о взыскании премиального вознаграждения, компенсации морального вреда,



Дело № 2-207/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года г. Калининград

Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Котченко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Брагоренко Ю.М., Брагоренко Е.И. к Государственному учреждению «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» о взыскании премиального вознаграждения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Брагоренко Ю.М., Брагоренко Е.И. обратились в суд с указанными исковыми заявлениями к Государственному учреждению «2 отряд федеральной противопожарной службы по <*адрес*>», в которых просят взыскать с ответчика недоначисленное и невыплаченное премиальное вознаграждение за июль 2010 года, компенсацию морального вреда в размере <***> рублей каждый, а также возложить на ответчика обязанность не нарушать трудовое законодательство, коллективный договор, трудовой договор при выплате заработной платы. В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что Брагоренко Ю.М. работает у ответчика в должности пожарного пожарной части №** на основании трудового договора от Д.М.Г; Брагоренко Е.И. работает у ответчика в должности диспетчера пожарной части №** на основании трудового договора от Д.М.Г. Размер заработка истцов складывается из должностного оклада у Брагоренко Ю.М. в размере <***> рублей, у Брагоренко Е.И. в размере <***> рублей, компенсационных и стимулирующих выплат, установленных коллективным договором на 2009-2012 годы. Данным договором работникам предусмотрена надбавка за особые условия труда в размере 50 % от должностного оклада. Однако в июле 2010 года ответчик без достаточных оснований, в одностороннем порядке указанную надбавку уменьшил до 20 % должностного оклада.

В судебном заседании Брагоренко Ю.М., Брагоренко Е.И. исковые требования подержали, указав, что надбавка за особые условия труда должна составлять 50% от оклада, поскольку это предусмотрено коллективным договором. Ответчик же в одностороннем порядке, в нарушение закона и локальных нормативных актов изменил ее размер. Указали, что к оплате за июль 2010 года ответчик должен был начислить им надбавку в размере 50 % оклада, вместо выплаченных 20 %, поэтому просят взыскать разницу.

Представитель ответчика - ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» по доверенности Кропанев Б.Г. с иском не согласился, указав, что размер надбавки за особые условия труда установлен приказом МЧС РФ №** - до 50% оклада. У истцов в трудовом договоре предусмотрена надбавка за особые условия труда - до 50 % оклада. В коллективном договоре надбавка в размере 50 % оклада предусмотрена только в течение года. В настоящее время ведутся коллективные переговоры по внесению изменений в коллективный договор для установления критериев при определении размера надбавки конкретно каждому работнику.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Оплата труда работников ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» до Д.М.Г была регламентирована Приказом МЧС России от 22.08.2008 № 508 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583». Согласно приложению к Приказу МЧС России от 28.08.2008 года № 508 определена надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы) работникам учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны - до 50 процентов оклада (п.1.2.1).

Приказом МЧС России от 22.09.2009 № 545, ранее действовавший приказ № 508 признан утратившим силу. В соответствии с п. 1.2.1 Приложения №3 к данному приказу надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда) работникам учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны установлена - до 50 процентов оклада.

Таким образом, при заключении коллективного договора ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» на 2009-2012 годы необходимо было учитывать требования данных локальных нормативных актов и установленные коллективным договором конкретного учреждения размеры заработной платы, надбавок, доплат и прочих выплат, не должны отличаться от предусмотренных министерством.

Согласно пункту 2.1 приложения №4 к коллективному договору ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» на 2009-2012 годы от 06.07.2009 года надбавка за особые условия труда устанавливается приказом начальника учреждения ежегодно с 01 января всем работникам структурных подразделений согласно перечню профессий (должностей), имеющих право на получение ежемесячной надбавки за особые условия труда. Согласно перечню к указанному приложению, при подписании коллективного договора надбавка за особые условия труда установлена в размере 50 %.

Пунктом 3.1 приложения №4, которым установлено, что указанные надбавки и доплаты, выплаты стимулирующего и компенсационного характера устанавливаются на срок не более года.

Указанные положения коллективного договора работодателем исполнялись в течение года и работники получали максимальный размер надбавки за особые условия труда - 50 % оклада, что сторонами не оспаривалось.

Согласно условиям пункта 4.1.3 трудовых договоров, заключенных с Брагоренко Ю.М., Брагоренко Е.И. надбавка за особые условия труда установлена в размере до 50 %. Таким образом, при исчислении надбавки за особые условия труда за июль 2010 года в размере не 50 % оклада, а до 50 % оклада, работодатель руководствовался условиями трудового договора, а также условиями вышеупомянутых локальных нормативных актов. Требования ст. 74 Трудового кодекса РФ, регулирующего порядок изменения условий трудового договора при этом не нарушены.

В связи с изложенным оснований для взыскания набавки за особые условия труда за июль 2010 года в размере 50 % оклада, не имеется.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФморальный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку не установлено факта нарушения трудовых прав работника, оснований для взыскания компенсации морального вреда в порядке, предусмотренном ст. 237 Трудового кодекса РФ, не имеется.

Требования обязать начальника и должностных лиц ответчика не нарушать трудовое законодательство и выплачивать заработную плату в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, коллективного договора, также не подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, отсутствие нарушений требований действующего законодательства и локальных нормативных актов при издании вышеуказанных приказов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Брагоренко Ю.М., Брагоренко Е.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011 года.

Судья Т.В. Мишина