместе с тем, из пояснений представителей нотариальной палаты <адрес> следует, что данное нарушение они готовы были устранить в добровольном порядке, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для вынесения предупреждения в адрес Нотариальной палаты по данному нарушению не имелось.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что предупреждение Министерства юстиции РФ по <адрес> от Д.М.Г, вынесенное в адрес Нотариальной палаты <адрес>, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Нотариальной палаты <адрес> как профессионального объединения нотариусов, суд находит заявленные требования в части признания указанного предупреждения незаконным, подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, требования о признании незаконным акта проверки № от Д.М.Г и понуждении Министерства юстиции РФ по <адрес> отозвать оспариваемый акт, удовлетворению не подлежат, поскольку сам по себе акт проверки никаких прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает, каких-либо обязанностей на него не возлагают, препятствий к осуществлению заявителем своих прав и свобод не создают.

Также суд находит не подлежащими удовлетворению требования о понуждении Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> отозвать предупреждение, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предупреждения и дополнительного указания в решении суда об отзыве данного предупреждения не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление нотариальной палаты <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконным предупреждение №, вынесенное Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> Д.М.Г по результатам проведенной проверки соответствия деятельности нотариальной палаты <адрес>, уставным целям.

В оставшейся части заявление нотариальной палаты <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2010 года.

Судья: Теплинская Т.В.