О признании решения Собрания депутатов сельского муниципального образования Республики Калмыкия недействующим



Дело № 2-17/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Большой Царын 13 января 2011 года

Октябрьский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Ботаева Б.Л.,

при секретаре Песчановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия о признании решения Собрания депутатов Джангарского сельского муниципального образования Республики Калмыкия недействующим,

у с т а н о в и л :

Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Джангарского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – решение Собрания депутатов Джангарского СМО), мотивируя свои требования следующим. Решением Собрания депутатов Джангарского СМО от 16 октября 2009 года № 33 «О штрафах за нарушение правил благоустройства на территории п. Джангр» утвержден штраф за нарушение правил благоустройства в размере от 300 руб. до 2500 руб. В нарушение п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ согласно которому административное и административно-процессуальное законодательство, составляющей частью которого является и законодательство об административных правонарушениях, отнесено к числу предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и подп. 39 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 6.10.99 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» правовое регулирование вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов субъекта РФ и нормативно правовых актов органов местного самоуправления отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. По мнению прокурора, названное решение принято представительным органом Джангарского СМО с превышением полномочий, поскольку действующее законодательство не относит к полномочиям муниципальных образований вопросы установления ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства городов и населенных пунктов. Правовое регулирование таких вопросов отнесено к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Пугаев В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить.

Представитель Собрания депутатов Джангарского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Бембеева Г.С. возражений по заявлению прокурора не имела.

Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела видно, что Собранием депутатов Джангарского СМО принято решение № 33 от 16 октября 2009 года «О штрафах за нарушение правил благоустройства на территории п. Джангр», которое утвердило штраф за нарушение правил благоустройства в размере от 300 руб. до 2500 руб.

Между тем, в подп. 39 п.2 ст. 26.3 ФЗ от 6.10.99 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» правовое регулирование вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов субъекта РФ и нормативно правовых актов органов местного самоуправления отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.. При этом пунктом шестым указанной статьи установлен запрет на передачу данного полномочия органам местного самоуправления.

Таким образом, вопреки вытекающим из п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации требованиям, содержание указанного решения противоречит действующему федеральному и республиканскому законодательству.

Согласно ст. 7 Закона Республики Калмыкия от 26.11.2004г. №163-III-З «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» установлен штраф за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства городов и населенных пунктов.

Из смысла указанной нормы следует, что Собрание депутатов Джангарского СМО своим решением установило штраф за нарушение правил благоустройства на территории п. Джангр с превышением установленных законом полномочий и тем самым нарушило права граждан.

В силу подпункта «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, связанным с реализацией полномочий органа местного самоуправления.

Следовательно, решение Собрания депутатов Джангарского СМО №33 от 16 октября 2009 года не только противоречит федеральному законодательству, но и принято представительным органом местного самоуправления с превышением установленных федеральным законодательством полномочий.

Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является законность, а в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Федерального закона одной из мер по профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

При таких обстоятельствах, решение Собрания депутатов Джангарского СМО от 16 октября 2009 года № 33, суд признает недействующим со дня его принятия, поскольку оно противоречит федеральному закону и не соответствует требованиям законности.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Таким образом, в силу указанной нормы закона, суд считает необходимым опубликовать настоящее решение или сообщение о решении после вступления его в законную силу в еженедельном приложении к «Хальмг Унн» по Октябрьскому району «Знамя Октября».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов Джангарского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 16 декабря 2009 года № 33 «О штрафах за нарушение правил благоустройства на территории п. Джангр» недействующим со дня его принятия.

Опубликовать настоящее решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в еженедельном приложении к «Хальмг Унн» по Октябрьскому району «Знамя Октября».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Б.Л. Ботаев

Копия верна:

Судья Б.Л. Ботаев