Дело №2-200/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2010 года п.Большой - Царын
Октябрьский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Ботаева Б.Л.
при секретаре Песчановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боваева А.А. к Хошеутовскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия о включении земельного участка в наследственную массу,
у с т а н о в и л:
Боваев А.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим: после смерти его матери осталось наследство в виде жилого дома, расположенного в <адрес> земельного участка общей площадью 1056 кв.м, расположенного по тому же адресу. Однако земельный участок не был внесен нотариусом в наследственную массу. Собственником земельного участка была его мать, однако она своевременно не успела зарегистрировать свое право собственности на данный земельный участок и получить свидетельство на право собственности на землю. В связи с этим он вынужден обратиться в суд с иском о внесении земельного участка в наследственную массу.
В судебном заседании Боваев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их с учетом представленных доказательств.
Представитель ответчика - <данные изъяты> сельского муниципального образования Республики Калмыкия Моникова Е.М. возражений по исковому заявлению Боваева А.А. не имела.
Третье лицо - нотариус Октябрьского нотариального округа Республики Калмыкия в суд не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, сообщив, что возражений по исковому заявлению не имеет.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им оценку, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1110 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского Кодекса РФ не следует иное.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.
Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ) действует и в отношении недвижимого имущества и является исключением из общего правила, определяющего возникновение права на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежащий наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Как следует из материалов дела, истец Боваев А.А. является сыном, Боваевой Б.Б., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, умершая Боваева Б.Б. была собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Октябрьского района Республики Калмыкия.
Право собственности на указанный жилой дом в настоящее время перешло к её сыну Боваеву А.А. по наследству, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности умершей Боваевой Б.Б. на земельный участок общей площадью 1056 кв.м с кадастровым номером 08:06:230101:26, находящийся по адресу: <адрес> Октябрьского района Республики Калмыкия, подтверждается Постановлением представителя президента Республики Калмыкия в Октябрьском районе от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении материалов инвентаризации и выдаче правоустанавливающих документов на земельные участки» где собственником земельного участка расположенного в <адрес> Октябрьского района Республики Калмыкия значится Боваева Б.Б., кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № – 950.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Как и не оспаривается право Боваева А.А. наследовать любое имущество.
Таким образом, суд полагает, что земельный участок подлежит безусловному включению в наследственную массу в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, а исковые требования Боваева А.А. являются обоснованными.
На основании изложенного и ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Включить земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Калмыкия Октябрьский район <адрес> в состав наследства Боваева А.А.., открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти его матери Боваевой Б.Б..
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий – подпись
Копия верна:
Судья Б.Л.Ботаев