об отмене приказов об установлении размера надбавки за особые условия оплаты труда, возложении обязанности не нарушать трудовое законодательство, коллективный договор при выплате заработной платы



Дело № 2-1643/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2010 г. г.Калининград

Октябрьский районный суд г.Калининграда в составе: председательствующего судьи Гарматовской Ю.В., при секретаре Мещеряковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания к ГУ «2-й отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» об отмене приказов об установлении размера надбавки за особые условия оплаты труда, возложении обязанности не нарушать трудовое законодательство, коллективный договор при выплате заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная общественная профсоюзная организация работников госучреждений и общественного обслуживания обратилась в суд с иском к ГУ «2-й отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области», в котором оспаривала приказ начальника данного учреждения от Д.М.Г №** об установлении надбавки за особые условия труда на июль 2010 года. В обоснование иска указала, что коллективным договором работникам отряда надбавка за особые условия труда установлена в размере 50 % от должностного оклада. Однако в нарушение указанных условий коллективного договора, ст. ст. 8,21,22,27,53,135,372 ТК РФ, Регионального соглашения по ГУ МЧС по Калининградской области, приказа МЧС России от Д.М.Г №** (приложение №**), Отраслевого соглашения между Министерством РФ по делам гражданской обороны и ликвидации стихийных бедствий и профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ на 2010-2012 годы, в оспариваемом приказе начальником ГУ «2-й отряд ФПС по Калининградской области» работникам установлена надбавка за особые условия труда менее 50 % оклада, и при получении заработка за июль 2010 года работники получили указанную надбавку в меньшем размере.

Впоследствии истец дополнил требования и просил признать недействующим по аналогичным основаниям также приказ начальника ГУ «2-й отряд ФПС по Калининградской области» от Д.М.Г №** которым установлена надбавка за особые условия труда работника при выплате заработной платы за август 2010 года.

Кроме того истец просил признать также недействующим приказ начальника ГУ «2-й отряд ФПС по Калининградской области» от Д.М.Г №**, которым установлен размер надбавки за особые условия труда отличный от предусмотренного коллективным договором - до 50 % от оклада, для всех работников отряда с Д.М.Г. Истец полагал, что данный приказ противоречит положениям ТК РФ и перечисленным локальным нормативным актам. Указал, что оспариваемые приказы нарушают права и свободы работников при участии в управлении организацией, предоставленные Трудовым Кодексом РФ.

Кроме прочего истец просил обязать начальника и должностных лиц ответчика не нарушать трудовое законодательство и выплачивать заработную плату в соответствии с положениями ТК РФ, коллективного договора.

В судебном заседании представитель Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания Коваленко В.Н. исковые требования подержал, указав, что надбавка за особые условия труда должна составлять 50% от оклада, поскольку это предусмотрено коллективным договором. Ответчик же в одностороннем порядке, в нарушение закона и локальных нормативных актов изменил ее размер, вмешавшись таким образом, без учета мнения профсоюзного органа, в условия оплаты труда работников.

Представитель Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания Коваленко В.Н. поддержал доводы искового заявления и представителя истца Коваленко В.Н. Дополнил, что надбавка не может быть уменьшена по отношению к установленной коллективным договором, так как это ухудшает положение работников. При этом пояснил, что ответчик имеет достаточно денежных средств в фонде оплаты труда для выплаты указанного размера надбавки.

Представитель ответчика - ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» по доверенности Коваленко В.Н. с иском не согласился, указав, что размер надбавки за особые условия труда установлен приказом МЧС РФ №** - до 50% оклада. Аналогичный размер надбавки был предусмотрен ранее действовавшим приказом МЧС РФ №**. Поскольку ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» финансируется из федерального бюджета и главным распорядителем денежных средств является министерство, устанавливать данные надбавки в отличном от предусмотренного министерством размере нельзя. У всех работников отрада в трудовом договоре предусмотрена надбавка за особые условия труда - до 50 % оклада. В настоящее время ведутся коллективные переговоры по внесению изменений в коллективный договор для установления критериев при определении размера надбавки конкретно каждому работнику.

Представитель ответчика по доверенности Коваленко В.Н. иск не признала. Указал, что оспариваемыми приказами права работников по отношению к установленному на федеральном уровне размеру заработной платы не нарушены, поскольку размер надбавки за особые условия труда до 50 % оклада установлен приказами МЧС РФ. Таким образом в одностороннем порядке работодатель в условия оплаты труда работников не вмешивался.

Представитель ответчика по доверенности Коваленко В.Н. иск не признала. Указала, что в предыдущем году бухгалтер ГУ «2-й отряд ФПС по Калининградской области» необоснованно выплачивала надбавку за особые условия труда работникам в максимальном размере - 50 % от оклада, используя в том числе и денежные средства, направляемые на премирование работников. Только в связи с выделенными министерством дополнительными денежными средствами в конце 2009 года работники получили и необходимые премии и заработную плату в полном размере. Все выделенные денежные средства из фонда оплаты труда работникам «2-й отряд ФПС по Калининградской области» будут им выплачены, в том числе и выделенные на надбавку за особые условия труда. Из фонда оплаты труда работодатель обязан выделить обязательные платежи работнику - оклад, постоянные надбавки, социальные выплаты. Остальные денежные средства распределяются на надбавку за особые условия труда, которая не может всегда составлять максимальный размер. При наличии же экономии денежных средств работниками выплачивается премия.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда работников ГУ «2 отряд федеральной Противопожарной службы по Калининградской области» до Д.М.Г была регламентирована Приказом МЧС России от Д.М.Г №** «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от Д.М.Г №**». Согласно приложению к Приказу МЧС России от Д.М.Г №** определена надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы) работникам учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны - до 50 процентов оклада ( п.1.2.1).

Приказом МЧС России от Д.М.Г №**, ранее действовавший приказ №** признан утратившим силу. В соответствии с п. 1.2.1 Приложения №** к данному приказу надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда) работникам учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны установлена - до 50 процентов оклада.

Таким образом при заключении коллективного договора ГУ «2 отряд федеральной Противопожарной службы по Калининградской области» на 2009-2012 годы необходимо было учитывать требования данных локальных нормативных актов и установленные коллективным договором конкретного учреждения размеры заработной платы, надбавок, доплат и прочих выплат, не должны отличаться от предусмотренных министерством. При этом устанавливая размеры заработной платы, в том числе и спорной надбавки за особые условия труда, министерством учитываются финансовые возможности для соблюдения обязательств работодателя по выплате заработной платы и изменять их подчиненные организации не могут.

Согласно пункту 2.1 приложения №** к коллективному договору ГУ «2 отряд федеральной Противопожарной службы по Калининградской области» на 2009-2012 годы от Д.М.Г надбавка за особые условия труда устанавливается приказом начальника учреждения ежегодно с 01 января всем работникам структурных подразделений согласно перечню профессий (должностей), имеющих право на получение ежемесячной надбавки за особые условия труда. Согласно перечню к указанному приложению, при подписании коллективного договора надбавка за особые условия труда установлена в размере 50 %. ( л.д.6,9).

Суд не может, с учетом требований вышеуказанных приказов МСЧ РФ, признать правильными указанные условия коллективного договора, поскольку они не соответствуют установленному на федеральном уровне порядку определения надбавки.

Однако указанные положения коллективного договора работодателем исполнялись в течение года и работники получали максимальный размер надбавки за особые условия труда - 50 % оклада, что сторонами не оспаривалось.

При этом работодатель исполнял п. 3.1 приложения №**, которым установлено, что указанные надбавки и доплаты, выплаты стимулирующего и компенсационного характера устанавливаются на срок не более года.

В силу вышеприведенного п. 2.1 приложения №** к коллективному договору ( л.д.6) оспариваемым приказом начальника ГУ «2 отряд федеральной Противопожарной службы по Калининградской области» от Д.М.Г установлена ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере до 50 % оклада ( тарифной ставки) с Д.М.Г.

Таким образом, учитывая, что начальник ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» при издании данного оспариваемого приказа действовал в рамках полномочий, определенных как коллективным договором, так и приказом МЧС №**, оснований для признания его незаконным не имеется.

Доводы же истца о необоснованном вмешательстве работодателем в условия оплаты труда, ухудшающем положение работника, по вышеперечисленным основаниям нельзя признать обоснованными.

Оспариваемыми приказами начальника ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» от Д.М.Г №** и Д.М.Г №** определены размеры надбавки за особые условия труда работникам отряда за июль и август 2010 года соответственно.

В соответствии с общими условиями выплат стимулирующего характера, предусмотренными приложением №** к Приказу МЧС Росси №**, выплаты стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС России устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно же п. 6 Приложения №** порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера определяются руководителем учреждения с учетом мнения профсоюзного органа или иного представительного органа работников за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году.

При заключении коллективного договора стороны оговорили в соответствии с приложением №** к приказу МСЧ РФ №** условия порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера ( п.2.1, 3.1 приложения №** с перечнем к нему ). В рамках своих полномочий, предоставленных указанными положениями коллективного договора, начальником ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» изданы оспариваемые приказы, установившие размер надбавки за особые условия труда в июле и августе 2010 года.

Поскольку в настоящее время профсоюзные органы работников не согласны с такими действиями начальника, и порядком определения надбавки за особые условия труда в текущем году, они не лишены возможности в порядке, предусмотренном ст. 36 ТК РФ вести коллективные переговоры по внесению изменений в коллективный договор учреждения.

Более того, из пояснений представителя ответчика следует, что работодатель выступил с инициативой по организации коллективных переговоров и внесению изменений в коллективный договор в части определения размера надбавки за особые условия труда, что представителями истца не оспаривалось.

В связи изложенным оснований для признания незаконными приказов начальника ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» от Д.М.Г №**, от Д.М.Г №** и от Д.М.Г №** в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Что касается требований обязать начальника и должностных лиц ответчика не нарушать трудовое законодательство и выплачивать заработную плату в соответствии с положениями ТК РФ, коллективного договора, то из пояснений представителей истца следует, что эти требования вызваны изданием начальником отряда оспариваемых приказов. Поскольку же судом установлено, что нарушений требований действующего законодательства и локальных нормативных актов при издании оспариваемых приказов не допущено, оснований для удовлетворения и этой части требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания к ГУ «2-й отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» об отмене приказов об установлении размера надбавки за особые условия оплаты труда, возложении обязанности не нарушать трудовое законодательство, коллективный договор при выплате заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Октябрьского района г. Калининграда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, то есть с Д.М.Г.

Мотивированное решение изготовлено Д.М.Г.

Судья Ю.В. Гарматовская