Дело № 2-470/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2010 года г. Калининград
Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.В.,
при секретаре Байдуковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Несветайло З.И., Несветайло З.И. к администрации городского округа «Город Калининград» о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Несветайло З.И., Несветайло З.И. обратились в суд с указанным выше иском, ссылаясь в обоснование на то, что Д.М.Г умер их отец - Несветайло З.И. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от Д.М.Г за Несветайло З.И. было признано право собственности на 52/900 доли квартиры по адресу: <адрес>, квартирной площадью 121, 0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершей Д.М.Г. После его смерти открылось наследство, состоящее из 52/900 доли указанной квартиры. Они являются наследниками первой очереди наследодателя Несветайло З.И., так как являются его родными детьми. Но получить свидетельства о праве на наследство они не могут, так как отец после решения суда от Д.М.Г не успел зарегистрировать свое право собственности в связи со смертью, но при жизни фактически пользовался данной долей, выразил свою волю на получение в свою собственность 52/900 доли в вышеуказанной квартире. Просят признать за каждым право собственности на 52/450 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 121,0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершего Д.М.Г.
В ходе судебного разбирательства истцы уточнили заявленные исковые требования, дополнительно указав, что они фактически приняли наследство, оставшееся после смерти их отца Несветайло З.И., состоящее из 52/300 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, которую он получил в результате приватизации данной квартиры по договору приватизации от Д.М.Г и право собственности на которую он при жизни зарегистрировал в установленном законом порядке. Данное наследство они фактически приняли, так как первые шесть месяцев после смерти наследодателя Несветайло З.И. с июля 2009 года по февраль 2010 г. вступили во владение и управление данным имуществом, приняли меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвели за свой счет расходы по содержанию данного наследственного имущества. Доказательствами их фактического принятия данного наследства являются копии счетов - квитанций об оплате платежей за квартиру. Считают, что в целом необходимо признать за ними право собственности на 52/600 доли (52/300х2=52/300) в данной квартире по 52/300 доли за каждым (52/600:2=52/300). Просят за каждым из них признать право собственности на 52/300 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 121, 0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершего Д.М.Г.
Истец Несветайло З.И., действующий также как представитель истца Несветайло З.И. на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям, дал аналогичные изложенным в исковом заявлении объяснения, дополнительно указал, что по соглашению с истцом Несветайло З.И. он оплачивает все расходы по содержанию доли жилого помещения, принадлежавшей наследодателю, за свои собственные средства и в интересах Несветайло З.И., а последняя затем возмещает ему эти расходы.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.
Исследовав все доказательства по делу в совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Несветайло З.И., Д.М.Г года рождения, умер Д.М.Г, что подтверждается свидетельством о смерти серии № №, выданным Д.М.Г специальным отделом ЗАГС управления ЗАГС администрации городского округа «Город Калининград».
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от Д.М.Г за Несветайло З.И., Несветайло З.И., Несветайло З.И. признано право собственности на 52/900 доли квартиры по адресу: <адрес>, квартирной площадью 121,0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., за каждым в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершей Д.М.Г.
Судом установлено, что Несветайло З.И. на праве собственности также принадлежала 52/300 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от Д.М.Г.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Вместе с тем, как установлено судом, Несветайло З.И. возникшее у него на основании указанного выше решения суда право на 52/900 доли квартиры в регистрирующем органе не зарегистрировал, что подтверждается поступившим в суд сообщением УФРС по <адрес> от Д.М.Г
В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
В связи с изложенным, указанное имущество в виде 52/900 доли в праве на <адрес> <адрес> в <адрес> подлежит включению в наследственную массу после смерти Несветайло З.И. в соответствии со ст. 1112 ГК РФ.
То обстоятельство, что регистрация права собственности Несветайло З.И. произведена не была, не является, с учетом указанных выше требований закона, основанием для отказа в удовлетворении иска, и не может рассматриваться как основание для исключения доли спорной квартиры из состава наследственного имущества.
Таким образом, после смерти Несветайло З.И. открылось наследство в виде 52/225 доли (52/900 + 52/300 = 208/900 или 52/225) квартиры по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствие со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствие со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родителя наследодателя.
Согласно представленным материалам судом установлено, что истцы Несветайло З.И. и Несветайло З.И. являются детьми умершего Несветайло З.И., что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств об их рождении и свидетельства о заключении брака Несветайло З.И. и справки о расторжении брака, после чего ей присвоена фамилия Несветайло З.И., тем самым на основании приведенных выше норм материального права истцы являются наследниками первой очереди.
Как видно из сообщения нотариуса КГНО Несветайло З.И. наследственное дело к имуществу умершего Д.М.Г не заводилось.
Таким образом, сведений о других наследниках первой очереди материалы дела не содержат, и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Из смысла положений ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ следует, что наследник может принять наследство, фактически вступив во владение наследственным имуществом, если он стал владеть таким имуществом, распорядился им. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Представленные истцами квитанции на имя Несветайло З.И., подтверждают оплату за август 2009 года - январь 2010 года, то есть после смерти Несветайло З.И., расходов за содержание <адрес> <адрес> в <адрес>, в том числе и доли, принадлежавшей наследодателю. При этом из объяснений истца Несветайло З.И. следует, что такие действия совершены им также по поручению Несветайло З.И., проживающей в другом государстве.
Указанные выше фактические данные позволяют суду сделать вывод о том, истцы совершили определенные действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, оставшегося после смерти их отца.
Принимая во внимание совокупность изложенных выше фактических обстоятельств дела, учитывая приведенные нормы материального права, суд находит исковые требования о признании за каждым из истцов права собственности на долю квартиры в порядке наследования законными и обоснованными.
В то же время, представленный истцами расчет доли квартиры, в отношении которой каждым из них заявлены исковые требования, является ошибочным, поскольку основан на неверном математическом исчислении.
Учитывая, что наследственное имущество представляет собой, как указано выше, 52/225 доли квартиры по адресу: <адрес>, то истцы в равных долях приняли данное имущество, то есть за каждым из них следует признать право собственности на 52/450 доли квартиры (52/225:2 = 52/450) в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И.
При этом правовых оснований настоящим решением установить долю каждого истца с учетом принадлежащих им иных прав долевой собственности на указанную квартиру не имеется, поскольку каждый правоустанавливающий документ, к числу которых относится и судебное решение от Д.М.Г, является самостоятельным основанием для внесения записи о праве собственности в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Несветайло З.И., Несветайло З.И. удовлетворить частично.
Признать за Несветайло З.И. право собственности на 52/450 доли квартиры по адресу: <адрес>, квартирной площадью 121,0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершего Д.М.Г.
Признать за Несветайло З.И. право собственности на 52/450 доли квартиры по адресу: <адрес>, квартирной площадью 121,0 кв.м., жилой площадью 74,4 кв.м., в порядке наследования по закону после смерти Несветайло З.И., умершего Д.М.Г.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись
Мотивированное решение суда составлено 29 марта 2010 года.