Решение по делу о взыскании ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения,



Дело № 2-427/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 года г. Калининград

Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Котченко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матюниной О.В. к Правительству Калининградской области, Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области о взыскании ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения,

УСТАНОВИЛ:

Матюниной О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Правительству Калининградской области, Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, в котором просит взыскать с ответчиков ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячное денежное поощрение в размере <*адрес*> рублей, компенсацию морального вреда в размере <*адрес*> рублей. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она работала в Правительстве Калининградской области с Д.М.Г по Д.М.Г, в период с Д.М.Г по Д.М.Г в должности начальника отдела кадров. Д.М.Г была уволена с занимаемой должности на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе» - в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. С предупреждением о предстоящем высвобождении истица была ознакомлена Д.М.Г. С мая 2010 года по день увольнения в соответствии с приказами руководителя аппарата Правительства Калининградской области денежное содержание истице выплачивалось в уменьшенном размере. С января по апрель 2010 года размер выплачиваемых ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения составляли в среднем <***>% и <***>% от должностного оклада соответственно. С мая по сентябрь 2010 года размер выплаченных ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения составили соответственно <***>% и <***>% к должностному окладу. Указанные надбавка к должностному окладу и денежное поощрение являются составными частями денежного содержания государственного служащего. Гражданским служащим гарантируются равные условия труда при замещении соответствующих должностей гражданской службы. В период с мая по сентябрь 2010 года денежное содержание руководителей других структурных подразделений Правительства Калининградской области не изменилось, оснований для уменьшения денежного содержания по замещаемой истицей должности не имелось.

Матюниной О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На удовлетворении иска настаивала.

Представитель Правительства Калининградской области по доверенности Готовчик А.Л. против удовлетворения иска возражал, представил письменный отзыв, в котором указано на пропуск истцом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права. Кроме того, ответчик ссылается на то, что Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены дополнительные выплаты к денежному содержанию государственного гражданского служащего, в числе которых ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячное денежное поощрение. При этом размер указанных доплат определяется ежемесячно работодателем в зависимости от степени сложности и напряженности выполняемой государственным служащим работы. Приказом от Д.М.Г №**-л/с «О внесении изменений в штатное расписание аппарата Правительства Калининградской области» был упразднён Отдел кадров Правительства Калининградской области, а также были введены должности Управления государственной службы и кадровой работы Правительства Калининградской области. Таким образом, с Д.М.Г в Правительстве Калининградской области была введена новая структура, в полномочия которой вошли, в том числе, и полномочия сокращаемого Отдела кадров, в связи с чем нагрузка Отдела кадров значительно сократилась. Более того, в мае 2010 года из штата отдела кадров были переведены в Управление государственной службы и кадровой работы Правительства Калининградской области два специалиста, а в период с Д.М.Г был переведен третий (последний) специалист Отдела кадров, т.е. напряженность работы руководителя отдела, в части организации работы подчиненных истице должностных лиц, начиная с мая 2010 года была фактически снижена по сравнению с предыдущими месяцами. Также ответчик указывает на имевшие место нарушения истцом режима рабочего времени - опоздания на работу и уход с работы ранее окончания рабочего дня.

Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило в суд письменный отзыв на иск, в котором ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по заявленному Матюниной О.В. иску, поскольку не производит финансирования Правительства Калининградской области и аппарата Правительства Калининградской области.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается записями в трудовой книжке истицы, что Матюниной О.В. приказом от Д.М.Г №**-р назначена на государственную должность государственной гражданской службы начальника Отдела кадров Правительства Калининградской области.

Распоряжением Губернатора Калининградской области от Д.М.Г №**-р Матюниной О.В. освобождена от занимаемой должности на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.

Д.М.Г с между представителем нанимателя в лице Губернатора Калининградской области и Матюниной О.В. был заключен служебный контракт, согласно которому (п. 9 служебного контракта) истцу установлено денежное содержание в соответствии с законодательством Калининградской области, выплата которого производится в сроки, установленные для выплаты заработной платы, путем перечисления, по заявлению гражданского служащего, на пластиковую карточку БИН банка.

Из представленных расчетных листков за период с января 2010 года по сентябрь 2010 года усматривается, что Матюниной О.В. была начислена и выплачена надбавка за особые условия гражданской службы в мае 2010 года в размере <***>% должностного оклада, в июне 2010 года - <***>% должностного оклада, в июле 2010 года - <***>% должностного оклада, в августе 2010 года - <***>% должностного оклада, в сентябре 2010 года данная надбавка не начислялась, тогда как в январе 2010 года данная надбавка начислена в размере <***>% должностного оклада, в феврале 2010 года - <***>% должностного оклада, в марте 2010 года - <***>% должностного оклада, в апреле 2010 года - 160% должностного оклада.

В период с января 2010 года по апрель 2010 года истице начислялось и выплачивалось денежное поощрение в размере <***>% должностного оклада ежемесячно, а в период с мая 2010 года по сентябрь 2010 года данное денежное поощрение не начислялось и не выплачивалось.

Полагая действия работодателя незаконными Матюниной О.В. просит взыскать невыплаченные надбавку за особые условия гражданской службы и денежное поощрение за период с мая 2010 года по сентябрь 2010 года.

Возражая против удовлетворения иска, представитель Правительства Калининградской области заявил о пропуске истицей срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, установленного ст. 392 ТК РФ, в связи с чем на основании ст. 152 ГПК РФ просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Матюниной О.В., ссылаясь на положения п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» полагает, что ею не пропущен срок на обращение в суд, поскольку нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, сохранялась в течение всего периода ее работы, т.е. до Д.М.Г.

Проанализировав доводы сторон, суд находит заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд за защитой нарушенного права в части исковых требований о взыскании надбавки за особые условия гражданской службы и денежного поощрения за период с мая 2010 года по июль 2010 года обоснованным, по следующим причинам.

Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 29 Закона Калининградской области от 28.06.2005 года № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области» в случае, если отношения, связанные с вопросами гражданской службы Калининградской области, не урегулированы законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области о гражданской службе, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 17 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй статьи 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.

Из пояснений Матюниной О.В., данных в судебном заседании, следует, что денежное содержание перечислялось ей на пластиковую карточку ежемесячно, что соответствует условиям служебного контракта. Однако она не отслеживала перечисленные денежные суммы и узнала о том, что с мая 2010 года ей выплачивались надбавка за особые условия гражданской службы и денежное поощрение в меньшем размере, нежели чем в предыдущий период только в день увольнения Д.М.Г, когда по ее просьбе ей были выданы расчетные листки. Данные объяснения суд оценивает критически, поскольку истцом не представлено суду доказательств невозможности получения у работодателя расчетных листков в период выплаты денежного содержания, тогда как из пояснений допрошенного в качестве свидетеля Лашевич А.Ю. следует, что проблем с получением в бухгалтерии расчетных листков ежемесячно не было. Расчетные листки выдавались бухгалтером по первому требованию. При этом суд также исходит из того, что получая денежные средства путем перечисления их на пластиковую карточку, истица имела возможность контролировать сумму поступивших денежных средств. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что о нарушении своего права, а именно о том, что истцу уменьшены суммы надбавки за особые условия гражданской службы и о невыплате денежного поощрения Матюниной О.В. могла знать не позднее первой декады месяца, следующего за оплачиваемым, т.е. о невыплате указанных надбавки и денежного поощрения за май 2010 года истица должна была знать в июне 2010 года, за июнь 2010 года - в июле 2010 года, за июль 2010 года - в августе 2010 года, за август 2010 года - в сентябре 2010 года, за сентябрь 2010 года - Д.М.Г (день увольнения). В суд с настоящим иском Матюниной О.В. обратилась Д.М.Г. Таким образом, по исковым требованиям о взыскании надбавки за особые условия гражданской службы и денежного поощрения за период с мая 2010 года по июль 2010 года истцом пропущен срок на обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ, что в соответствии со ст. 152 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.

Ссылка Матюниной О.В. на п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» является несостоятельной, поскольку Верховным Судом РФ дано разъяснение о том, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, только в том случае, если работником заявлены требования о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. В данном случае судом установлено, что Матюниной О.В. обратилась в суд с требованием о взыскании с ответчика надбавки за особые условия гражданской службы и денежного поощрения, которые не были начислены работодателем.

Не подлежат удовлетворению и требования Матюниной О.В. о взыскании надбавки за особые условия гражданской службы и денежного поощрения за август, сентябрь 2010 года, по нижеследующим причинам.

Как усматривается из условий служебного контракта (пункт 9), заключенного с Матюниной О.В. Д.М.Г, истцу установлено денежное содержание в соответствии с законодательством Калининградской области.

Согласно ст. 17 Закона Калининградской области от 28.06.2005 года № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» относятся, в числе прочего, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячное денежное поощрение (п. 4 ст. 17 Закона Калининградской области от 28.06.2005 года № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области»).

В соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 29.11.2006 года № 86 «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Калининградской области» представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок и условия выплаты гражданским служащим Калининградской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премий и материальной помощи.

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по соответствующей должности (категории (группе) должностей) устанавливаются представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда государственного органа от 0 до 200 процентов должностного оклада.

Конкретные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы по соответствующим должностям государственной гражданской службы Калининградской области и порядок выплаты этой надбавки определяются представителем нанимателя.

Указом Губернатора Калининградской области от 27.01.2006 года № 8 «О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Калининградской области» утвержден Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Калининградской области, согласно которому ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Калининградской области устанавливается ежемесячно на основании соответствующего правового акта и выплачивается в размере до 200 процентов в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего органа исполнительной власти, в зависимости от степени сложности и напряженности выполняемой работы.

Кроме того, статьей 5 Закона Калининградской области от 29.11.2006 года № 86 «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Калининградской области» установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих определяются представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда государственного органа.

В материалы дела представителем Правительства Калининградской области приобщены выписки из ежемесячных приказов аппарата Правительства Калининградской области «О выплате надбавки за особые условия гражданской службы и денежного поощрения» за период с января 2010 года по сентябрь 2010 года (оригиналы приказов обозрены в судебном заседании), из которых усматривается, что в августе 2010 года Матюниной О.В. установлена надбавка за особые условия гражданской службы в размере 20% должностного оклада, принято решение не выплачивать денежное поощрение, за сентябрь 2010 года надбавка за особые условия гражданской службы не установлена, принято решение не выплачивать денежное поощрение.

Данные приказы вынесены работодателем в соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами, с учетом степени сложности и напряженности выполняемой Матюниной О.В. в указанный период работы.

Степень сложности и напряженности, выполняемой истцом работы в августе и сентябре 2010 года подтверждается представленной ответчиком справкой, выполненной на основании данных системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, согласно которой с Д.М.Г в программе «Дело» поручений Матюниной О.В. не зарегистрировано. Из показаний свидетелей Пахалюк М.А. и Лашевича А.Ю. следует, что с мая 2010 года фактически приступило к работе Управление государственной службы и кадровой работы Правительства Калининградской области, которое было создано вместо упраздненного Отдела кадров (государственной службы) Правительства Калининградской области. Функции упраздненного Отдела кадров Правительства Калининградской области перешли к вновь созданному Управлению. Работники Отдела кадров по состоянию на август, сентябрь 210 года были трудоустроены в Управление. Данные пояснения свидетелей объективно подтверждаются имеющимися в материалах дела приказом аппарата Правительства Калининградской области от Д.М.Г №**-л/с «О внесении изменений в штатное расписание аппарата Правительства Калининградской области», Положением об Управлении государственной службы и кадровой работы Правительства Калининградской области, утвержденного указом Губернатора Калининградской области от Д.М.Г №**, приказом аппарата Правительства Калининградской области от Д.М.Г №**-л/с «О назначении Лашевича А.Ю. на иную должность», приказом аппарата Правительства Калининградской области от Д.М.Г №**-л/с «О назначении Округ Т.В. на иную должность», приказом аппарата Правительства Калининградской области от Д.М.Г №**-л/с «Об отпуске Чуйковой Е.Н.», приказом аппарата Правительства Калининградской области от 09.08..2010 года №**-л/с «О назначении Чуйковой Е.Н. на иную должность».

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом не установлено неправомерных действий или бездействия со стороны Правительства Калининградской области по отношению к Матюниной О.В., в удовлетворении требований Матюниной О.В. о компенсации морального вреда следует отказать.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных норм материального и процессуального права, суд находит иск Матюниной О.В. не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Матюниной О.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2011 года.

Судья Т.В. Мишина