Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2010 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего Усовой Н.М., при секретаре Ивановой, с участием заявителя Егерь Н.Л., представителя Егерь Н.Л. - Казак Т.С., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Генько Д.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № №2-2109/2010 по заявлению Егерь Н.Л., заинтересованные лица Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, Администрация г. Иркутска о признании незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом от утверждения схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
В обоснование заявитель указала, что в соответствии с абз 1-2 п.1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Согласно абз1 п.7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимом для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Указывает, что для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка требуется утверждение схемы расположения земельного участка.
Указывает, что месторасположение границ земельного участка и его площадь определяются согласно п.7 ст. 36 ЗК РФ с учётом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Поясняет, что Егерь Н.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу : ..., на основании Соглашения о разделе домовладения и прекращении общей долевой собственности, зарегистрированным ....09.2009 г.,. Поясняет, что К. и Егерь Н.Л. был определен порядок пользования земельным участком в соответствии с Соглашением от ... сентября 2009 года, согласно которому часть земельного участка, где расположен дом и необходимая для его эксплуатации перешли в пользование Егерь Н.Л. Закрепленный в соглашении порядок пользования земельным участком существовал с 1996 года.
Поясняет, что и 17 февраля 2010 года Егерь Н.Л. в порядке ст. 36 ЗК РФ обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу : ....
Поясняет, что Егерь Н.Л. за свой счет были произведены землеустроительные работы и в КУМИ были представлены материалы по составлению схемы расположения земельного участка, изготовленные ООО НПЦ «...» на испрашиваемый земельный участок.
Поясняет, что схема расположения земельного участка согласована отделом геолого-геодезической службы департамента архитектуры и градостроительства КГП, отделом градостроительного межевания, отделом по Октябрьскому округу департамента архитектуры и градостроительства, департаментом архитектуры и градостроительства КГП Администрации г. Иркутска.
Поясняет, что ... марта 2010 года Егерь Н.Л. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 210 кв.м, расположенного по адресу : ... под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.
Поясняет, что в предусмотренный 7-дневный срок с момента получения согласования КГП проекта территориального землеустройства КУМИ не утвердило и не направило Егерь Н.Л. проект границ испрашиваемого земельного участка, что является нарушением абз 7 п.2.1.4 Порядка согласования границ, п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
Указывает, что в письме от ... марта 2010 года № «Об утверждении схемы расположения земельного участка « КУМИ сообщил, что утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным.
Считает, что Егерь Н.Л., являясь собственником жилого дома, обладает исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка. Считает, что тот факт, что на испрашиваемом земельном участке помимо дома, находящегося в собственности Егерь Н.Л. находится самовольная постройка, не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации собственником своего дома.
Указывает, что письмом от ... апреля 2010 года КУМИ указал, что после сноса самовольно возведенного объекта будет рассмотрена возможность оформления прав на испрашиваемый земельный участок.
Считает, что действия КУМИ, выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка, влекут для Егерь Н.Л. невозможность предоставления исключительного права на приватизацию земельного участка на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее Егерь Н.Л. на праве собственности.
По основаниям ст.ст. 254-258 ГПК РФ просит суд
В судебном заседании Егерь Н.Л. и ее представитель - Казак Т.С., действующая на основании доверенности требования, изложенные в заявлении, уточнении заявления, дополнении к заявлению, поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации г. Иркутска Генько Д.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Выслушав пояснения истца и ее представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела. суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Егерь Н.Л. принадлежит на праве собственности жилой дом, назначение : жилое, 1-этажный, общая площадь 25,9 кв.м, инв. №, лит.№, №, адрес объекта : ..., данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... сентября 2009 года № (л.д.10), соглашением о разделе домовладения и прекращении общей долевой собственности от ... сентября 2009 года (л.д.13); договором дарения от ... марта 1996 года (л.д. 98).
Согласно договора дарения от ... марта 1996 года Я. подарила Егерь Н.Л. принадлежащую ей на праве личной собственности 1/5 долю дома со всеми строениями, находящегося по адресу : .... В договоре указано, что целое домовладение состоит из двух жилых бревенчатых домов полезной площадью 185,7 кв.м, из них жилой площади 131,9 кв.м, восьми сараев, двух навесов, трех уборных, ограждений, расположенных на земельном участке мерою 849,0 кв.м
Согласно соглашения о разделе домовладения и прекращении общей долевой собственности от ... сентября 2009 г.в собственность Егерь Н.Л. перешёл 1-этажный бревенчатый жилой дом общей площадью 25,9 кв.м, в том числе жилой - 18,4 кв.м, лит. №, №, №, №, инвентарный номер №, расположенный по адресу : ....
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждают и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Решением Думы г. Иркутска № от ... мая 2009 года утвержден Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска.
Согласно п.1 Порядка земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, на которых расположены здания, строения, сооружения, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, законодательством Иркутской области и настоящим Порядком.
Решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (за исключением капитальных гаражей), принимаются постановлением администрации г. Иркутска.
Согласно п.8 Порядка в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель (ли) подает (ют) в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее- схема расположения земельного участка) с указанием цели использования такого земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п.2 настоящего Порядка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.
В соответствии с п.10.2 действующего Порядка к исключительной компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска относится в том числе осмотр земельного участка с целью обследования его естественных границ, установления фактического использования, проверки наличия представленных документов, предусмотренных настоящим Порядком, на объекты недвижимости, расположенные на формируемом земельном участке, а так же установления факта отсутствия самовольно возведенных строений на нем.
В судебном заседании установлено, что Егерь Н.Л. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска с заявлением от ... марта 2010 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 210 кв.м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по адресу : ... под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями (л.д.125)
Из ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом от ... марта 2010 года № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» (л.д.11) следует, что в результате обследования земельного участка, расположенного по адресу : ..., выявлено нахождение на нем так же двухэтажного капитального объекта недвижимого имущества, являющегося объектом самовольного строительства. Документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимого имущества у Вас отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу : ... не представляется возможным.
Письмом от ....04.2010 № (л.д.12) Егерь Н.Л. дополнительно было сообщено, что после сноса самовольно возведенного объекта КУМИ г. Иркутска будет рассмотрена возможность оформления прав на испрашиваемы земельный участок.
Представитель Администрации г. Иркутска Генько Д.В., действующая на основании доверенности, так же поясняла, что на испрашиваемом земельном участке находится самовольное строение и в силу ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса не допускается формирование и предоставление земельных участков, на которых расположены самовольные постройки; в связи с чем считает, что Администрация г. Иркутска правомерно указала Егерь Н.Л., что не представляется возможным утверждение схемы расположения земельного участка Данные доводы суд считает несостоятельными в связи со следующим.
Частью 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельных участков в собственность граждан. И такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как нахождение на испрашиваемом земельном участке самовольного строения - Земельным кодексом РФ не предусмотрено..
Согласно п.3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В рассматриваемом споре Егерь Н.Л. просит утвердить схему расположения земельного участка, находящегося в Октябрьском районе г. Иркутска по адресу : ..., необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенного по адресу : .... Право собственности Егерь Н.Л. на жилой дом назначение : жилое, 1-этажный, общая площадь 25,9 кв.м, инв. №, лит.№, №, адрес объекта : ..., - не оспаривается.
При установлении на каком-либо земельном участке самовольного строения, Администрация г. Иркутска вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольного строения в порядке, предусмотренном ст. 222 Гражданского кодекса РФ, данное обстоятельство является предметом иного судебного разбирательства и не может влиять на права гражданина, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса.
Утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению земельного участка. Отказ в утверждении схемы границ земельного участка препятствует Егерь Н.Л. в осуществлении предоставленного ей ст. 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию данного земельного участка как собственника индивидуального жилого дома, расположенного по адресу : .....
Оценивая в совокупности установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что наличие самовольной постройки на испрашиваемом заявителем земельном участке само по себе не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и, как, следствие - отказа в предоставлении земельного участка гражданину, имеющему на праве собственности здание, строение, сооружение, находящееся на спорном земельном участке.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
При решении вопроса о законности произведенного отказа в утверждении схемы расположения земельного участка суд учитывает, что действующим законодательством предусмотрено неотъемлемое право граждан на получение в собственность либо на другом законном праве земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения. При этом разработан определенный механизм обращения граждан по указанному вопросу в органы местного самоуправления и определены критерии и основания, по которым гражданам может быть отказано в реализации указанного права.
Отказывая Егерь Н.Л. в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, администрация г.Иркутска лишила заявителя возможности обратиться в орган местного самоуправления по вопросу получения земельного участка, фактически находящегося в ее пользовании. При этом доводы администрации г.Иркутска о том, что на спорном земельном участке расположена самовольная постройка не могут быть приняты во внимание, поскольку Егерь Н.Л.. обратилась в администрацию г.Иркутска пока по вопросу утверждения схемы земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом под лит.№,№ со служебно-хозяйственными строениями. При этом администрация г.Иркутска не оспаривает существование на испрашиваемом к утверждению земельном участке принадлежащего на праве собственности Егерь Н.Л. жилого дома, не оспаривает фактическое пользование Егерь Н.Л. земельным участком, в связи с чем суд не может согласиться с обоснованностью оспариваемого отказа.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что действиями Администрации г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска по отказу Егерь Н.Л. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по адресу : ... нарушает права и законные интересы заявителя и нарушенное право подлежит восстановлению.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено других обстоятельств, кроме указанных в оспариваемом ответе КУМИ Администрации г. Иркутска, к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, суд считает возможным удовлетворить заявленные Егерь Н.Л. требования в части возложения на Администрацию г. Иркутска обязанности утвердить схему расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 245-250, 254-258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ..., необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенного по адресу : ..., принадлежащего Егерь Н.Л..
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска утвердить схему расположения земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. ..., необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, расположенного по адресу : ..., принадлежащего Егерь Н.Л..
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течении 10 дней со дня изготовления полного текста решения, которое будет изготовлено ... сентября 2010 года через Октябрьский районный суд г. Иркутска.
Судья : Н.М. Усова