Дело № 2-13/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2011 года п. Большой Царын
Октябрьский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Чагдаева А.П.,
при секретаре Бамбышевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании муниципального нормативного правового акта недействующим в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании муниципального нормативного правового акта недействующим в части. Заявление мотивировано тем, что подпункты 2 и 4 пункта 7 Положения о муниципальном земельном контроле на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденного Решением Собрания депутатов Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 01 октября 2007 года №210, являются незаконными, поскольку противоречат федеральному законодательству. В связи, с чем просит суд признать оспариваемые нормы указанного Положения противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
В судебном заседании заместитель прокурора Пугаев В.С. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.
Представитель Собрания депутатов Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия Ханин И.В. в судебном заседании с требованиями прокурора согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Октябрьского РМО РК от 1 октября 2007 года № 210 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Положение). Данное Положение было обнародовано после его утверждения представительным органом местного самоуправления, а именно размещено на информационных стендах в общественных местах и в здании администрации.
В связи, с чем указанное Положение является нормативно-правовым актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение и распространяется на неопределенный круг лиц.
Согласно п. 2 Положения муниципальный земельный контроль осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Октябрьского районного муниципального образования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является: недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, законом установлен запрет на проведение дублирующего контроля разными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в отношении одних и тех же требований (обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами), в отношении одного и того же проверяемого субъекта.
Подпунктами 2 и 4 пункта 7 Положения установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Октябрьского районного муниципального образования осуществляет муниципальный земельный контроль на территории Октябрьского РМО РК за: «соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; использованием земель по целевому назначению».
Между тем, в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ и п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689, контроль за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также, без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению отнесены к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Указанные противоречия в соответствии с подпунктом «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 36, являются коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, поскольку в нормативном правовом акте присутствуют дублирующие полномочия органов местного самоуправления.
Таким образом, анализ вышеуказанных правовых норм приводит к выводу, что подпункты 2 и 4 пункта 7 Положения о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Октябрьского районного муниципального образования осуществляет муниципальный земельный контроль на территории Октябрьского РМО РК за: «соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; использованием земель по целевому назначению» противоречат ст. 71 Земельного кодекса РФ и п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689.
Поскольку указанные нормы Положения противоречат федеральному законодательству, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ считает необходимым признать их недействующими со дня принятия.
Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» настоящее решение или сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи, с чем с органа, принявшего оспариваемое Положение – Собрания депутатов Октябрьского РМО РК подлежит взысканию в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 рублей, от уплаты которой прокурор был освобожден в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 251-253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия - удовлетворить.
Признать подпункты 2 и 4 пункта 7 Положения о муниципальном земельном контроле на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия, утвержденного решением Собрания депутатов Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 1 октября 2007 года № 210, в части слов, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Октябрьского районного муниципального образования осуществляет муниципальный земельный контроль на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия за: «соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю; использованием земель по целевому назначению», противоречащими требованиям ст. 71 Земельного кодекса РФ и п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 и недействующими со дня принятия Решения Собрания депутатов Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия №210 от 1 октября 2007 года «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия».
Взыскать с Собрания депутатов Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий - подпись
Копия верна:
Судья
Октябрьского районного суда
Республики Калмыкия А.П. Чагдаев
Решение вступает в законную силу 05 февраля 2011 года.
Судья А.П.Чагдаев