О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.09.2010г. Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи А.Н. Кузнецова, при секретаре К.П. Светус, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесник Л.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании решения незаконным и понуждении назначить досрочную трудовую пенсию

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований истец указал, что решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска от ....06.2010г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа. В обоснование причины отказа указано, что в стаж работы не включен период работы с ....09.1987г. по ....06.2010г. (20 лет 1 мес. 29 дней) в должностях бухгалтера, старшего бухгалтера, старшего экономиста, ведущего экономиста, заместителя главного бухгалтера в ФГУЗ «...», т.к. научно-исследовательский противочумный институт не является учреждением здравоохранения, в соответствие с требованиями Списка № 2, учреждения науки во всех номенклатурах учреждений здравоохранения отсутствуют и не включены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Истец полагает, что данное решение незаконно. Просит суд признать решение № от ....06.2010г. незаконными, обязать ответчика включить в стаж соответствующие периоды работы с ....09.1987г. по ....06.2010г. (20 лет 1 мес. 9 дней), признать право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня наступления права на пенсию.

В судебном заседании истец Колесник Л.В. исковые требования поддержала.

Представитель ФГУЗ «...» Б. полагала, что иск обоснован.

Представитель УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Серова О.Ю. исковые требования не признала.

В письменном отзыве на иск ответчик указал, что п. 2 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих видов работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовой пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Позицией 22600000-1754а раздела 24 «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка 2 предусмотрены работники, занятые в противочумных учреждениях. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основным условием для предоставления пенсионных льгот является постоянная занятость в противочумных учреждениях здравоохранения. Перечень учреждений здравоохранения содержится в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В указанном перечне имеются как учреждения здравоохранения, так и медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские учреждения, аптечные, фармацевтические организации, службы материально-технического обеспечения и др., которые не пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение. Необходимо отметить, что отнесение учреждения к учреждениям здравоохранения является прерогативой Минздрава России. Указанной номенклатурой поименованы противочумные центры и станции (подпункт 3.2.) Противочумные научно-исследовательские институты не предусмотрены. Аналогичное положение содержалось и в п. 1 раздела 2 номенклатуры, действующей в период работы истца в институте, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 1000 от 23.10.1978 года. Согласно п. 4 Разъяснения Минтруда России № 5 от 22.05.1996 год «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Минтруда России № 29 от 22.05.1996 года работники отделов и лаборатории таких учреждений как научно-исследовательские институты, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда только в тех случаях, когда эти лаборатории и организации прямо указаны в Списках. Аналогичная ссылка содержалась и в п.1 разъяснения Минтруда и занятости РСФСР и Минсоцзащиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и № 2». Противочумные научно-исследовательские институты, равно как другие учреждения науки в Списке 2 отсутствуют. Ссылка истца на нормативные акты не может являться основанием для отнесения ГУ Иркутского противочумного института к учреждениям здравоохранения, и применяться, поскольку они не регулируют отношения по назначению пенсий, в них не содержатся перечни учреждений здравоохранения. Постановление от 2912.2004 года № 872 также не может применяться, поскольку вступает в силу только с 01.01.2005 года, а институт отнесен там к учреждениям оздоровительного профиля, а не к учреждениям здравоохранения. Таким образом, период работы истца в Иркутском научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Просят в иске отказать.

Выслушав явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2).

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан (статья 1 Федерального закона).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, следующим лицам : мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Аналогичное положение было закреплено и в п.6 ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» №304-1 от 20.11.1990 г. действовавшего до 01.01.2002 г.

Согласно п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537 в п.п. «б» п. 1 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными условиями и тяжелыми труда, утвержденный постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии ( далее Список №2).

Из материалов пенсионного дела следует, что истец ....06.2010г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска по вопросу назначения ей пенсии на льготных основаниях в соответствии пп.2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно решению Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска № от ....06.2010г. Колесник Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Согласно указанному решению в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с ....09.1987г. по ....06.2010г. - 22 года 8 мес. 29 дней, бухгалтером, старшим бухгалтером, старшим экономистом, ведущим экономистом, заместителем главного бухгалтера Иркутского ..., так как научно-исследовательский противочумный институт не является учреждением здравоохранения, в соответствии с требованиями Списка №2, учреждения науки во всех номенклатурах учреждений здравоохранения отсутствуют и не включены в раздел «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2. Кроме того, из указанного периода работы с ....09.1987г. по ....06.2010г. не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ периоды: с ....12.1991г. по ....06.1993г. - 1 год 5 мес. 29 дней, период ухода за ребенком до 3 лет; с ....07.1995г. по ....08.1995г. - 29 дней, не полная занятость; с ....08.1995г. по ....09.1995г. - 1 мес. 3 дня, отпуск без сохранения заработной платы; с ....09.1995г. по ....10.1995г. - 1 мес. 10 дней, не полная занятость, ....01.1996г. - 1 день, отпуск без сохранения заработной платы; с ....04.1996г. по ....07.1996г. - 3 мес. 27 дней, не полная занятость; с ....09.1996г. по ....12.1996г. - 3 мес. 19 дней, не полная занятость; ....04.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....04.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....04.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....04.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....04.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....05.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....05.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....05.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....05.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....06.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....06.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....06.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....06.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....07.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....07.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....07.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....07.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....07.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....08.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....08.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....09.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....09.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....09.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....09.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....10.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....10.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....10.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....10.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....10.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....11.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....11.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....11.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....11.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....12.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....12.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....12.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....12.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....12.1999г. - 1 день, не полная занятость; ....01.2002г. - 1 день, отпуск без сохранения заработной платы; с ....02.2002г. по ....03.2002г. - 10 дней, отпуск без сохранения заработной платы; с ....03.2002г. по ....03.2002г. - 2 дня, отпуск без сохранения заработной платы; с ....03.2002г. по ....03.2002г. - 2 дня, отпуск без сохранения заработной платы; с ....03.2002г. по ....03.2002г. - 2 дня, отпуск без сохранения заработной платы; с ....03.2002г. по ....03.2002г. - 2 дня, отпуск без сохранения заработной платы; ....04.2002г. - 1 день, отпуск без сохранения заработной платы; с ....05.2002г. по ....05.2002г. - 3 дня, отпуск без сохранения заработной платы; ....05.2002г. - 1 день, отпуск без сохранения заработной платы; всего 2 года 7 месяцев. В связи с чем, истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.

Оценив условия, специфику и характер осуществляемой истцом работы, выполняемые им трудовые функции, направления деятельности в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока суд приходит к следующему. Согласно записи в трудовой книжке Колесник Л.В. принята на должность бухгалтера в ... (приказ № от ....09.1987г.), ....06.1989г. переведена на должность старшего бухгалтера, ....06.1991г. переведена на должность старшего экономиста, ....11.1991г. переведена на должность ведущего экономиста, ....08.1994г. переведена на должность заместителя главного бухгалтера.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истец работала полный рабочий день в течение полной рабочей недели в периоды с ....11.1987г. по настоящее время в качестве бухгалтера, старшего бухгалтера, старшего экономиста, ведущего экономиста, заместителя главного бухгалтера в производстве Федеральное государственное учреждение здравоохранения в особых условиях труда - работника, занятого в противочумном учреждении ... за исключением следующих периодов: отпуска без сохранения заработной платы с ....08.1995г. по ....09.1995г., ....01.1996г., ....01.2002г., с ... по ....02.2002г., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ....03.2002г., ....04.2002г., с ....05.2002г. по ....05.2002г., ....05.2002г.; неполная занятость 0,5 ставки с ....07.1995г. по ....08.1995г., 0,5 ставки с ....09.1995г. по ....10.1995г., 0,75 ставки с ....04.1996г. по ....07.1996г., с ....09.1996г. по ....12.1996г., ..., ..., ..., ..., ....04, ..., ..., ..., ....05, ... ..., ..., ....06., ..., ..., ..., ..., ....07., ..., ....08., ..., ..., ..., ....09., ..., ..., ..., ..., ....10., ..., ..., ..., ....11, ..., ..., ..., ..., ....12.1999г.; в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ....08.1990г. по ....12.1991г., по уходу за ребенком до трех лет с ....12.1991г. по ....06.1993г.

Согласно ст. 94 Закона… при подсчете трудового стажа, дающего право на назначение льготной пенсии в связи с особыми условиями труда, период работы в противочумном учреждении исчисляется в двойном размере. Таким образом, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска истец имеет необходимый стаж для назначения льготной пенсии (проработал на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет, имеет страховой стаж 20 лет). Следовательно, на момент вынесения отказа, условия для назначения данного вида досрочной трудовой пенсии соблюдены.

Из определения Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 года № 107-О следует, что сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере гарантируется всем гражданам, которые на день введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда. При этом, из указанного Закона не следует, что право указанной категории граждан на досрочное назначение трудовой пенсии может быть поставлено в зависимость от того, является ли в настоящее время тяжелыми или перестала считаться таковыми та работа, которая в период их выполнения гражданином относилась согласно действовавших нормативных актов к работам с тяжелыми условиями.

Истцу было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ФГУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока не может быть отнесен, как противочумное учреждение Министерства здравоохранения, поскольку Единой номенклатурой учреждений здравоохранения предусмотрены противочумные центры(станции), а учреждения науки в том числе противочумные научно-исследовательские институты не указаны.

Суд не может согласиться с данным выводом ответчика по следующим основаниям. Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554 в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля. Те же самые указания содержатся и в п. 8 Постановления Правительства РФ «Вопросы здравоохранения» от 14.10.1996 № 1217, в Постановлении Правительства РФ от 8.10.1993 № 1002 «О некоторых вопросах оплаты труда работников здравоохранения»; Положении об оплате труда работников здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377. Данными документами работникам Иркутского научно-исследовательского противочумного института, увеличены оклады в порядке и размерах, предусмотренных для работников здравоохранения.

Эти обстоятельства подтверждаются также и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872, которым были утверждены учреждения здравоохранения, в том числе и Государственное учреждение ... ( далее по тексту ФГУЗ ... ).

Как видно из Устава института, его учредителем является Министерство здравоохранения РФ, через которое осуществляется его финансирование. По сведениям Управления Федерального казначейства по г. Иркутску главным распорядителем по лицевому счету является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ ( Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314).

При создании института ... июля 1934 года было утверждено Положение об Иркутском государственном Противочумном институте НКЗДРАВА Сибири и ДВК ( утверждено Наркомздравом РСФСР). Приказом народного комиссара здравоохранения от ....07.1934 года был назначен директор данного учреждения. При указании в приказе от ....07.1934 года о создании данного института видно, что данный институт создан на базе Иркутской противочумной станции. И согласно Положению являлся руководящим учреждением для всех периферических противочумных пунктов ( станций) Сибири и Дальневосточного края. Кроме того Институту была выдана лицензия Министерством здравоохранения на разрешение деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнении работ с микроорганизмами 1-4 группы патогенности.

Как следует из приказа № 37 от 05.02.2004 года к противочумным учреждениям Министерства здравоохранения РФ отнесены как противочумные институты, так и противочумные станции. В числе данных противочумных учреждений Минздрава России указан и Институт.

Согласно положению о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 года в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля. Аналогичные указания содержатся и в п. 8 Постановления Правительства РФ «Вопросы здравоохранения» от 14.10.1996 года № 1217.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФГУЗ ... относится к учреждению здравоохранения. Правом на досрочную трудовую пенсию имеют работники, занятые в противочумных учреждениях. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством основным условием для предоставления пенсионных льгот является согласно Списку № 2 постоянная, полный рабочий день, занятость в противочумных учреждениях здравоохранения. При этом не предусмотрены ограничения для назначения такой пенсии и не имеет значение наименование профессий и характер выполняемой работы, ведомственная принадлежность учреждения, их организационно -правовая форма.

Кроме того, ФЗ «О трудовых пенсиях» не предусматривает назначение данной пенсии на основании номенклатуры ведомства. В частности Министерства здравоохранения. Отсутствие научно-исследовательских противочумных институтов в Номенклатуре государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, при том обстоятельстве, что судом установлено, что данное учреждение находится в ведении Министерства здравоохранения, которое является его учредителем и распорядителем финансов, не может служить основанием для ограничения прав истца при обращении за назначением пенсии на льготных основаниях.

При таких обстоятельствах суд полагает, что решение об отказе в назначении истцу пенсии на льготных основаниях в части не включения периодов работы в ФГУЗ «...» незаконно. Однако суд считает, что следует исключить периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы, периоды неполной занятости, периоды нахождения истца в декретном отпуске (2 года 7 месяцев) в соответствии с условиями назначения пенсии и постановлением Правительства РФ от 06.07.2002г. № 516. Однако исключение вышеуказанных периодов из стажа работы, дающего право на назначение пенсии на льготных основаниях, не влияет на выводы суда в части признания за истцом права на назначение пенсии на льготных основаниях, в соответствии с требованиями ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Следовательно, исковые требования истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска об отказе включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, периодов работы: с ....09.1987г. по ....06.2010г. - подлежит удовлетворению. Исковые требования в части включения в стаж периода работы истца с ....09.1987г. по ....06.2010г., признании права и понуждении назначить досрочную трудовой пенсии с ....06.2010г. также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Колесник Л.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления ПФ РФ в Октябрьском районе г. Иркутска от ....06.2010г. № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Колесник Л.В..

Признать право Колесник Л.В. на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Обязать Управление пенсионного фонда в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска:

- включить в трудовой стаж в льготном исчислении периоды работы Колесник Л.В. с ....09.1987г. по ....06.2010г. - 20 лет 1 мес. 29 дней в должностях бухгалтера, старшего бухгалтера, старшего экономиста, ведущего экономиста, заместителя главного бухгалтера в ....

- назначить Колесник Л.В. досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда с ....06.2010г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска.

Судья: