Дело №2-156/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2010 года пос. Большой Царын
Октябрьский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Хониновой Д.Э., с участием заявителя, представителя заявителя, при секретаре Песчановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Санджиевой Б.А. о признании незаконным действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия об отказе в выдаче справки о реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Санджиева Б.А. (урожденная Корнякова) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по РК) об отказе в выдаче справки о реабилитации, мотивируя тем, что она родилась 12 марта 1957 года в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области. 28 декабря 1943 года ее родители Корняков А.М., 1927 года рождения, и Корнякова Б.К., 1928 года рождения, были подвергнуты политическим репрессиям по национальному признаку (калмыки) и выселены в Новосибирскую область, где проживали до мая 1958 года. Со слов отца она знает, что калмыки стали возвращаться на Родину тайно, без разрешения властей с ноября 1957 года. О том, что был принят закон о восстановлении Калмыцкой автономии ее родителям, как и другим калмыкам, известно не было. Поскольку она находилась вместе с родителями на спецпоселении, то считает, что к ней также применялись репрессии, однако МВД по Республике Калмыкия отказывает ей в выдаче справки о реабилитации. По ее мнению, указанные действия МВД по РК нарушают ее права на реализацию льгот и компенсаций, предусмотренных для реабилитированных граждан. В связи с чем, просит суд признать незаконным действие МВД по РК об отказе в выдаче ей справки о реабилитации, как лицу, подвергнутому политическим репрессиям по национальному признаку, и обязать указанное министерство выдать ей справку о реабилитации.
В судебном заседании Санджиева Б.А. и ее представитель Нудличаев С.А. полностью поддержали заявление и просили суд его удовлетворить, а также заявили ходатайство о принятии дополнительного требования об установлении факта применения политических репрессий по национальному признаку (калмыки) в отношении Санджиевой Б.А.
Представитель заинтересованного лица - Министерства внутренних дел Республики Калмыкия, извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения заявителя и ее представителя, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия.
Суд, выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования Санджиевой Б.А. о признании незаконным действия МВД по РК об отказе в выдаче ей справки о реабилитации, как лицу, подвергнутому политическим репрессиям по национальному признаку, и возложении обязанности на указанное министерство по выдаче ей справки о реабилитации не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1 - политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии со ст. 1.1. этого же закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке и на спецпоселении.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года ликвидирована Калмыцкая АССР.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 декабря 1943 года, все калмыки, проживающие в Калмыцкой АССР и Ростовской области, выселены в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
Как следует из материалов дела, заявитель Санджиева (урожденная Корнякова) Б.А. родилась 12 марта 1957 года в с. Константиновка Татарского района Новосибирской области. Ее отцом является Корняков А.М., который 28 декабря 1943 года был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку и в административном порядке выселен из мест постоянного проживания в с/з КИМ с. Константиновка Татарского района Новосибирской области.
Между тем, в 1956 году высший орган государственной власти СССР признал нецелесообразным дальнейшее ограничение в правовом положении спецпоселенцев — калмыков и членов их семей.
Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР, принятым 17 марта 1956 года, калмыки, выселенные на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов МВД. Однако в силу пункта 2 данного Указа снятие в отношение калмыков ограничений по спецпоселению не влекло за собой возвращение калмыкам имущества, конфискованного при выселении, и они не имели права возвращаться в места, откуда были высланы.
Из постановления ЦК КПСС от 24 ноября 1956 года «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов» (п. 4) следует, что переселение граждан, желающих переехать на территорию образуемых автономных областей и республик, должно начаться не ранее весны 1957 года и производиться в организованном порядке небольшими группами, строго по разрешениям соответствующих Оргкомитетов, Совета Министров Кабардинской АССР и Черкесского облисполкома с тем, чтобы не допустить осложнений с трудоустройством и расселением прибывающих граждан, а также не нанести серьезного ущерба экономике тех предприятий, колхозов и совхозов, где они в данное время работают. На Бюро ЦК КПСС по РСФСР, ЦК КП Казахстана, ЦК КП Киргизии, крайкомы и обкомы партии краев и областей, в которых и в настоящее время проживают калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши возложена обязанность принять неотложные меры к прекращению самовольного возвращения их на прежнее место жительства (п. 7).
Указанный запрет возвращения калмыков на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 9 января 1957 года «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР», утвержденного Законом Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов от 11 февраля 1957 года, которым фактически восстановлена государственность калмыцкого народа.
Достоверных сведений о вступлении в законную силу вышеназванного Закона от И февраля 1957 года не имеется. Вместе с тем, он был обнародован в газете «Советская Калмыкия» 7 марта 1957 года.
Согласно пунктам 1 и 5 Постановления от 6 февраля 1925 года «О времени вступления в силу законов и распоряжений ведомств Союза ССР» Постановления Центрального исполнительного Комитета, его Президиума, Совета народных комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза ССР, опубликованные в Собрании Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Союза ССР, в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» и в газете «Экономическая жизнь», вступают в силу в столичных городах союзных республик и в уездах - со дня получения соответственного номера одного из вышеуказанных изданий центральными исполнительными комитетами союзных республик, в губернских городах и их уездах -со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами, в прочих городах и уездах - со дня получения номера уездными исполнительными комитетами. Постановления, не подлежащие опубликованию, имеют обязательную силу с момента получения их учреждениями, которым они сообщаются.
Таким образом, полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных калмыков имело место 7 марта 1957 года, с этого времени калмыки получили право беспрепятственного выезда в места, откуда они были незаконно депортированы в декабре 1943 года.
Как следует из материалов дела, заявитель Санджиева (урожденная Корнякова) Б.А. родилась после полного снятия существовавших законодательных ограничений по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности, и добровольному выбору ими места постоянного проживания.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что государством применялись различные меры принуждения по политическим мотивам заявителем не представлено.
В судебном заседании установлено, что отказ в выдаче Санджиевой Б.А. справки о реабилитации принят в рамках возложенных на МВД по РК полномочий, доказательств, указывающих на нарушения прав и свобод заявителя, судом не выявлено.
При таких обстоятельствах, действия МВД по РК, выразившиеся в невыдаче Санджиевой Б.А. справки о реабилитации, не могут быть признаны судом незаконными, так как правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий государственного органа об отказе в выдаче справки о реабилитации и возложения на МВД по РК обязанности по выдаче Санджиевой Б.А. справки о реабилитации отсутствуют.
Также не подлежит удовлетворению ходатайство заявителя и его представителя о принятии дополнительного требования об установлении факта применения политических репрессий по национальному признаку (калмыки) в отношении Санджиевой Б.А. по следующим основаниям.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска.
По мнению суда, измененное требование содержит заявление об изменении предмета и основания первоначально предъявленного заявления.
Из смысла данной нормы следует, что не допускается одновременное изменение истцом предмета и основания иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Санджиевой Б.А. о признании незаконным действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия об отказе в выдаче справки о реабилитации - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Подпись
Копия верна. Судья Д.Э. Хонинова
Приговор вступил в законную силу 30 августа 2010 года
Судья Д.Э. Хонинова