о признании права собственности на квартиру



Дело № 2-369/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года г. Калининград

Октябрьский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.В.,

при секретаре Зениной Т.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литовка А.В. к администрации городского округа «Город Калининград» о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования по завещанию,

УСТАНОВИЛ:

Литовка А.В. обратилась в суд с указанным выше иском к ответчику, ссылаясь в обоснование на те обстоятельства, что Д.М.Г умер Бутюто З.В., который состоял в браке с Бутюто Л.И. Детей и родственников у них не было. Проживали они в двухкомнатной <*адрес*> в <*адрес*>, которую в 2000 году приватизировали в общую совместную собственность. Она (истица) является дальней родственницей Бутюто Л.И. и Бутюто З.В., на протяжении последних лет она вместе со своей мамой Литовка И.С. проживали с ними, вели общее хозяйство, оказывали им материальную помощь, в силу их преклонного возраста ухаживали за супругами. При жизни Д.М.Г Бутюто З.В. составил в ее пользу завещание. Других наследников как по закону, так и по завещанию у Бутюто З.В. нет. После его смерти она занималась похоронами, оплатила все расходы, связанные с этим. Приняла меры к охране имущества (квартира, мебель, предметы бытового обихода), оставшегося после смерти Бутюто З.В. Также поменяла замок и уехала по делам в <*адрес*>, где неожиданно заболела и из-за этого не смогла в 6-месячный срок, предусмотренный ст. 1154 ГК РФ подать заявление нотариусу. Но фактически она приняла наследство. Бутюто Л.И., умершая Д.М.Г, также составила в ее пользу завещание на все имеющееся у нее имущество. После ее смерти хотя она и подала заявление нотариусу о вступлении в наследство, но юридически не оформила необходимые документы до конца. Считает, что поскольку она проживала вместе с Бутюто З.В. и Бутюто Л.И. одной семьей в квартире по <*адрес*>, принимала меры к ее содержанию и охране, оплачивала коммунальные услуги и платила за содержание жилья, фактически вступила в наследство, оставленное ей по двум завещаниям супругами Бутюто З.В.. Просила суд признать за ней право собственности на двухкомнатную <*адрес*> в <*адрес*>.

В ходе судебного разбирательства истицей уточнен предмет иска, просит признать за ней право собственности на 1/2 долю в праве на <*адрес*> в <*адрес*> в порядке наследования по завещанию к имуществу умершей Бутюто Л.И. и право собственности на 1/2 долю в праве собственности на <*адрес*> в <*адрес*> в порядке наследования по завещанию к имуществу умершего Бутюто З.В., и в целом право собственности на всю квартиру.

В судебное заседание истица Литовка А.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель истицы - Романова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала, фактически уточнив заявленные исковые требования. Пояснила, что Литовка А.В. в установленном законом порядке и сроки обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства к имуществу умершей Бутюто Л.И. Поэтому спора, подлежащего рассмотрению в судебном порядке в части вступления в наследство после смерти Бутюто Л.И., не имеется, препятствий получить свидетельство о праве на наследство на принадлежащую Бутюто Л.И. долю в праве на квартиру с учетом обязательной доли Бутюто З.В., то есть о праве на наследство на 1/4 долю квартиры не имеется. В связи с этим не поддерживает требования о признании права собственности на долю квартиры наследодателя Бутюто Л.И. Поскольку Бутюто З.В. после смерти Бутюто Л.И. заявил о своем праве на обязательную долю, фактически вступил в права наследования на 1/4 долю в праве на квартиру в виде обязательной доли, с учетом принадлежащего ему права собственности на 1/2 долю в праве на квартиру, просит признать за Литовка А.В. право собственности на 3/4 доли в праве на <*адрес*> в <*адрес*> к имуществу умершего Бутюто З.В. В обоснование иска дала аналогичные изложенные в исковом заявлении объяснения.

Представитель ответчика - администрации городского округа «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Бутюто З.В., Д.М.Г года рождения, умер Д.М.Г, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-РЕ №**, выданным Д.М.Г специальным отделом ЗАГС управления ЗАГС администрации городского округа «Город Калининград»

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Судом установлено, что <*адрес*> в <*адрес*> принадлежит на праве общей совместной собственности Бутюто З.В. и Бутюто Л.И., что подтверждается сообщением Управления Росреестра по <*адрес*> от Д.М.Г №**.

Из материалов дела, а также объяснений стороны истица следует, что Бутюто З.В. и Бутюто Л.И. являлись супругами.

Суд учитывает, что образование общей собственности без определения долей (совместная собственность) допускается в случаях, прямо предусмотренных законом (п. 3 ст. 244 ГК РФ).

Нормами гражданского законодательства режим общей совместной собственности предусмотрен только для двух категорий граждан - супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 256, 257 ГК РФ).

В силу ст. 1122 ГК РФ наследственное имущество переходит к наследникам по закону и по завещанию исключительно на праве долевой собственности, в связи с чем оформление наследственных прав после смерти участника общей совместной собственности невозможно до определения доли наследодателя в общем имуществе.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, с учетом требований ст.ст. 34, 39 СК РФ суд приходит к выводу, что доля умершего Бутюто З.В. в общем имуществе супругов составляет 1/2 долю указанной <*адрес*> в <*адрес*>, доля умершей Бутюто Л.И. - 1/2 доля соответственно.

Как следует из представленных нотариусом КГНО Ринговской Е.В. материалов наследственного дела №** к имуществу умершей Бутюто Л.И., указанным наследодателем своим завещанием, удостоверенным Д.М.Г нотариусом КГНО Вырыпаевой Н.Э., сделано распоряжение, согласно которому она завещает Литовка А.В. все свое имущество, какое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось. Данное завещание не отменялось и не изменялось.

В то же время нормами гражданского законодательства свобода завещания ограничена правилами об обязательной доле в наследстве.

В соответствии со ст. 1149 ГК РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).

Из материалов наследственного дела видно, что совместно с наследодателем Бутюто Л.И. проживал ее нетрудоспособный супруг Бутюто З.В., Д.М.Г года рождения.

Принимая во внимание, что Бутюто З.В. в установленном законом порядке не отказался от обязательной доли в наследстве, с учетом приведенной выше ст. 1149 ГК РФ у него имелось право на обязательную долю в наследстве к имуществу умершей Бутюто Л.И., то есть он вступил в права наследования в виде 1/4 доли (половина от 1/2 доли) в праве собственности на квартиру.

В судебном заседании представитель истицы также не оспаривала указанные обстоятельства.

В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.

Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.

Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.

То обстоятельство, что регистрация права собственности Бутюто З.В. произведена не была, не является с учетом указанных выше требований закона основанием для отказа в удовлетворении иска и не может рассматриваться как основание для исключения доли спорной квартиры из состава наследственного имущества.

В связи с изложенным, указанное недвижимое имущество в виде 1/4 доли в праве на <*адрес*> в <*адрес*> подлежит включению в наследственную массу после смерти Бутюто З.В. в соответствии со ст. 1112 ГК РФ.

Таким образом, судом установлено, что после смерти Бутюто З.В. открылось наследство в виде 3/4 ( 1/4 + 1/2 ) доли в праве собственности на <*адрес*> в <*адрес*>.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Из представленного суду завещания, удостоверенного нотариусом КГНО Вырыпаевой Н.Э. Д.М.Г и зарегистрированного в реестре за №**, следует, что Бутюто З.В. все имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно ни находилось, завещал Литовка А.В.. Данное завещание не отменялось и не изменялось, что удостоверено соответствующей отметкой нотариуса от Д.М.Г

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Как установлено судом, истица Литовка А.В. в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ) к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась, что подтверждается сообщением нотариуса КГНО Ринговской Е.В. от Д.М.Г, согласно которому наследственное дело к имуществу умершего Д.М.Г Бутюто З.В. не заводилось.

В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из объяснений истицы, изложенных в исковом заявлении, следует, что после смерти Бутюто З.В. она в предусмотренный законом срок вступила во владение спорной долей квартиры, после смерти Бутюто З.В. она продолжала проживать в этой квартире, в том числе несла расходы по содержанию квартиры, произвела ремонт указанного жилого помещения.

Изложенные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.

Так, свидетель Симогаева Г.Н. показала, что проживает в <*адрес*> в <*адрес*>, Литовка А.В. является ее соседкой, которая проживала вместе семьей Бутюто З.В. и ухаживала за ними. После смерти Бутюто В.Л. А.В. сдавала зимой 2010 г. денежные средства в сумме <***> руб. на общий счетчик в подъезде, видела, что в этот же период времени Литовка А.В. делала косметический ремонт в квартире.

Свидетель Литовка И.С. пояснила, что по линии матери является племянницей Бутюто Л.И., у супругов Бутюто З.В. не было детей. По состоянию здоровья за ними требовался постоянный уход, в связи с чем она переехала из <*адрес*>, и стала со своей дочерью Литовка А.В. проживать вместе с супругами Бутюто З.В. и осуществлять за ними уход. После смерти Бутюто Л.И. и Бутюто В.З. Литовка А.В. пользовалась квартирой, оплачивала коммунальные платежи, зимой 2010 г. делала косметический ремонт квартиры. После смерти Бутюто З.В. Литовка А.В. в установленный срок не обратилась к нотариусу, так как уезжала по работе в <*адрес*>, где сломала ногу, в связи с чем задержалась и не успела своевременно подать нотариусу заявление о принятии наследства.

Имеющаяся в материалах дела копия квитанции на оплату услуг ЖКХ указывает о том, что на имя Бутюто З.В. и Бутюто Л.И., проживающих по адресу: <*адрес*>3, открыт лицевой счет №**.

Представленная суду квитанция к приходному кассовому ордеру №**, выданная ООО «ЖЭУ «Вагоностроитель», удостоверяет, что Д.М.Г, то есть в течение шести месяцев после смерти Бутюто З.В., Литовка А.В. внесла плату за квартиру по лицевому счету №** в сумме <***> руб. <***> коп.

С учетом приведенных доказательств в совокупности суд находит, что истица совершила определенные действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, оставшегося после смерти Бутюто З.В.

Данных о каких-либо иных наследниках, заявляющих права на обязательную долю в наследстве в порядке ст. 1149 ГК РФ, в ходе судебного разбирательства не установлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Литовка А.В. являются законными и обоснованными, в связи с они подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Литовка А.В. удовлетворить.

Признать за Литовка А.В. право собственности на 3/4 доли в праве на <*адрес*> в <*адрес*> в порядке наследования по завещанию к имуществу умершего Д.М.Г Бутюто З.В..

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности за Литовка А.В. на указанную долю в праве на квартиру.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Октябрьский районный суд г. Калининграда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись

Мотивированное решение составлено Д.М.Г.