Дело № 2-780/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2010 года
Октябрьский районный суд г. Калининграда
в составе:
председательствующего судьи Теплинской Т.В.
при секретаре Прилоус Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградской областной таможни к Кожевникова И.Ю. о взыскании неуплаченных таможенных платежей и пени
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит взыскать с Кожевникова И.Ю. сумму недоплаченных таможенных платежей за ввезенный мотоцикл <данные изъяты> в размере 92 229,96 рублей, а также пени за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в сумме 11 840,79 рублей. В иске указали, что ими проведен таможенный контроль после выпуска товара в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товара по таможенному приходному ордеру №. Предметом проверки являлась правомерность применения единой ставки таможенных платежей в размере 30 % таможенной стоимости в отношении данного мотоцикла. Д.М.Г на таможенный пост МАПП Мамоново Калининградской областной таможни при следовании из Германии в Россию, в качестве водителя на мотоцикле <данные изъяты> Кожевникова И.Ю., действующий на основании доверенности от имени Кожевникова И.Ю., для таможенного оформления и таможенного контроля мотоцикла представил пассажирскую таможенную декларацию, где в графе 4.2 «Сведения о транспортном средстве» указан мотоцикл марки <данные изъяты>, 2006 года выпуска, объем двигателя 1157 куб. см. Д.М.Г собственником мотоцикла Кожевникова И.Ю. были предоставлены все документы, необходимые для осуществления таможенного оформления мотоцикла. Исходя из представленных документов, таможенный орган пришел к выводу о том, что мотоцикл ввозится для личного пользования ответчика. Порядок перемещения товаров через таможенную границу для личного пользования включает в себя освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа. В соответствии с п. 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г №, при таможенном оформлении мотоцикла была применена единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов стоимости указанного мотоцикла. Таможенное оформление мотоцикла было завершено выдачей паспорта транспортного средства собственнику мотоцикла - ответчику. Однако, применение ставки в размере 30 процентов от таможенной стоимости является неправомерным. Мотоциклы, квадроциклы и другая мототехника на их основе (транспортные средства категории «А»), не относятся к автотранспортным средствам, а следовательно, не относятся к понятию «транспортное средство», используемое для целей применения гл.23 ТК РФ. Следовательно, мотоцикл не является автотранспортным средством, на которое распространяется действие нормы абз. 3 и 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного указанным Постановлением Правительства. В соответствии с требованиями подп. «г» п.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г №, в отношении данного товара, ввезенного в адрес физического лица. Не следующего через таможенную границу РФ, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Указанный товар должен облагаться совокупным таможенным платежом. В соответствии с актом Калининградской областной таможни проверки документов и сведений № у ответчика образовалась задолженность перед федеральным бюджетом в размере 229,96 рублей. Д.М.Г в адрес ответчика было направлено требование об уплате таможенных платежей №, согласно которому надлежало не позднее Д.М.Г погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 92 229,96 рублей и пени (по Д.М.Г) в сумме 11 840,79 рублей. До настоящего времени требование не исполнено.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили требования в части взыскиваемой пени и просят взыскать с ответчика неуплаченные таможенные платежи в сумме 92 229,96 рублей и пени в размере 19 858,65 рублей, а всего 112 088,61 рублей.
В судебном заседании представители истца Кожевникова И.Ю. и Кожевникова И.Ю., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные исковые требования по изложенным выше основаниям, просили иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Кожевникова И.Ю. и его представитель Кожевникова И.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали и суду пояснили, что мотоцикл является транспортным средством, а не товаром и ставка в размере 30 % была применена правомерно. Таможенный орган самовольно определил понятие автотранспортное средство, исключив мотоциклы из категории транспортных средств. Более того, основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки, который и был использован в данном случае, однако таможенный орган в нарушение ст.323 ТК РФ решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости не вынес и самостоятельно определил таможенную стоимость спорного мотоцикла. Более того, таможенный контроль, осуществленный в отношении ответчика, превышает объем полномочий таможенного органа, установленных ст.361 и 367 ТК РФ. Таким образом, акт проверки документов и требование об уплате таможенных платежей являются недействительными. Просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Д.М.Г на МАПП Мамоново Калининградской областной таможни при следовании из Германии в Россию, в качестве водителя на купленном мотоцикле марки <данные изъяты>, Кожевникова И.Ю., действующий по доверенности №-№ от Д.М.Г, для таможенного оформления и таможенного контроля мотоцикла представил в ОСТП пассажирскую таможенную декларацию, где в графе 4.2 «Сведения о транспортном средстве» указан данный мотоцикл марки <данные изъяты>, объем двигателя 1 157 куб. см.
Д.М.Г собственником указанного мотоцикла Кожевникова И.Ю. были представлены все документы, необходимые для осуществления таможенного оформления мотоцикла.
Письменными материалами дела подтверждается, что Д.М.Г Калининградской областной таможней, в соответствии с требованиями статей 361 и 367 ТК РФ, проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товара по таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) №/№.
В ходе указанной проверки установлено, что Д.М.Г должностными лицами таможенного поста МАПП Мамоново Калининградской областной таможни был оформлен представленный Кожевникова И.Ю. к таможенному оформлению мотоцикл марки <данные изъяты>, 2006 года выпуска, объем двигателя 1 157 куб. см., мощность двигателя - 123, 00 КВТ (167 л.с.).
Исходя из представленных документов, таможенный орган пришел к выводу о том, что мотоцикл ввозится для личного пользования ответчика. Порядок перемещения товаров через таможенную границу для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа.
В соответствии с п. 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г №, при таможенном оформлении мотоцикла была применена единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов стоимости указанного мотоцикла, что составило 141 432,12 рублей. Данная сумма таможенных платежей была оплачена ответчиком.
После выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (ст. 361 ТК РФ).
В соответствии с актом Калининградской областной таможни проверки документов и сведений у ответчика образовалась задолженность по состоянию на Д.М.Г в размере 18241 рубль 31 копейка.
Д.М.Г в адрес ответчика таможенным органом направлено требование об уплате таможенных платежей №, согласно которому ему надлежало не позднее Д.М.Г погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 92 229,96 рублей и пени (по Д.М.Г) в сумме 11840,79 рублей. Данное требование было получено ответчиком, что подтверждается уведомлением, а также не оспаривалось в судебном заседании ответчиком.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от Д.М.Г требования Кожевникова И.Ю. о признании незаконным вышеуказанного требования оставлены без удовлетворения.
Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации регулируется главой 23 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).
На основании ч.3 ст. 282 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.
На основании ст.281 ТК РФ предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Товары перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 ТК РФ, а в части, не урегулированной указанной главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ.
В примечании к ст.282 ТК РФ указано, что для целей применения гл.23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.
Положениями подпункта 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз.40 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от Д.М.Г №, п.1 Госстандарта РФ ГОСТ Р <данные изъяты> «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта России от Д.М.Г № определяется, что автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге) людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры и другая колесная техника; на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем).
Также в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России №, Минпромэнерго России №, Минэкономразвития России № от Д.М.Г, приведены категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, где к категории «А» отнесены мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что мотоциклы, являясь мототранспортным средством, не относятся к понятию «транспортное средство», используемому для целей применения гл.23 ТК РФ и не могут являться автотранспортным средством, на которое распространяется действие нормы абз 3 и 5 Положения о применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства от Д.М.Г №.
Таким образом, в отношении данного товара (мотоцикл) применяется совокупный таможенный платеж.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.319 Таможенного кодекса Российской Федерации, при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы.
Статьей 110 Таможенного кодекса РФ предусмотрена уплата таможенных платежей, в частности таможенной пошлины, при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) ни должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.360 Таможенного Кодекса РФ товары и (или) транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при прибытии их на таможенную территорию РФ и до момента выпуска для свободного обращения.
В силу ст.361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренной главой 35 настоящего Кодекса (ч.1); проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, доводы представителя ответчика о превышении полномочий таможенным органом при осуществлении Д.М.Г таможенного контроля в форме проверки документов и сведений, представленных при таможенном оформлении.
Расчет ввозной пошлины, акциза и НДС произведен таможенным органом исходя из определенной им таможенной стоимости. Указанный расчет произведен правильно, в соответствии с требованиями закона и сомнений у суда не вызывает.
Таможенная стоимость мотоцикла была определена таможенным органом на основании ч.3 ст.288 ТК РФ, согласно которой таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость на основании имевшейся в его распоряжении информации, в том числе на основании имевшегося на таможенном посту на день оформления мотоцикла каталога «<данные изъяты>».
Кроме того, определенная таможенным органом таможенная стоимость мотоцикла была доведена до сведения Кожевникова И.Ю. при прохождении им таможенного оформления и в установленный ст.48 ТК РФ трехмесячный срок им не оспаривалась.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании таможенных платежей подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 349 ТК РФ, при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки, за каждый день просрочки, начиная со дня следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин по день исполнения обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Пеня - одно из средств обеспечения исполнения обязательств как гражданско-правовых, так и налоговых. Ее назначение - стимулировать своевременное исполнение обязательства, в частности, уплату налога (таможенного платежа), а также побуждать к минимальной просрочке уплаты налога.
Указанные отношения по уплате пени являются сходными между собой, поэтому к отношениям по уплате пени за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) может применяться по аналогии права статья 333 ГК РФ.
Начисление пени и ее взыскание не должны влечь непомерных расходов налогоплательщика по ее уплате, а налоговое и таможенное законодательство не преследует таких целей.
Поэтому взыскание пени требует учета фактической способности гражданина к ее уплате в полном размере начисленной суммы и не должно влечь лишения гражданина-налогоплательщика гарантий, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, в частности того, что таможенный орган не был лишен возможности выявить факт неправомерного применения ставки в размере 30% от таможенной стоимости мотоцикла значительно раньше даты обращения в суд с настоящим иском, суд считает возможным снизить размер пени до 5 000 руб.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининградской областной таможни удовлетворить частично.
Взыскать с Кожевникова И.Ю. в доход федерального бюджета неуплаченные таможенные платежи в размере 92 229,96 рублей, пени в размере 5000 рублей, а всего 97 229,96 (девяносто семь тысяч двести двадцать девять) рублей 96 копеек.
В оставшейся части исковые требования Калининградской областной таможни оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2010 года.
Судья: