Об обязании предоставить земельный участок в собственность



ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2010 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судья Амосовой Н.Л., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2856/2010 по иску Агеева В.В., Тримасовой Ю.В., Андреева Г.П., Шабаловой А.В., Переваловой В.И., Богатыревой Е.Е., Шарова В.Я. к Администрации г.Иркутска о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, обязании предоставить земельный участок в общую долевую собственность,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истцы указали, что в соответствии с Земельным законодательством РФ обратились в Администрацию г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного ..., под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Истцами был получен отказ в предоставлении данного земельного участка в связи с тем, что «Департаментом архитектуры и градостроительного комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска при согласовании проекта постановления Администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка, расположенного ... была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий.

Таким образом, земельные участки, находящиеся в границах красных линий, не должны отчуждаться в собственность, т. е. земельный участок, расположенный в ..., может быть предоставлен только в арендное пользование.

К данному отказу был приложен ситуационный план земельного участка, расположенного по ..., где указаны планируемые красные линии по проекту планировки Октябрьского района г. Иркутска, но в данном ситуационном плане указано, что проект не утвержден.

Отказ Администрации г. Иркутска нарушает право истцов предусмотренное ст. 35 Конституции РФ - что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.», а также ст. 36 Конституции РФ - граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю..., положения ст. 36 ЗК РФ об исключительном праве граждан - собственников зданий, строений, сооружений, на приватизацию земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-I "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственность на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В Определении судебной коллегии Верховного суда РФ от 16.09.2008г. № 4-В08-11 указано, что: «В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК, федеральными законами.

Как следует из п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка. Однако спорные отношения сторон под случаи, указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, не подпадают.

Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Указание Администрации на расположение красных линий считают, не законной ссылкой на п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», т. к. проект красных линий данной территории не утвержден в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Также при разработке проекта красных линий не учтена исторически сложившиеся застройка объектами недвижимости территории усадьбы Седова 55, зарегистрированных в УФРС, с выдачей свидетельства о праве собственности.

Просят признать отказ Администрации г. Иркутска № от ... мая 2010г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый номер №, площадью 1462 кв. м. в общую долевую собственность незаконным, обязать Администрацию г. Иркутска предоставить земельный участок, расположенный по адресу: ... кадастровый номер №, площадью 1462 кв. м. в общую долевую собственность под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек Андрееву Г.П. в размере 1/10 доли, Шабаловой А.В. в размере 1/10 доли, Шарову В.Я, в размере 1/10 доли, Богатыревой Е.Е. в размере 1/5 доли, Переваловой В.И. в размере 1/10 доли, Агееву В.В. в размере 1/5 доли, Тримасовой Ю.В. в размере 1/5 доли.

В судебном заседании истцы Андреев Г.П., Шабалова А.В., Перевалова В.И., Богатырева Е.Е., представитель истца Андреева Г.П. - Пелихова А.В., представитель истцов Агеева В.В., Тримасовой Ю.В. - Сердюк О.С., представитель истца Шарова В.Я.-Кирпиченко Н.В., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации г.Иркутска Покорский А.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, уважительность причину неявки суду не сообщил.

Истцы Агеев В.В., Тримасова Ю.В., Шаров В.Я. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд с учетом мнения истцов, их представителей полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст.233 ГПК РФ в отсутствии не явившегося ответчика.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с Гражданским законодательством и указанным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
  2. зданиями строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
  5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

  1. объектами, в соответствии с видами, деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  2. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

2) из состава земель лесного фонда;

  1. в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  2. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  4. не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно- территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

  1. предоставленные для нужд связи;
  2. занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пункт 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Пунктом 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На основании п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат следующие земельные участки в составе земель:

-лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

-зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

-общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

-не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании установлено, что Агеев В.В. на основании решения Октябрьского районного суда г. Иркутска от ....11.2008 г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....02.2009 г. является собственником 8/40 доли в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Тримасова Ю.В. на основании решения Октябрьского районного суда г.Иркутска от ....11.2008г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....02.2009г. является собственником 8/40 доли в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Андреев Г.П. на основании договора от ....01.1979г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....04.2009г. является собственником доли 1/10 в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Богатырева Е.Е. на основании договора от ....02.1995 г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....04.2009г. является собственником доли 1/5 в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Перевалова В.И. на основании договора от ....10.1988 г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....04.2009 г. является собственником доли 1/10 в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Шабалова А.В. на основании договора от ....01.1979 г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....04.2009г. является собственником доли 1/10 в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ..., Шаров В.Я. на основании договора от ....03.1979 г., свидетельства о государственной регистрации права выданного ....04.2009г. является собственником доли 1/10 в общей долевой собственности в виде жилого дома по адресу: ....

В соответствии с ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не предусмотрено законом, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений. Указанное право осуществляется гражданином и юридическим лицом в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 29 ЗК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставление этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Истцы обратились в Администрацию г. Иркутска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в ..., под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Истцами был получен отказ от ....05.2010 г. № в предоставлении данного земельного участка в связи с тем, что департаментом архитектуры и градостроительного комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска при согласовании проекта постановления Администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка, расположенного в ... была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий.

Таким образом, земельные участки, находящиеся в границах красных линий, не должны отчуждаться в собственность, т.е. земельный участок, расположенный в ..., может быть предоставлен только в арендное пользование. К данному отказу был приложен ситуационный план земельного участка, расположенного по ..., где указаны планируемые красные линии по проекту планировки Октябрьского района г. Иркутска, где указано, что проект не утвержден.

Таким образом, судом установлено, что собственникам объектов недвижимости Администрацией г. Иркутска отказано в предоставлении истцам в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.

Обсуждая законность и обоснованность отказа в предоставлении земельного участка в собственность суд приходит к следующему выводу.

На основании п. 12 ст. 85 ЖК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты).

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный крут лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В ходе судебного разбирательства в подтверждение доводов о том, что спорный земельный участок находится в границах «красных линий», представителем ответчика Администрации г. Иркутска суду представлен ситуационный план земельного участка, находящегося по адресу: ....

Из пояснений представителя Администрации г. Иркутска следует, что земельный участок, расположенный по адресу: ... находится в границах красных линий проектируемой зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ-1), согласно проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от ....06.2007 г. Однако проект планировки Октябрьского района г. Иркутска не утвержден.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что проекты планировки территории принимались и принимаются в развитие положений Соответствующего Генерального плана.

В настоящее время в г. Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007 года, при этом, в соответствии с п 2.2 решения городской думы г. Иркутска от ....06.2007 года № новые проекты планировки территории еще не утверждены - доказательств иного представителем ответчика Администрации г. Иркутска в силу ст. 56 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: ... не находится в границах красных линий, т.е. не является земельным участком изъятым из гражданского оборота или ограниченным в обороте.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Суду представлены кадастровый план земельного участка по адресу: ... из которого видно, что указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов. При этом, спорный земельный участок к числу земель сельскохозяйственного назначения землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения, землям особо охраняемых территорий, землям лесного фонда, землям водного фонда, землям запаса не относятся. В кадастровых планах указано разрешенное использование земельных участков, совпадающее с их фактическим использованием под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

Судом установлено, что спорный земельный участок не относятся к землям, ограниченным в обороте или изъятым из оборота, согласно ст.27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии со ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ в ред. от 01.12.2007 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Суд приходит к выводу, что у Администрации г. Иркутска не было оснований к отказу в передаче спорных земельных участков в собственность, в связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199,233-237 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Агеева В.В., Тримасовой Ю.В., Андреева Г.П., Шабаловой А.В., Переваловой В.И., Богатыревой Е.Е., Шарова В.Я. удовлетворить.

Признать отказ Администрации г.Иркутска от ... мая 2010г. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровый номер №, площадью 1462 кв. м. в общую долевую собственность незаконным.

Обязать Администрацию г. Иркутска предоставить земельный участок, расположенный по адресу: ... кадастровый номер №, площадью 1462 кв. м. в общую долевую собственность под эксплуатацию жилого дома и хозяйственных построек Андрееву Г.П. в размере 1/10 доли, Шабаловой А.В. в размере 1/10 доли, Шарову В.Я, в размере 1/10 доли, Богатыревой Е.Е. в размере 1/5 доли, Переваловой В.И. в размере 1/10 доли, Агееву В.В. в размере 1/5 доли, Тримасовой Ю.В. в размере 1/5 доли.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня вынесения решения. Стороной, не присутствовавшей в суде - в течение 7 дней со дня получения копии решения путем обращения в Октябрьский районный суд г. Иркутска с заявлением о пересмотре заочного решения.

Судья: Н.Л. Амосова.