РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 г. Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Хижаева А.Ю.,
при секретаре Сахаровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3850/2010 по иску Есиной В.А. к открытому акционерному обществу «Аэрофлот» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указала, что ... в Центральном Агентстве Воздушных Сообщений г. Иркутска приобрела билет на рейс № авиакомпании «Аэрофлот» вылет которого должен был состояться ... в ...
... в 11 часов 30 минут истец прибыла в Аэропорт г Иркутска для прохождения регистрации на рейс. В результате прохождения регистрации на рейс ей был выдан посадочный талон без указания в нем конкретного посадочного места, на что истец не обратила особого внимания.
В дальнейшем, проходя спецконтроль, работники аэропорта ей указали на невозможность дальнейшего прохождения контроля, в связи с отсутствием указания конкретного посадочного места который обязательно должен быть указан в посадочном талоне.
Вернувшись туда, где проходят регистрацию на рейс авиакомпании, истец потребовала исправить допущенную ошибку и указать конкретное посадочное место.
На указанное требование ей сообщили что в самолете, вылетающим рейсом № авиакомпании «Аэрофлот» не осталось свободных посадочных мест.
Истец попросила чтобы в данном недоразумении разобрался представитель авиакомпании «Аэрофлот». Но представитель ОАО «Аэрофлот» сообщил, что якобы было продано билетов сверх нормы.
Истцу предложили место в самолете, но только в вылетающем следующим рейсом авиакомпании «Аэрофлот» (№, ... в ...).
... истец обратилась с письменной претензией к ответчику (через Представительство ОАО «Аэрофлот» в г Иркутске) с просьбой компенсировать моральный ущерб сумме 25 000 рублей, однако, ответчик отказал в удовлетворении просьбы, хотя и согласился с обоснованностью ее требований.
Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях : огорчение по поводу задержки в аэропорту для разбирательства и общения по этому поводу с представительством авиакомпании, по поводу переноса срока совершить запланированную поездку и потерянного времени от отпуска, срыв планов по проведению отпуска, сопротивление ответчика и нежелание добровольно удовлетворить законные требования истца, вынудившее ее обратиться в суд.
Истец просит суд взыскать с ответчика в ее пользу в качестве возмещения морального вреда 25 000 руб., а также штраф в федеральный бюджет за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя.
В судебном заседании истец Есина В.А. исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ОАО «Аэрофлот» Подвеско В.В. (доверенность от ...), Агафонов А.А. (доверенность от ...) исковые требования Есиной В.А. не признали, просили в их удовлетворении отказать. В обоснование своей правовой позиции по делу представили в суд возражения на исковое заявление.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Из преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Судом установлено, что между ОАО «Аэрофлот» и Есиной В.А. был заключен договор перевозки пассажира рейсом № по маршруту ... рейсом ... по маршруту ..., что подтверждается а/билетом №, согласно которому перевозчик взял на себя обязательства по перевозке пассажира, а пассажир - прибыть в аэропорт ко времени, назначенному перевозчиком для совершения предполетных формальностей.
Однако, как следует из объяснений представителей ответчика, вследствие технического сбоя пассажиру В.А. Есиной не удалось вылететь рейсом № по маршруту ...
Истцу было предоставлено место в самолете, вылетающем следующим рейсом ОАО «Аэрофлот» № по маршруту ..., которым она и вылетела в ....
Таким образом, судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что ответчиком обязательства по перевозке пассажира были выполнены не надлежащим образом, в связи с чем, у Есиной В.А. возникло право требовать возмещения морального вреда, в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При определении размера денежной компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.ст. 151, 1101 ГК РФ).
Судом установлена вина ответчика в причинении истцу морального вреда вследствие нарушения прав потребителя.
На основании анализа фактических данных, при которых был причинен моральный вред, с учетом представленных доказательств о характере причиненных нравственных страданий истцу: ее переживаний по поводу переноса срока запланированной поездки, потерянного времени от отпуска, с учетом поведения каждой из сторон в возникших отношениях, а именно предоставление ОАО «Аэрофлот» истцу места в самолете, вылетающем следующим рейсом ОАО «Аэрофлот» № по маршруту ..., предложение ОАО «Аэрофлот» предоставить пассажиру компенсацию за доставленные неудобства в виде МСО в размере 100 долларов США, с учетом того, что причинителем вреда является юридическое лицо, учитывая реальные возможности ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения морального вреда 10 000 руб.
Согласно п.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в соответствии со ст. 46 БК РФ с ОАО «Аэрофлот» в бюджет муниципального образования г. Иркутск подлежит взысканию штраф в размере 5000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Есиной В.А. к открытому акционерному обществу «Аэрофлот» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Аэрофлот» в пользу Есиной В.А. компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
В удовлетворении исковых требований Есиной В.А. к открытому акционерному обществу «Аэрофлот» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 15000 руб. – отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Аэрофлот» в бюджет муниципального образования г. Иркутск штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста.
Полный текст решения стороны могут получить 20 декабря 2010 г.
Судья: Хижаев А.Ю.