Решение. О вовзрате суммы, взыскании неустойки, расходов на экспертизу



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2011 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре Выборовой Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27/2011 по иску Мокроусова А.В. к Индивидуальному предпринимателю Варлыгину С.А. о возврате суммы, взыскании неустойки, расходов на экспертизу, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований и уточнений к ним истец указал, что ... им в салоне-магазине «...», расположенном в ... за наличный расчет куплен жидкокристаллический телевизор (ЖК) SНАRР LС-42RD1RU серийный номер № Владельцем данного салона-магазина является индивидуальный предприниматель Варлыгин С.А. (БИК №).

Факт покупки телевизора, дата и место приобретения подтверждается соответствующими отметками в гарантийном талоне. В ходе эксплуатации, которая полностью соответствовала инструкции по эксплуатации, установленной заводом изготовителем, в последнее время, с ... года, после включения на экране появляются вертикальные полосы сверху до середины экрана, что искажает передаваемое изображение, не обеспечивает высокую его детализацию, и не соответствует техническим характеристикам изделия, представляя собой существенную неисправность. Это подтверждено экспертом ОО «...». Фирма изготовитель «shагр Корпорейшн» на ЖК телевизоры установила гарантийный срок - 36 месяцев, о чем указано в гарантийном талоне. Исходя из этого, срок на предъявление претензии истекает .... Им первоначально устно, а ... владельцу магазина «...» Варлыгину С.А. предъявлена письменная претензия с предложением возвратить стоимость товара- телевизора «Shагр» LС-42RD1RU т.к. он отказывается от дальнейшего исполнения договора купли-продажи (ст. 18 п.1ч.5 кона РФ «О защите прав потребителей» - далее Закон РФ). Согласно требованиям ст.22 данного Закона РФ продавец, получив требование потребителя (покупателя) о возврате уплаченной за товар денежной суммы, обязан удовлетворить его в течение 10 дней со дня предъявления такого требования.

... от Варлыгина С.А., владельца магазина, получен ответ на претензию, в котором, не оспаривая причину неисправности и что она выявлена в гарантийный срок, Варлыгин С.А. предлагает «обратиться в ... возможно к Вам отправят мастера для устранения дефекта на месте или заберут неисправное изделие в ремонт. Если в дальнейшем телевизор окажется неремонтопригодным, то Вам будет предложена замена на телевизор аналогичной модели или возврат денежных средств». При этом им также сообщено, что магазин предоставляет гарантию на ЖК телевизоры 1 год, последующие 2 года настоящая гарантия предусматривает замену и ремонт дефектных узлов и деталей и выполнение ремонта бесплатно. Как указано выше, гарантийный срок фирмой-изготовителем установлен на ЖК телевизоры 36 месяцев. Поэтому установление гарантийного срока продавцом противоречит требованиям п.7 ст.5 Закона РФ, согласно которым продавцу предоставлено право установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Фактически Варлыгин С.А. отказал в удовлетворении отказа от дальнейшего исполнения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы. Данное требование, изложенное в претензии, основано на положениях, предусмотренных ст.475 и 503 Гражданского кодекса РФ и ст. 18 п. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Тем самым считает, что нарушены его права приобретать и пользоваться товаром надлежащего качества, тем более товара длительного пользования и для семейных нужд. При выявлении технической неисправности и в целях безопасности для жизни здоровья членов семьи, им прекращена эксплуатация данного телевизора, что лишило его и членов семьи возможности пользоваться телевизором как источником получения информации, просмотра ряда передач, в т.ч. спортивных в период проведения Олимпийских игр, а также просмотра иных передач и вызвало ряд иных неудобств, в т.ч. моральных страданий. Кроме того, он вынужден был неоднократно в ... приезжать в г.Иркутск для обращения в магазин по вопросам замены телевизора, а в дальнейшем его возврату, подачи претензии и результатов ее рассмотрения, а расстояние между ..., местом его жительства, и г.Иркутском, местом нахождения магазина, - более 120 км и ему приходилось по 4-6 часов находиться за рулем автомобиля, что также вызывало неудобства и трату как физических так и моральных сил и влекло материальные затраты - стоимость бензина. Согласно положениям ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя, в т.ч. предусмотренных ст.22 данного Закона РФ - возврате уплаченной за товар денежной суммы - уплата потребителю за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 1 процента цены товара. Несмотря на то, что в претензии им обращалось внимание продавца на данное положение Закона РФ, однако Варлыгин С.А., отказывая в удовлетворении претензии, тем самым отказался в положительном решении данного вопроса. Исходя из требований ст.22 Закона РФ срок 10 суток со дня предъявления претензии истек ..., а поэтому на день первичной подачи заявления сумма неустойки, подлежащая взысканию составляет ... (с ... по ... - 76 суток х ... рублей).

... представителем продавца - Петрачковым И.С. у него был получен телевизор для проведения экспертизы на предмет выявления причины технической неисправности. Однако, к моменту судебного заседания ... экспертиза не проведена и сам продавец - Варлыгин С.А. на заседание не явился. По этим причинам судом решение по иску не принято, заседание перенесено на .... Тем самым по вине продавца не решен вопрос о возврате суммы стоимости телевизора и нарушаются его и права покупателя по возможности приобретать и пользоваться товаром по его прямому предназначению. Таким образом, исходя из требований ст.23 вышеуказанного Закона РФ считает необходимым увеличить сумму неустойки в размере ... руб.(20 дней х ....). Просит суд с учетом уточнений:

1. Взыскать в его пользу с владельца салона-магазина «...» ИП Варлыгин С.А. уплаченную за товар - ЖК телевизор LСD «Sharp» LС-42RD1RU- денежную сумму в размере ... рублей, как возмещение убытков в результате приобретения некачественного товара.

2. Взыскать в его пользу с гражданина Варлыгина С.А. владельца салона-магазина «...»: неустойку в размере 1% от цены товара в соответствии с требованиями ст.23 ФЗ «О защите прав потребителей» в сумме ... руб. (с ... по ...- 76 дней и с ... по ... - 20 дней итого 96 х ... руб.).

- средства, затраченные им на проведение экспертизы в сумме ...

- компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения им (ИП Варлыгиным С.А.) его прав потребителя-покупателя в сумме ...

- юридические услуги доверенного лица ....;

- нотариальное оформление доверенности - .... (л.д.4-6,17,30-32).

Истец Мокроусов А.В. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, что подтверждается его личной подписью на извещении о дате судебного заседания (л.д.70). В заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, о дате и времени заседания уведомлен. (л.д.77)

Представитель истца по доверенности от ... сроком на три года (л.д. 12) Саушкин А.П. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений в редакции от .... Суду пояснил, что истец переезжал из одной квартиры на другую, квитанции на телевизор не сохранилось. Он не согласен с проведенной экспертизой, эксперт не дал четких ответов на поставленные вопросы, не отвечает эксперт на поставленные им вопросы, в связи с его некомпетентностью, так как не обладает знаниями. В ходе судебного заседания после окончания исследования материалов дела и перехода к прениям представитель Саушкин А.П. без разрешения председательствующего покинул зал судебного заседания, в судебных прениях не участвовал.

Ответчик Индивидуальный предприниматель Варлыгин С.А. в судебном заседании не признал исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что сведения по стоимости телевизора в 1С:бухгалтерии отсутствуют, возможно, это связано со сменой бухгалтера, программу меняли, и за ... год данные не сохранились. По стоимости такого телевизора затруднился сказать информацию. Суду пояснил, что стоимость техники постоянно уменьшается, поскольку развитие идет и то, что стоило ... через 2 -3 года стоит намного меньше. Вины его как продавца или не качественности товара не установлено. Если бы были его недостатки, или производственный брак, то, как сказал эксперт, они проявились бы в первые месяцы эксплуатации, а у истца телевизор простоял такое длительное время и не было недостатков. Потом он с самого начала предлагал истцу увезти телевизор в специализированный сервисный центр, и если бы они сказали, что неустранимый недостаток, либо это производственный брак, то он заменил бы телевизор на новый, либо выплатил его стоимость на момент замены. После ухода представителя истца настаивал на рассмотрении дела и вынесении решения. Согласился на рассмотрение дела в отсутствие истца и его представителя Саушкина А.П. в порядке ст. 167 ГПК РФ.

С учетом мнения сторон, суд рассматривает дело в отсутствии истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, допросив эксперта, суд приходит к следующему.

В силу ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием гражданина –покупателя применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст. ст. 1, 7 ФЗ «О защите прав потребителей» Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Защита прав потребителей осуществляется судом. В вводной части закона дается понятие недостатка товара и существенного недостатка товара. Недостаток товара - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Нормами ст. 3 Закона предусмотрена ответственность продавца за нарушение прав потребителей, в том числе и уплата неустойки (пени). При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Статья 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. (ст. 15 Закона)

В соответствии со ст. 18 Закона Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:…отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношение технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. 5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 предусмотрен состав технически сложных товаров бытового назначения, в том числе бытовая радиоэлектронная аппаратура, фото-киноаппаратура, электробытовые приборы.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара предусмотрены ст. 19 Закона:

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. ...Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. 4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона. 5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. 6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В соответствии со ст. 22 Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом … в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. 2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. ( ст. 23 Закона)

Пункт 2 ст. 477 ГК РФ предусмотрены сроки обнаружения недостатков товара. 1. Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей. 2. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения. 3. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. 4. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара. 5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

В силу ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки, если не докажет, что недостатки возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

Судом установлено, что истец Мокроусов А.В. приобрел в ... ... телевизор Шарп модели LС-42RD1RU серийный номер №, что подтверждается гарантийным талоном на изделие Sharp, согласно которому гарантия действительна 12 месяцев, 36 месяцев на ЖК телевизоры… с даты покупки изделия…. А также имеется подпись истца о том, что он подтверждает, что приобрел данное изделие Шарп пригодным к эксплуатации в полном комплекте и с русской инструкцией по эксплуатации. (л.д. 9)

Ответчик индивидуальный предприниматель Варлыгин С.А. осуществляет свою деятельность на территории РФ на основании свидетельства (л.д. 18), выписке из ЕГРП.(л.д.19-20)

Истец обратился к ответчику ... с претензией, в которой указал, что в период действия гарантийного срока в телевизоре обнаружился следующий недостаток: при подключении телевизора на его экране появляются вертикальные полосы от верхней части экрана до середины, …в связи с чем он отказывается от исполнения договора купли-продажи и просит соответствии с п. 1 ст. 18 осуществить доставку сдаваемого товара за счет собственных сил и средств организации, уведомив заранее по указанному выше телефону; если возникает спор о причине возникновения недостатка, просит заблаговременно письменно проинформировать о месте и времени проведения экспертизы для реализации права участвовать при проведении проверки или экспертизы товара; возвратить ему стоимость телевизора в сумме его стоимости на день добровольного удовлетворения его претензии. Напоминает, что за каждый день просрочки исполнения указанного требования свыше срока, установленного ст. 22 Закона, ответчик будет обязан в соответствии со ст. 23 Закона уплатить ему в добровольном порядке неустойку в размере 1% от стоимости товара по день исполнения требования… (л.д. 7)

На указанную претензию ответчиком на имя истца был направлен ... ответ, в котором ответчик предложил обратиться в ..., возможно отправят мастера для устранения дефекта на месте или заберут неисправное изделие на ремонт. Если в дальнейшем телевизор окажется не ремонтопригодным, то будет предложена замена на телевизор аналогичной модели или возврат денежных средств. Также указано, что обязательным условием является предоставление кассового чека и копии паспорта. (л.д. 8)

Истцом был представлен в качестве доказательства, подтверждающего факт покупки гарантийный талон и инструкция по эксплуатации, однако в которых не была указана цена товара.

В досудебном порядке истец обратился в ООО «...» за проведением экспертизы телевизора LСD «Sharp» LС-42RD1RU серийный №. В акте экспертизы № от ... эксперт, проведя осмотр по адресу истца, установил, что телевизор установлен на стене на специальный кронштейн, крепежные элементы кронштейна установленного на корпусе телевизора затянуты с незначительным усилием. На наружной поверхности корпуса механические повреждения в виде деформаций, сколов вмятин царапин отсутствуют. Следы вскрытия отсутствуют. На поверхности экрана телевизора механические повреждения отсутствуют. При включении телевизора на экране наблюдается дефект изображения три вертикальные параллельные полосы тёмного цвета, расположенные в верхней части экрана. Полоса расположенная слева имеет наибольшую длину 25 см, расстояние между полосами 8 мм, толщина полос 1- 2 мм. При просмотре разных телевизионных каналов характер и расположение дефекта не изменяется. Иные дефекты изображения отсутствуют В выводах эксперт указал, что телевизор LСD «Sharp» LС-42RD1RU, зав. № имеет заявленный дефект – некачественное изображение (дефект изображения в виде вертикальных полос), следы механических повреждений способных вызвать выявленный дефект отсутствуют (л.д.10). За проведение данной экспертизы истец оплатил ... рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ... и чеком от ... (л.д. 11) Оценивая представленный акт экспертизы, в совокупности с заключением эксперта суд приходит к следующему. И в акте и в заключении эксперты пришли к выводу, что у телевизора на момент осмотра имелся дефект в виде вертикальной полосы. Однако суд считает, что следует принять за основу заключение судебной экспертизы, которая проводилась в рамках дела, поскольку его заключении в совокупности с допросом эксперта полно, подробно, соответствует собранным по делу доказательствам. Доводы представителя истца о том, что акт экспертизы, представленный истцом и акт экспертизы судебной противоречат друг другу, суд оценивает критически. Поскольку оба эксперта дали ответ о том, что дефект имеется, вывод о том, что следы механических повреждений отсутствуют также не противоречит вывод эксперта, проводившего судебную экспертизу. Притом, что акт экспертизы № не содержит выводов о существенности, неустранимости недостатка, причинах его возникновения.

Как видно из инструкции по эксплуатации телевизор является высокотехнологичным изделием, при его эксплуатации следует избегать длительного отображения неподвижного изображения, так как это может привести к возникновению остаточного изображения. Установка телевизора на стене с помощью кронштейна должна производиться только квалифицированным обслуживающим персоналом. Покупателям не следует пытаться сделать эту работу самостоятельно. Фирма не несет ответственности за несоответствующую установку или установку, которая приведет к повреждению изделия.

Согласно расписке от ... Петрачков И.С. получил у Мокроусова А.В. телевизор марки Sharp LС-42RD1RU серийный № для доставки его ИП Варлыгину С.А. на проведение экспертизы. Телевизор внешних видимых повреждений и следов вскрытия не имеет. В комплекте с подставкой, коробкой и ПДУ. (л.д. 26)

По ходатайству ответчика на основании определения суда было назначено проведение судебно-товароведческой экспертизы в ..., отводов экспертам данного учреждения от сторон не поступало. На разрешение эксперта были поставлены вопросы: 1. Соответствует ли жидкокристаллический телевизор (ЖК) SНАRР LС-42RD1RU серийный номер № ГОСТам, стандартам качества? 2. Имеются ли недостатки у жидкокристаллического телевизора (ЖК) SНАRР LС-42RD1RU серийный номер №, если имеются то какие, какой носят характер (устранимые или неустранимые, существенные или несущественные)? 3. Если недостатки имеются, то какова причина их возникновения (в результате чего и на каком этапе они могли возникнуть)? Могли ли, в случае выявления, указанные недостатки возникнуть в процессе эксплуатации или они возникли до передачи товара покупателю до декабря ... года, либо это недостатки завода-изготовителя (производственный брак)? Связаны ли указанные недостатки с нарушением правил эксплуатации и использования потребителем, нарушением правил хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, либо с иными причинами? (л.д. 47-49) В заключении эксперт № от ... дает выводы, что определение соответствия товара ГОСТам качества не входит в компетенцию эксперта по оборудованию. Данными функциями в РФ занимаются органы по сертификации. Представленный на экспертизу жидкокристаллический телевизор (ЖК)«SНАRР» модели LС42RD1RU, серийный № имеет дефект: при работе в центральной части экрана наблюдается слабо заметная полоса темного цвета, расположенная от верхней части к середине экрана. Полоса заметна только при определенной яркости и тональности цветовой гаммы. Дефект устранимый, для устранения требуется замена жидкокристаллической матрицы. Чтобы определить является ли данный дефект существенным или несущественным, необходимо установить конкретную причину образования дефекта, для чего требуется проведение разрушительного метода контроля. На третий вопрос: ответить конкретно на данный вопрос эксперту не представляется возможным вследствие того, что телевизор до выявления дефекта находился в эксплуатации в течение двух лет. В случае производственного дефекта, дефект бы выявился в первый период времени эксплуатации. Характерной причиной образования данного дефекта является механическое воздействие для определения конкретной причины образования дефекта требуется применения разрушительного метода контроля. (л.д. 63-65)

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца и его представителя был допрошен эксперт Ш., который поддержал вывозы экспертизы, суду дополнительно пояснил, что при проведении экспертизы были установлены недостатки товара. Они устранимы, требуется замена матрицы. Обнаруженный дефект по работе не существенный, необходимо сменить матрицу и поставить новую. … По стоимости он не может определить существенный дефект или нет, так как работой по обслуживанию телевизоров не занимается, этим занимаются сервисные центры…. По гарантии ее замена производится бесплатно. По работе дефект не существенный. Конкретную причину дефекта установить невозможно. Метод разрушительного контроля заключается в том, что матрица многослойная, состоит, в частности, из пластика и стекла, чем напоминает стеклопакет. Все изолировано. Для того, чтобы установить причину дефекта, потребуется разрушить матрицу, что возможно сделать только на заводе изготовителе. Дефект - это слабо заметная одна полоса, которая появляется при определенной яркости, сочетании тонов, под определенным углом зрения и не всегда ее видно. Такой дефект устранимый и не существенный по времени ремонта…. Вертикальных полос нет, идет одна полоса в средней части, полностью до низа она не доходит, заметна не всегда, только при определенной тональности и яркости цвета и под определенным углом зрения. Искажения изображения она не дает, его нет, так эта полоса на изображение не влияет. Полоса имеет конусообразную форму, чем ближе смотреть телевизор, тем она виднее, чем дальше, тем она менее заметна. Причину дефекта установить можно, но потребуется ломать матрицу, что можно сделать только на заводе изготовителя. Характер повреждения механический - удар. Если указанный дефект был бы производственным, например, некачественная сборка, некачественные детали он бы выявился сразу, а не через 2 с лишним года эксплуатации. Возможно, через 1-2 месяца. Дефект механический - удар по корпусу верхней части телевизора, удар не по экрану, удар в верхнюю часть корпуса самого телевизора, в то место, где начинается вертикальная полоса. Если удар пришелся бы по экрану, то возникли бы другие разрушения. Явной механики нет, но удар мог быть мягким, без оставления сколов, царапин, вмятин, и дефект мог образоваться из-за него. Как эксперт, он имеет право проводить экспертизы в любом государстве СНГ. При проведении экспертизы дополнительно приглашался специалист ТПП по сборке и разборке оборудования, с ним ТПП заключен соответствующий договор на проведение технической диагностики. Указный специалист проводит сборку и разборку. В его полномочия входит, и у него имеются все разрешения на проведение экспертизы телевизоров и сотовых телефонов, такие экспертизы он проводит постоянно. Регулярно сдает экзамены, проходит обучение на повышение квалификации эксперта. Отдельно по каждой категории товаров их не обучают. Выводы делает исходя из собственного опыта работы, знаний и информации, которую черпает из интернета, книг. Не знает, что означает понятие существенный ущерб, знает, что значит существенный недостаток. Вывод о механическом воздействии основан на том, что имеется характерный признак такого воздействия, явной механики нет. Если телевизор уронить на мягкую поверхность, следов механики не будет, но дефект возникнет. Не знает, где другой эксперт, делавший заключение, увидел 3 полосы. Если матрица начала барахлить, самостоятельно 2 полосы не могут ни появиться, ни восстановиться. Он дал заключение на одну полосу, увидел одну полосу. ЖК телевизор отличается от телевизора с кинескопным экраном тем, что имеет иную конструкцию и более высокое качество. Качество плазменных телевизоров сейчас еще выше. С каждым годом техника модернизируется и отличается и по качеству и по цене от ранее выпускаемой…. Полоса ухудшает качество изображения. Но экран соответствовал требованиям в течение 2-х лет. Исходя из опыта, дал ответ, что дефект устранимый и не заводской. Если бы это был заводской дефект, то он выявился бы ранее. Если была бы трещина, то в нее попала бы пыль, произошло бы нарушение герметичности, дефект бы выявился в первое время эксплуатации. Существенный недостаток товара - это недостаток, требующий больших денежных затрат и времени на его устранение. Говоря о требованиях высококачественного просмотра, если антенна не будет ловить сигнал, качество изображения будет плохим, но это не говорит о том, что сам телевизор некачественный, в данном случае это не существенный недостаток телевизора. В заключении не отражен механизм повреждений, потому что его нет. При просмотре он тоже сначала не увидел полосу, потом погонял его и тогда увидел. Царапины незначительные имеются на корпусе телевизора, но это результат эксплуатации. Механические повреждения в виде потертостей об ударе не свидетельствуют. Об ударе может свидетельствовать вмятина. Если удар мягкий, то вмятин не будет. В заключение сказано, что характерной причиной образования полосы является механическое воздействие. Иных причин дефекта, кроме механического воздействия быть не может. (л.д. 6-92)

Суд, оценивая доказательства по делу и показания эксперта Ш., находит показания эксперта не противоречащим его заключению и обстоятельствам дела. Суд также приходит к выводу, что указанное заключение эксперта полно, подробно, содержит все необходимые и требуемые сведения, содержит выводы по всем обстоятельствам проведенного исследования, не противоречит собранным по делу доказательствам и в совокупности с собранными доказательствами, не вызывает у суда сомнения. А потому, у суда нет оснований не доверять выводам эксперта, имеющего специальные познания. Доводы представителя истца в части недоверия эксперту, уже после проведения экспертизы, не колеблют выводы суда. В соответствии со ст. 493 ГК РФ Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.11.2000 N 32 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации") "В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем). В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Исходя из вышеизложенного, анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит, что в удовлетворении исковых требований Мокроусову А.В. к Индивидуальному предпринимателю Варлыгину С.А. о взыскании с владельца салона-магазина «...» ИП Варлыгин С.А. в уплаченную за товар ЖК телевизор LСD «SНАRР» LС-42RD1RU денежной суммы в размере ... рублей, как возмещение убытков в результате приобретения некачественного товара следует отказать. Судом не было установлено обстоятельств, требуемых ст. 18, 19 ФЗ О защите прав потребителей, ст. 475 ГК РФ для предъявления истцом требований о возврате суммы, уплаченной за товар, не установлено было судом существенности недостатка товара и его неустранимости, и доказательств, свидетельствующих о возникновении данного недостатка до передачи товара покупателю, производственного дефекта. Притом, что истцом также иных доказательств в обоснование стоимости товара, кроме указания в иске на его стоимость ... рублей, на протяжении всего времени рассмотрения дела с ... не представлено. Ответчик не оспаривает факт продажи телевизора истцу, однако по стоимости телевизора не согласился, но представить документы по его стоимости также не представил.

В силу вышеизложенного вывода суда, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании неустойки в размере ... рублей, расходов на экспертизу в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей, взыскании судебных расходов за юридические услуги в размере ... рублей, нотариальное оформление доверенности ... рублей. Притом, что доказательств, свидетельствующих о расходах истца на юридические услуги и нотариальное оформление доверенности (квитанций, расписок, приходных кассовых ордеров и т.п.) суду также в соответствии со ст. 56, 59, 60 ГПК РФ не представлено.

А потому, суд находит требование истца не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мокроусову А.В. к Индивидуальному предпринимателю Варлыгину С.А. о взыскании с владельца салона-магазина «...» ... Варлыгин С.А. уплаченную за товар ЖК телевизор LSD «SHARP» LC-42RD1RU денежной суммы в размере ... рублей, как возмещение убытков в результате приобретения некачественного товара; взыскании неустойки в размере ... рублей расходов на экспертизу в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей, взыскании судебных расходов за юридические услуги в размере ... рублей, нотариальное оформление доверенности ... рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

Судья О.Ю. Астафьева