РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... августа 2010 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Рафиковой И.Н., при секретаре Толстиковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Буянова Р.В. к Администрации г.Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу, понуждении предоставить копию распоряжения КУМИ, информацию о результатах проведения аукциона, копии договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска истец указал, что к нему обратился индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Б. с целью получения юридической помощи по вопросу реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, расположенного по адресу: ....
Буянов Р.В. имеет статус адвоката (регистрационный номер в реестре адвокатов Иркутской области №).
Ссылаясь на п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указывает, что в целях получения информации, необходимой для оказания юридической помощи Б., ....06.2010 адвокатом Буяновым Р.В. был направлен адвокатский запрос в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска о предоставлении копии распоряжения КУМИ г. Иркутска от ....04.2010; информации о результатах проведения аукциона по продаже нежилого помещения расположенного по адресу: ...; копии договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по ....
Копии данных документов необходимы для исследования вопроса о законности проведения аукциона по продаже помещения, которое находится у Б. на праве аренды.
О проведении данного аукциона стало известно из информации, размещенной на сайте КУМИ г. Иркутска. На ....05.2010 был объявлен аукцион КУМИ г.Иркутска по продаже данного нежилого помещения. При этом начальная цена приватизации согласно информационного сообщения установлена в размере 4 000 000 руб. Однако, в нарушение Федерального закона № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» И.П. Б. не было предоставлено преимущественное право приобретения арендуемого нежилого помещения по данной цене.
В этой связи адвокатом в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации был направлен соответствующий запрос в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Иркутска.
....06.2010 адвокатом Буяновым Р.В. был получен отказ КУМИ г.Иркутска предоставить запрашиваемую информацию.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Иркутска нарушил право адвоката Буянова Р.В. на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, предусмотренное п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Просит суд признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, в предоставлении информации по адвокатскому запросу о выдаче копии распоряжения КУМИ г. Иркутска № от ....04.2010, информации о результатах проведения аукциона по продаже нежилого помещения расположенного по адресу: ..., а также копии договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по ....; обязать Администрацию г. Иркутска, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска предоставить адвокату Буянову Р.В.:
- копию распоряжения КУМИ г. Иркутска № от ....04.2010;
- информацию о результатах проведения аукциона по продаже нежилого помещения расположенного по адресу: ...;
- копию договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по ...
В судебном заседании Буянов Р.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения по их основаниям. Указал, что Администрация г. Иркутска к операторам по смыслу ФЗ «О персональных данных» не относится. Следовательно Федеральный закон от 25.11.2009 № 266-ФЗ «О персональных данных» не распространяется на Администрацию г.Иркутска. Просил заявление удовлетворить.
Представители Администрации г.Иркутска Медведева К.В., действующая по доверенности от ....03.2010 и Корень С.А., явившаяся на выступление в прениях, действующая по доверенности от ....12.2009 в судебном заседании заявленные требования не признали. Поддержала доводы отзыва, в которых указали следующее.
Администрация города Иркутска не согласна с заявленными требованиями, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям:
....06.2010 в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска поступил адвокатский запрос адвоката Буянова Р.В. с просьбой представить копию распоряжения КУМИ г. Иркутска от ....04.2010, информацию о результатах проведения ....05.2010 аукциона и копии договора купли-продажи.
....06.2010 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска был подготовлен ответ на данное заявление в котором в том числе разъяснялось, что аукцион по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., состоялся ....05.2010, продажная цена объекта составила 4 600 00 руб.
Ссылаясь на п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 6, 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указывают, что право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения.
Таким образом, поскольку в данном случае в адвокатском запросе от ....06.2010 были запрошены документы, содержащие конфиденциальные сведения они согласно действующему законодательству не могли быть предоставлены заявителю.
Кроме того, запрошенное адвокатом Буяновым Р.В. распоряжение от ....04.2010 г. № в соответствии с действующим законодательством было опубликовано в газете «Дело» № от ....04.2010 и являлось общедоступным.
Соответственно вопрос о целесообразности защиты прав и законных интересов ИП Б. в судебном порядке мог быть решен заявителем на основании опубликованных, общедоступных документов.
Дополнительно указали, что в договоре содержатся сведения о паспортных данных покупателя, поэтому данный договор не могли предоставить, остальную информацию заявитель мог получить на сайте.
Ссылаясь на со ст. 1 ФЗ Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», указали, что в данном случае сбор информации о персональных данных покупателя объектов муниципальной собственности органами местного самоуправления не относятся к отношениям на которые не распространяется действие настоящего закона.
Согласно ст. 3 ФЗ № 152-ФЗ оператор персональных данных - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
Статья 3 данного закона также определила, что использование персональных данных - это действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц.
В соответствии с пп. 2 п.2 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ ФЗ обработка персональных данных осуществляется также в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Соответственно положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» полностью относятся к правоотношениям сложившимся между Администрацией города Иркутска и покупателем муниципального имущества на аукционе.
Исходя из вышеизложенного Администрация города Иркутска просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.8 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ-149) гражданин имеет право на получение от госорганов и органов местного самоуправления, должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ информацию, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ:
к нормативно-правовым актам, затрагивающем права и свободы и обязанности человека и гражданина
информация о состоянии окружающей среды
информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления
информации открытых фондов библиотек
иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами
Госорганы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить такую информацию не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Решение и действия и бездействия госорганов и органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В развитие указанной нормы закона действует и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» В силу этой нормы адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Наряду с этим согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением обезличивания персональных данных и общедоступных персональных данных. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно «Перечня сведений конфиденциального характера», утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 к ним относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Таким образом равными по значения федеральными законами установлено право гражданина, адвоката получать информацию, при условия отсутствия ограничения к ее доступу.
В судебном заседании установлено, что Буянов Р.В. является адвокатом, регистрационный номер № в реестре адвокатов Иркутской области Между Буяновым Р.В. и Б. был заключен договор от ....06.2010 на оказание юридической помощи адвоката, для представления интересов Б. по делу об оспаривании результатов аукциона, проведенного ....05.2010 КУМИ г. Иркутска, по продаже нежилого помещения, расположенного по адресу: ... В целях получения информации необходимой для оказания юридической помощи доверителю, в силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», обратился с запросом в КУМИ г. Иркутска о предоставлении копии распоряжения КУМИ г. Иркутска № от ....04.2010; информации о результатах проведения аукциона по продаже нежилого помещения расположенного по адресу: ...; копии договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по .... КУМИ г. Иркутска было отказано в предоставлении документов
При установленных обстоятельствах суд считает требование заявителя о предоставлении копии распоряжения КУМИ г. Иркутска № от ....04.2010 правомерным и подлежащим удовлетворению, т.к. указанное распоряжение в соответствии с действующим законодательством являлось общедоступным, было опубликовано в газете «Дело» № от ....04.2010 что признается и заинтересованным лицом, в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На дату рассмотрения заявления Буянова Р.В. такое распоряжение КУМИ не было передано заявителю и было представлено в материалы гражданского дела как приложение к отзыву на заявление Буянова Р.В.
Требование заявителя о предоставлении информации о результатах проведения аукциона по продаже нежилого помещения расположенного по адресу: ..., суд считает не подлежащим удовлетворению, т.к. в письме КУМИ от ....06.2010 Буянову Р.В. была предоставлена информация о результатах проведения аукциона в отношении нежилого помещения по указанному адресу. Поскольку заявитель не требовал определенной формы такой информации суд считает исполненной КУМИ его запрос в письме с указанием, что «аукцион по продаже нежилого помещения по адресу ... состоялся ....5.10г, продажная цена объекта -4 600 000руб.»
В ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ предусмотрены случаи, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. При этом предоставление информации о персональных данных субъекта по адвокатскому запросу федеральным законодательством не предусмотрено. Закрепленные ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право адвоката на сбор сведений необходимых для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию, не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения. В договоре купли-продажи имеется информация о персональных данных по которым можно идентифицировать личность покупателя, т.к. Администрация г. Иркутска в силу своей деятельности получило доступ к персональным данным, должна обеспечивать их конфиденциальность. Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требование Буянова Р.В. о предоставлении копии договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по ... не подлежит удовлетворению.
Не принимается судом довод Буянова Р.В. о том. что КУМИ Администрации г.Иркутска не может являться оператором по смыслу ФЗ-152 «О персональных данных» В соответствии со ст.1 ФЗ-152 данным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами госвласти, органами госвласти субъектов РФ, иными госорганами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, физлицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использование средств автоматизации
По данным ст. 3 ФЗ-152 оператор -госорган, муниципальный орган, юрлицо или физлицо, осуществляющее обработку персональных данных, а также осуществляющие цели и содержание обработки персональный данных. Оценивая указанные нормы закона, суд считает, что законодателем определен круг лиц, занимающихся автоматизированным учетом и обработкой персональных данных. При этом Общероссийским классификатором органов госвласти и управления разработан перечень таких органов, по смыслу которого Администрация г.Иркутска также относится к таким органам. Примерами средств автоматизации является система кадастрового учета, госучета объектов недвижимости, система сведений налогоплательщиков, государственная автоматизированная система «Выборы» и иные системы. Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска Администрации г.Иркутска также участвует в формировании определенных автоматизированных сведений -реестра муниципального имущества. Как установлено судом именно из указанного реестра в результате сделки выбыло имущество- нежилое помещение. Приобретателем такого имущества стал физическое лицо- Д. Исходя из изложенного и анализа судебной практики, суд принимает суждение представителя Администрации г.Иркутска Медведевой К.В. о том. что сведения договора купли-продажи содержат персональные данные о покупателе.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Буянова Р.В. удовлетворить частично.
Признать отказ Администрации г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в предоставлении копии распоряжения КУМИ г.Иркутска № от ....04.2010- незаконным.
Обязать Администрации г. Иркутска в лице Комитета по Управлению муниципальным имуществом г. Иркутска предоставить Буянову Р.В. копию распоряжения КУМИ г.Иркутска № от ....04.2010.
В удовлетворении заявления о признании отказа Администрации г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в предоставлении информации о результатах проведения аукциона, представления копии договора купли-продажи нежилого помещения незаконным, понуждении в представлении информации по результатам аукциона, договора купли-продажи Буянову Р. В. - отказать
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней, со дня изготовления полного текста решения.
Судья Рафикова И.Н. не вступило в законную силу