Решение о понуждении произвести изъятие земельного участка



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2010 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Рафиковой И.Н., при секретаре Федосеевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3477/2010 по иску Чжао-тин-Чжан А.М. к Администрации г. Иркутска о понуждении произвести изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения, путем выкупа,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование уточненных исковых требований истец Чжао-тин-Чжан А.М. указал, он является собственником земельного участка, расположенного в .... Данные обстоятельства подтверждаются прилагаемыми документами. Чжан А.А. является доверенным лицом Чжао-тин-Чжан А.М. по защите его прав и интересов по доверенности № от ....08.2010г.

Указанный земельный участок находится в зоне жилой малоэтажной застройки «...». ....03.2010г. он подал заявление в Комитет по градостроительной политики Администрации г. Иркутска с запросом, входит ли в планы застройки Администрации города территория на которой расположен данный участок. Из ответа, полученного от Комитета по градостроительной политики от ....04.2010г., следует, что вышеуказанный земельный участок в соответствии с разработанным проектом планировки Октябрьского района внесен в рекреационную зону, занятую бульварами, скверами, парками, а это означает изменение его целевого назначения и разрешенного использования.

В связи с выше изложенным, т.к. данное, принятое Администрацией решение нарушает права Чжао-тин-Чжан A.M., он подал соответствующее заявление в Комитет по градостроительной политике от ....04.2010г., с просьбой рассмотреть вопрос о невнесении вышеуказанного земельного участка в рекреационную зону. Наш участок площадью -601 кв. м (6 соток), находится на границе этой рекреационной зоны и ему представляется, что размер этого участка своим отсутствием в указанной зоне не повлияет на стратегическую политику городской администрации по застройке города и не внесет существенных изменений в планы по городскому обустройству. Однако, ни на это, ни на другие его заявления в положенный срок, в соответствии со ст. 12 ФЗ от 02.05.2006г., №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответа дано не было.

Таким образом, все попытки решить вопрос в досудебном порядке были Администрацией проигнорированы. Исходя из вышеуказанного, полагает, что другим решением данного вопроса и устранением нарушений Законодательства и прав Чжао-тин-Чжан A.M. могло бы послужить предложение от Администрации города о предварительном и равноценном возмещении путем выкупа вышеуказанного земельного участка, однако такого предложения со стороны руководства Администрации города не поступало.

Для защиты прав Чжао-тин-Чжан A.M., ....08.2010г. в соответствии со ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», он был вынужден обратиться в Октябрьский районный суд с заявлением признать бездействие Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска незаконным и обязать Администрацию незамедлительно рассмотреть вопрос о невнесении вышеуказанного земельного участка в рекреационную зону. Однако, представитель Администрации, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, причины своей не явки в суд не представил, и ....08.2010г., руководствуясь ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ суд вынес заочное решение : признать бездействие Администрации города Иркутска незаконным и обязать Администрацию рассмотреть вопрос о невнесении нашего земельного участка расположенного по адресу: ..., в рекреационную зону.

Впоследствии, на итоговом совещании по внесению изменений в генеральный план города Иркутска и разработки проектов планировки территорий г. Иркутска, комиссией Комитета по градостроительной политики было принято решение за № от ....09.2010г.: предусмотреть в отношении земельного участка расположенного по адресу: ..., зону парков, скверов, бульваров.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что несмотря на все попытки урегулировать вопрос в досудебном порядке и принятое решение суда, Администрация г. Иркутска данным решением проявила свою заинтересованность и серьёзность своих намерений в использовании, и дальнейшем распоряжении земельным участком принадлежащим Чжао-тин-Чжан A.M.

В связи с выше изложенным, считает, что решение, принятое Комитетом по градостроительной политике Администрации г.Иркутска нарушает его права и законные интересы, т. к. и в настоящее время и в дальнейшем, фактически он лишается возможности использовать свой земельный участок, а также распоряжаться им по своему усмотрению по причине изменения его целевого назначения и разрешенного использования.

Ст.35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Ст. 36 Конституции РФ устанавливает, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование, и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.

К одному из таких законов относится и Земельный Кодекс РФ. В ст.1 ЗК РФ, которая устанавливает «Основные принципы Земельного законодательства», говорится: Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Просит суд обязать Администрацию г. Иркутска произвести изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения, путем выкупа вышеуказанного земельного участка расположенного по адресу: ..., в соответствии со ст.35 Конституции РФ и ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, 55, 57, 63 ЗК РФ с целью устранения имеющихся нарушений Законодательства РФ и соблюдения их прав и законных интересов (л.д.26-29)

В судебное заседание истец Чжао-Тин- Чжан А.М. не явился в силу возраста и состояния здоровья. Его интересы по доверенности представлял представитель Чжао-Тин-Чжан А.А.

Представитель истца Чжао-Тин- Чжан А.А., действующий по доверенности от ....08.2010, в судебном заседании исковые требования поддержал в редакции от ....9.10г, о чем расписался в протоколе судебного заседания и дал пояснения по их основаниям. Дополнительно указал, что ему известно. что в порядке внесения изменения в генеральный план развития г.Иркутска сейчас проводятся общественные слушания. Некоторые их них он посетил. О том, что земельный участок попадает в рекреационную зону он узнал в Администрации г.Иркутска. До этого он не знал о существовании такой формулировки. Вследствие того, что этот вопрос никак не решается он не может осуществить строительство на участке или продать его. Препятствием для этого являются планы Администрации г.Иркутска. Строительство проводить невозможно вследствие будущего изъятия земельного участка. Продажа земельного участка также затруднена. Потенциальные покупатели узнают о будущем изъятии земли и отказываются от сделки. Просит заявление удовлетворить.

Представитель Администрации г. Иркутска Есева М.А., действующая по доверенности от ....11.2009, исковые требования не признала. Суду пояснила, что законом не предусмотрена обязанность Администрации в отношении заявителя выполнить какую-либо обязанность, от выполнения которой Администрация г.Иркутска уклонилась. Действующее законодательство не предусматривает понуждения к выкупу земельного участка. Изъятию земельного участка предшествуют множество процедур, которые не совершались и по времени занимают продолжительный период Только через год после извещения об изъятии земельного участка орган местного самоуправления может выйти соответствующим иском с требованием о выкупе определенного участка. Процедура о переводе земельного участка еще не завершена. Администрация г. Иркутска не препятствует в пользовании земельного участка. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующими основаниям.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие указанной нормы закона действует и ст. 283 ГК РФ требованиями которой предусмотрено, что в случаях, когда земельный участок изымаемый дл государственных или муниципальных нужд находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам предусмотренных ст. 179-282 ГК РФ. Из анализа норм ст. 279-282 ГК РФ следует, что изъятие таких земельных участков производится путем выкупа. Согласно ст. 45ч.2 Земельного кодекса право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами ст. 55 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей изъятие в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд у его собственника, порядок определения выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника устанавливаются гражданским законодательством. Из анализа указанных норм земельного, гражданского законодательства следует вывод, что они состоят в правовом единстве и полностью регулируют данные правоотношения. Таким образом определено, что земельный участок находящийся на праве собственности может быть изъят у такого собственника путем выкупа.

Вместе с тем законом не предусмотрены сроки в течение которых орган местного самоуправления обязан приступить к осуществлению такого выкупа. Такие сроки применительно к требованиям о выкупе жилого помещения предусмотрены требованиями ст. 32 ЖК РФ. Исходя из анализа указанных норм следует вывод об определенной процедуре таких действий- утверждение изменений генерального плана г.Иркутска с соблюдение процедуры общественных слушаний, решении городской думы об утверждении такого плана, решение городской думы о выполнении плана развития с разрешение необходимых вопросов о выделении финансовых средств на выкуп земельных участков и жилых помещений у их собственников с регистрацией таких решений в органах УФРС. В заседании установлено, что Чжао-Тин-Чжан А.М. является собственником земельного участка, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование-под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, общая площадь 601кв.м. (л.д.5) На дату рассмотрения иска в г.Иркутске проводятся общественные слушания, предшествующие обсуждению на городской Думе генерального плана развития г.Иркутска. Таким образом орган местного самоуправления в рамках своих полномочий решает указанные вопросы и суд считает не установленным нарушений прав истца -собственника земельного участка. Из ответа на письмо истца заместитель мэра- председатель Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска сообщает, что в соответствии с разработанным проектом планировки земельный участок расположен в зоне, занятой парками, бульварами, скверами (л.д.11) Таким образом имеются намерения ответчика осуществить такие планы развития г.Иркутска. Однако соответствующего решения со сроками исполнения, адресами усадеб, подлежащих изъятию у собственников, регистрации такого решения в УФРС не имеется. Оценивая указанные доказательства в своей совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению за недоказанностью.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований о понуждении произвести изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения, путем выкупа Чжао-тин-Чжан А.М. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней, со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен 25.10.2010 в 17-00 ч.

Судья И.Н. Рафикова

1