Дело № 2- 351/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
12 марта 2010 года г. Калининград
Октябрьский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Шевченко С.В.,
при секретаре Шубиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Антонова М.А. к Министерству социальной политики и труда <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Антонова М.А. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что он является участником Великой Отечественной войны, ветераном труда, его супруга Антонова М.А. - ветеран труда. Как нуждающийся в улучшении жилья он составом семьи 2 человека состоит в очереди нуждающихся в <адрес>. С декабря 2006 года истец с супругой зарегистрирован и проживает в специализированном доме временного проживания. Указывал, что при распределении квартир в жилых домах по <адрес> в <адрес>, построенных специально для ветеранов Великой Отечественной войны, в предоставлении квартиры ему было отказано. Считая, что тем самым нарушены его права и ссылаясь на положения ст.57 ЖК РФ указывал, что жилое помещение должно быть предоставлено его семье по месту жительства (в черте соответствующего населенного пункта), т.е. в <адрес>. В соответствии с ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от Д.М.Г просил суд обязать <адрес> предоставить ему на состав семьи 2 человека ( он и супруга) двухкомнатную благоустроенную квартиру по договору социального найма в <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица без заявления самостоятельных требований привлечено Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград».
В судебном заседании Антонова М.А. заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал. Полагал, что квартира должна быть предоставлена именно в <адрес>, поскольку он здесь проживает с 2006 года. Ссылался на то, что в <адрес> были построены дома, в которых распределялись квартиры для ветеранов - участников ВОВ, однако ему там квартира не была предоставлена.
3-е лицо на стороне истца - Антонова М.А., являющаяся супругой истца, исковые требования ее мужа просила удовлетворить. Пояснила, что раньше они проживали в <адрес> и как нуждающиеся в жилье были поставлены на учет. Впоследствии переехали жить в <адрес>, проживают в Доме ветеранов. Настаивала, что жилье ее супругу как участнику ВОВ должно быть предоставлено именно в городе Калининграде - по месту его фактического жительства с учетом ее интересов как супруги площадью не менее 72 кв.м.
Присутствующая в судебном заседании представитель <адрес> и Министерства социальной политики и труда <адрес> Антонова М.А., действующая на основании доверенностей от Д.М.Г и Д.М.Г, с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что правовые основания к удовлетворению иска отсутствуют. Пояснила, что Антонова М.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в г <адрес>, о чем суду представлено учетное дело. Согласно ст.52 ЖК РФ принятие таких граждан на учет и предоставление им жилья осуществляется органами местного самоуправления. Считала, что Министерство соц.политики в этой ситуации является ненадлежащим истцом, поскольку в его компетенцию не входит обеспечение жильем. Обеспечение же жильем ветеранов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от Д.М.Г производится согласно ФЗ «О ветеранах» путем предоставления субсидии на эти цели, от получения которой истец отказывается. Размер субсидии исчисляется из расчета общей площади жилого помещения 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м на 1 человека. Позиция истца о том, что субсидия должна быть исчислена и на его супругу, не основана на законе.
Представитель Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать в его отсутствие.
В ранее данных суду пояснениях представитель Управления учета и найма жилья администрации ГО «Город Калининград» Антонова М.А., действующая на основании доверенности от Д.М.Г, пояснила, что истец Антонова М.А. состоит в очереди на получение жилья в <адрес>. Ни он, ни его супруга на учете нуждающихся в жилых помещениях по <адрес> не значатся, в связи с чем законных оснований для предоставления им жилых помещений в <адрес> не имеется. Дополнительно сообщила, что в <адрес> по <адрес> в <адрес> все квартиры распределены ветеранам ВОВ и членам их семей.
Выслушав явившиеся стороны и их представителей, приняв во внимание ранее данные сторонами пояснения, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец Антонова М.А. является участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах», о чем ему выдано удостоверение Д.М.Г.
В заявленном иске Антонова М.А. просит обязать <адрес> предоставить ему на состав семьи 2 человека ( он и супруга) жилое помещение на территории <адрес> исходя из нормы жилой площади 36 кв.м на одного человека, а всего в размере 72 кв.м.
Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Как установлено судом и следует из материалов учетного дела, Антонова М.А. как нуждающийся жилье вместе с супругой Антонова М.А. ( всего составом семьи 2 человека) состоит в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на получение жилья по договору социального найма в МО «Черняховский городской округ» с Д.М.Г как участник Великой Отечественной войны.
С 2006 года истец с супругой проживают <адрес> в «Доме ветеранов», с ними заключен договор безвозмездного пользования квартирой специализированного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона № 5-ФЗ от Д.М.Г «О ветеранах» ( с последующими изменениями и дополнениями) являются, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Д.М.Г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).
В соответствии со ст.23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 этого Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Д.М.Г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ)
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, таких категорий граждан (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ), как инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны.
Постановлением <адрес> от Д.М.Г N 762 «О порядке предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем на территории <адрес> за счет средств федерального бюджета» предусмотрено, что право на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком имеют граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и вставшие на учет до Д.М.Г в органах местного самоуправления, в частности, граждане, меры социальной поддержки которым установлены статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ( п.5 Порядка).
Из приведенных выше требований закона следует, что возможность обеспечения жильем истца, бесспорно нуждающегося в улучшении жилищных условий, может быть обеспечена по месту его постановки на учет в порядке нуждаемости.
Антонова М.А. не оспаривается, что он встал на такой учет в <адрес> в связи с проживанием там, до настоящего времени с очереди не снялся и продолжает состоять в ней.
При такой ситуации, учитывая, что в городском округе «Город Калининград» истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, что подтверждено письмом Управления учета и найма жилья от Д.М.Г, предусмотренных законом оснований для возложения на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению ему жилья в <адрес> не имеется.
Позиция Антонова М.А. и 3-го лица Антонова М.А. об обратном, со ссылками на то, что <адрес> в порядке реализации положений ФЗ «О ветеранах» наделено правом предоставления такого жилья в любом из муниципальных образований <адрес> как субъекта РФ, в том числе и в <адрес>, не основана на законе. Такими полномочиями <адрес> не наделено.
То обстоятельство, что в настоящее время супруги Антонова М.А. проживают в <адрес> в «Доме ветеранов», состоя при этом на учете нуждающихся в <адрес>, не является основанием для предоставления им жилья в <адрес>.
Право истца на получение жилья на территории МО «Черняховский городской округ» не оспаривается и не утрачено им - он вправе получить там жилое помещение в порядке нуждаемости в жилье.
По этим же основаниям не может быть признана обоснованной позиция истца о том, что ему может быть предоставлена одна их квартир в домах №, № по <адрес> в <адрес>, построенных специально для ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Квартиры в указанных жилых домах на основании акта приема - передачи от Д.М.Г были переданы Агентством по имуществу <адрес> в муниципальную собственность ГО «Город Калининград» и в последующем распределены ветеранам и участникам ВОВ и членам их семей, состоящих на учете в жилых помещениях муниципального образования <адрес>.
Что же касается позиции истца Антонова М.А. и 3-го лица Антонова М.А. со ссылками на Указ Президента РФ № от Д.М.Г, то данным Указом Президента РФ установлено считать завершенным обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от Д.М.Г N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30).
Положениями данного Указа Президента РФ предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на данную социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах» путем предоставления им субсидии на эти цели из федерального бюджета, о чем подробно указано выше.
Размер субсидии определяется из расчета общей площади жилого помещения 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации и в настоящее время составляет 1 137 600 руб.
С учетом положений ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» право на получение данного вида социальной поддержки имеет только Антонова М.А., в связи с чем размер причитающейся ему субсидии исчисляется исходя из размера 36 кв.м. Позиция 3-го лица Антонова М.А. о том, что при исчислении размера субсидии должны быть учтены и ее интересы и субсидия рассчитана на 2-х человек, не основана на приведенных выше требованиях закон.
Кроме того, суд полагает возможным согласиться с позицией представителя Министерства социальной политики и труда <адрес> о том, что Министерство не может быть признано надлежащим ответчиком по заявленному иску. В соответствии с требованиями ст.52 ЖК РФ предоставление жилья нуждающимся гражданам осуществляется органами местного самоуправления, к коим Министерство социальной политики и труда <адрес> не относится. Полномочиями по предоставлению жилья названный орган не наделен. Более того, фактически указав Министерство в качестве ответчика, истец Антонова М.А. каких - либо требований к нему не предъявил.
При таком положении, предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленного Антонова М.А. иска не имеется, в связи с чем он подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197,199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Антонова М.А. к Министерству социальной политики и труда <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Октябрьского района г. Калининграда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2010 года.
Судья Шевченко С.В.