Дело № 2-753/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 мая 2010 года г. Калининград
Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.В.
при секретаре Байдуковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жураковской В.А. к Губернатору Калининградской области Боосу Г.В., Правительству Калининградской области о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Жураковской В.А. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями к ответчику Губернатору Калининградской области Боосу Г.В., ссылаясь в обоснование на те обстоятельства, что она 30 лет прожила и проработала в <адрес> <адрес>, в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. В октябре 1997 года была поставлена на учет администрацией муниципального образования <адрес> в качестве гражданина, желающего выехать из района, приравненного к районам Крайнего Севера и получить для этого жилищный сертификат в соответствии с действующим законодательством РФ. В июне 2005 года, не получив сертификат, она сдала свою квартиру муниципалитету <адрес>, как того требует федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-Ф «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», выехала в Калининградскую область. Д.М.Г она подала заявление в администрацию <адрес> о постановке ее на учет как гражданина, выехавшего из района, приравненного к районам Крайнего Севера, при постановке ее на учет она заявила, что право на получение жилищного сертификата у нее возникло Д.М.Г, то есть с момента регистрации ее в <адрес> края в качестве гражданина, желающего выехать из района, приравненного к районам Крайнего Севера и имеющего право на получение жилищного сертификата. Однако ей отказали в удовлетворении ее заявления, сославшись на п. «б» ст. 21 Постановления Правительства РФ от Д.М.Г №, согласно которому граждане снимаются с учета, если выезжают в другую местность на постоянное место жительство. Полагает, что применить данный пункт Постановления № по отношению к ней имеет право администрация <адрес>, откуда она выехала, но не Правительство Калининградской области. Считает, что право на получение жилищного сертификата зафиксировано Д.М.Г с момента подачи первоначального заявления, от этого права она не отказалась. Абц. 2 ст. 20 Постановления № может быть применен к ней лишь в случае, если она вернется в район Крайнего Севера и вновь обратиться с заявлением о постановке ее на учет для получения жилищного сертификата. Также указывает, что в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (приложение №) предусмотрен раздел «год обращения за социальной выплатой для приобретения жилья», то, что администрация <адрес> сняла ее с учета, не меняет ее даты первоначального заявления и не отменяет даты возникновения у нее права на получение жилищного сертификата (социальной выплаты на приобретение жилья), поскольку Правительство РФ не выполнило свои обязательства перед ней, не выдав ей жилищный сертификат. Кроме того, отмечает, что для всех категорий граждан - участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (кроме выехавших из районов Крайнего Севера) формируются сводные списки, а для граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для получения жилья (жилищных сертификатов) - единые списки (п. «в» абз. 3 Постановления Правительства РФ от Д.М.Г № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; п. 22 Постановления №). Считает, что должностные лица в Калининградской области, которые назначены для обеспечения реализации программы «Жилище» на 2002-2010 годы» игнорируют требования Постановления № от Д.М.Г и Постановления № от Д.М.Г в части соблюдения законности составления списков и своевременного их направления в Министерство регионального развития РФ. Указывает, что не обеспечен свободный доступ к спискам граждан, состоящим на учете как выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, списки не размещены в доступных местах, чем нарушены ст. 25 Постановления №, ст. 6 Постановления №. Списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья составляются в полном противоречии требованиям Постановления №. Учетные дела граждан, проживающих в Калининградской области и включенных в списки выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения социальных выплат на получение жилья не проверяются должностным лицом, ответственным за соответствие этих списков законодательству РФ перед отправлением указанных списков в Министерство регионального развития РФ.
Просила обязать Губернатора Калининградской области Бооса Г.В. создать комиссию по проверке учетных дел граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области и состоящих на учете для получения социальной выплаты для приобретения жилья, на предмет их соответствия Постановлению №, включить ее (истца) в эту комиссию в соответствии со ст. 4 Постановления №, а также любого желающего, состоящего на учете для получения социальной выплаты. Составить единые списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в полном соответствии с требованиями Приложений № № Постановления Правительства РФ №. В Приложении № в столбце 10 «Год обращения за социальной выплатой для приобретения жилья» в строке «Жураковской В.А.» указать Д.М.Г, пересмотрев на основании этой даты ее порядковый номер очереди в указанном списке.
Судом с учетом мнения истицы к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Калининградской области, также к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования «Багратионовский муниципальный район», Министерство ЖКХ и строительства Калининградской области.
Определением суда от Д.М.Г производство по делу в части исковых требований об обязании создать комиссию по проверке учетных дел граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области и состоящих на учете для получения социальной выплаты для приобретения жилья, на предмет их соответствия Постановлению №, включить истца в эту комиссию в соответствии со ст. 4 Постановления №, а также любого желающего, состоящего на учете для получения социальной выплаты, прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
В судебном заседании истица Жураковской В.А. поддержала заявленные исковые требования по указанным выше основаниям, дала аналогичные изложенным в исковом заявлении объяснения. Также пояснила, что нарушение установленной формы списка согласно Приложению №, утвержденного Постановлением №, исключает участие Калининградской области в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с чем не поступает необходимое количество жилищных сертификатов. Дополнительно указала, что учетные дела отдельных граждан, состоящих в списке впереди нее, не содержат всех необходимых документов, поэтому указанные лица незаконно включены в списки, полагает, что среди инвалидов, стоящих в очереди, инвалидность возникла не во время работы на Севере, а является следствием общего заболевания, чем нарушены ее законные права при формировании списков. Кроме того, считает, что отдельные граждане незаконно получили жилищные сертификаты. Настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истицы - Жураковской В.А., действующий по устному ходатайству, в судебном заседании поддержал правовую позицию истицы, привел в обоснование требований аналогичные указанным истицей доводы. Также пояснил, что списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области и имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, составляются в противоречии требованиям Постановления №, поскольку изменена форма списков, они подписываются неуполномоченным лицом, а также неправильно определяется дата обращения за социальной выплатой.
Представитель ответчика Правительства Калининградской области - Жураковской В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что требования истицы об изменении ее порядкового номера очереди согласно дате Д.М.Г не основаны на законе, права и законные интересы истицы не нарушаются незначительным отступлением от утвержденной формы Приложения № Постановления Правительства РФ №, иные приведенные истицей в обоснование иска доводы являются необоснованными, в связи с чем просит отказать в иске в полном объеме.
Ответчик Губернатор Калининградской области Боос Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства ЖКХ и строительства Калининградской области - Жураковской В.А., действующий на основании доверенности, полагал заявленные исковые требования незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Багратиновский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов и подтверждено объяснениями сторон в судебном заседании, Жураковской В.А. вместе со своим супругом Жураковской В.А. прибыла из <адрес> в Муниципальное образование «Багратионовский городской округ».
Имеющаяся в материалах дела справка администрации Дальнегорского городского округа <адрес> №-ЖКХ от Д.М.Г удостоверяет, что Жураковской В.А., состав семьи 2 чел., включена Д.М.Г в список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий на строительство или приобретение жилья.
Из представленных суду материалов учетного дела Жураковской В.А. следует, что Д.М.Г истицей на имя руководителя органа исполнительной власти Калининградской области Бооса Г.В. подано заявление (Приложение № к Положению о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), в соответствии с которым она просит включить ее в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Калининграде, Калининградской области.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее Д.М.Г, установлен Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнева Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002 г.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации указанного Федерального закона Постановлением Правительства РФ № от Д.М.Г утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Так, в соответствии с п. 8 указанного Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Д.М.Г, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Согласно п. 26 данного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от Д.М.Г, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Д.М.Г, ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по форме согласно приложению №.
Судом установлено, что Жураковской В.А. состоит в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Д.М.Г, имеющих право на получение социальных выплат по Калининградской области, утвержденном Д.М.Г и.о. министра ЖКХ и строительства Калининградской области Жураковской В.А., под № согласно дате обращения за социальной выплатой для приобретения жилья - Д.М.Г
В то же время, как видно из содержания выписки из протокола № заседания комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по муниципальному образованию «Багратионовский муниципальный район» от Д.М.Г, при проверке учетного дела Жураковской В.А. в Правительстве Калининградской области было обращено внимание на то, что первое обращение в администрацию муниципального образования Жураковской В.А. - Д.М.Г, заявление было сделано не по форме, утвержденной Правительством РФ. Повторное обращение - Д.М.Г В связи с этим Д.М.Г комиссия решила, с учетом последующих изменений в редакцию данного решения, внесенных на основании решения комиссии от Д.М.Г, изменить дату постановки на учет Жураковской В.А., имеющей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с Д.М.Г на Д.М.Г
Так, уже согласно списку граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Д.М.Г, имеющих право на получение социальных выплат по Калининградской области, утвержденному Д.М.Г министром ЖКХ и строительства Калининградской области Жураковской В.А., то есть с учетом указанных выше решений комиссии, Жураковской В.А. состоит под № согласно дате обращения за социальной выплатой для приобретения жилья - Д.М.Г
Оспаривая свой порядковый номер в данном списке (Приложение № к Постановлению Правительства РФ № от Д.М.Г) со ссылкой на несогласие с указанной в графе 10 датой обращения за социальной выплатой для приобретения жилья, истица указывает, что в списке должна быть указана дата ее первоначального заявления, поданного ею в администрацию <адрес>, то есть Д.М.Г
Между тем, с такой правовой позицией суд не может согласиться в силу следующего.
Согласно п. 2 указанного выше Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г №, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Подп. «б» п. 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае, выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от Д.М.Г «Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распределение средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, производится по субъектам Российской Федерации, в которых состоят на учете граждане, имеющие право на социальные выплаты для приобретения жилья, в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от Д.М.Г г. №.
Тем самым, вопреки доводам истицы, правовых оснований сохранения даты регистрации очереди за гражданином, зарегистрированного в соответствии с Положением, в случае его переезда из одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации, не имеется.
Исходя из приведенных выше требований Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Д.М.Г №, суд находит обоснованным указание даты обращения Жураковской В.А. за социальной выплатой для приобретения жилья (графа 10) согласно ее заявлению, поданному руководителю исполнительного органа Калининградской области Д.М.Г, в связи с чем находит исковые требования в указанной части не подлежащими удовлетворению.
Что же касается остальной части иска, то в обоснование требований о понуждении составить единые списки граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающих в Калининградской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в полном соответствии с требованиями приложений № Постановления Правительства РФ №, истец не представила фактических данных о несоответствии составленных списков требованиям указанных приложений и нарушении вследствие этого ее прав и законных интересов.
Давая оценку доводам истицы о несоответствии составленного списка приложению № Постановления Правительства РФ № со ссылкой на то, что данный список не подписан Губернатором Калининградской области, а также то, что введена дополнительная графа 11 «Наименование муниципального образования», в графе 10 вместо «год обращения за социальной выплатой для приобретения жилья» указано «дата обращения за социальной выплатой для приобретения жилья», то суд принимает во внимание следующее.
Согласно установленной форме приложение № к Постановлению Правительства РФ № от Д.М.Г (список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее Д.М.Г, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья) подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно Закону Калининградской области от 29.09.2005 г. № 651 «О губернаторе Калининградской области», указанное высшее должностное лицо Калининградской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Калининградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области «О Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области» от Д.М.Г №, указанное Министерство также является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, при этом в силу п. 12 указанного Постановления обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию на территории Калининградской области Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том числе реализацию подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы.
Таким образом, доводы стороны истицы о том, что указанный выше список (приложение №) должен подписывать именно руководитель высшего органа исполнительной власти (Губернатор Калининградской области), а не министр ЖКХ и строительства Калининградской области, являются необоснованными.
Кроме того, суд находит, что приведенные стороной истицы иные доводы об изменении наименования графы 10, введении дополнительной графы 11, не могут служить основаниями для удовлетворения исковых требований, поскольку такие изменения сами по себе не нарушают права истицы на получение социальной выплаты для приобретения жилья либо иные ее права и законные интересы. Утверждения о том, что в связи с допущенными изменениями установленной законом формы приложения № списки, направленные в соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от Д.М.Г №, не принимаются в Министерстве регионального развития РФ и поэтому не выделяется необходимое количество жилищных сертификатов, являются голословными, не подтвержденными никакими фактическими данными.
Не свидетельствует об этом и ссылки представителя истицы в судебном заседании об увеличении количества выделенных жилищных сертификатов в других субъектах Российской Федерации, поскольку Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 N 433 утверждена конкретная методика распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по которой при расчетах используются различные параметры.
В связи с этим направление Д.М.Г в ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» списка по форме приложения №, утвержденного Д.М.Г и.о. министра ЖКХ и строительства Калининградской области, в котором порядковый номер Жураковской В.А. указан согласно дате обращения за социальной выплатой для приобретения жилья Д.М.Г, вместо Д.М.Г, как было исправлено впоследствии, само по себе не дает основание считать, что нарушены права и законные интересы Жураковской В.А. на своевременное получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, поскольку общее количество граждан указанной категории (граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по Калининградской области), которое и принимается во внимание при расчете методики, не изменилось (81 чел.)
Ссылки истицы о незаконности постановки на учет и регистрации отдельных граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и соответственно незаконности их включения в списки, а также незаконности получения отдельными гражданами жилищных сертификатов, исходя из оснований и предмета заявленных исковых требований не имеют правового значения, суд в соответствии со ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Жураковской В.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Жураковской В.А. к Губернатору Калининградской области Боосу Г.В., Правительству Калининградской области о понуждении к действию - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья: подпись
Мотивированное решение составлено 19 мая 2010 года.